Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2016 г. N Ф09-8939/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о возложении обязанности зарегистрировать договор, о государственной регистрации договора, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в регистрации по договору аренды в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Пермь |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А60-1118/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.,
судей Жуковой Т.М., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кычёвой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 апреля 2016 года
по делу N А60-1118/2016,
принятое судьей Смагиным К.Н.,
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
третье лицо: Департамент Лесного хозяйства Свердловской области
о признании решения, действия (бездействия) незаконным,
установил:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа от 15.10.2015 N 66/004/660/2015-1559 в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 27.08.2015 N 74/15-з, возложении обязанности на заинтересованное лицо совершить действия по государственной регистрации договора аренды лесного участка от 27.08.2015 N 74/15-з.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Лесного хозяйства Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Свердловской области, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 05.04.2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что ПАО "Т Плюс", предъявляя требования о признании отказа в государственной регистрации недействительным, должно было доказать нарушение регистрирующим органом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, чего сделано не было.
По мнению заявителя жалобы, требование об обязании Управления совершить действия по государственной регистрации договора аренды земельного участка удовлетворено с нарушением норм действующего законодательства, поскольку право собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией не зарегистрировано, что исключает возможность распоряжаться им.
Кроме того заинтересованное лицо указывает на то, что поскольку собственность на земельный участок с кадастровым номером 66:09:2001003:506 разграничена, распоряжаться данным земельным участком допускается только после государственной регистрации права собственности на него.
До начала судебного разбирательства от ПАО "Т Плюс" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которого последний полагает судебный акт законным и обоснованным; просит отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 31.07.2015 N 1201, 27.08.2015 между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (арендодатель) и ПАО "Т Плюс" (арендатор) подписан договор аренды лесного участка N 74/15-3, по условиям которого арендатору передан в аренду сроком на 10 лет лесной участок общей площадью 0,16 га, зарегистрированный в государственном лесном реестре с номером учетной записи 000076-2014-04, с кадастровым номером 66:09:2001003:506, находящийся в федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 23.12.2004 серии 66АБ N 285967), расположенный на территории городского округа Верхотурский, на землях лесного фонда Верхотурского лесничества в квартале 67 (часть выдела 10) Верхотурского участка Ступинского участкового лесничества.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области 03.09.2015 обратился в Серовский отдел Управления Росреестра по Свердловской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 27.08.2015 N 74/15-3.
Заинтересованным лицом 15.10.2015 принято решение N 66/004/660/2015-1559 об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка на основании абз. 6 п. 1 ст. 20 Федерального закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности Российской Федерации на переданный в аренду лесной участок.
Ссылаясь на то, что оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку первоначальный земельный участок с кадастровым номером 66:09:0000000:143 был поставлен на кадастровый учет и право на него зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АБ 285967 от 23.12.2004), то образованный из него земельный участок с кадастровым номером 66:09:2001003:506 также является собственностью Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 17 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
На основании п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст.17 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу п. 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Процесс образования земельных участков предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки (п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ).
На основании п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом о государственной регистрации прав N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела правоустанавливающих документов следует, что земельный участок с кадастровым номером 66:09:2001003:506, на котором расположен лесной участок, образовался в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 66:09:0000000:143. Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок с кадастровым номером 66:09:2001003:506 за Российской Федераций не зарегистрирован, сведения об иных правообладателях данного земельного участка в ЕГРП отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Частью 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда и т.п.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Из системного толкования указанных норм права следует, что перечень передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий устанавливается федеральными законами и расширительному толкованию не подлежит.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку полномочия по принятию решения об образовании земельных (лесных) участков в составе земель лесного фонда прямо не включены в число законодательно переданных субъектам Российской Федерации, образование земельного участка из состава земель лесного фонда должен осуществлять уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
В силу ст. 16 Закона о государственной регистрации прав N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Функцию управления федеральным имуществом от имени его собственника согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании п. 10 ст. 3 Федерального закона о 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного закона (участки, право государственной собственности на которые не разграничено), осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если другим федеральным законом не предусмотрено иное.
Без регистрации права государственной собственности возможно распоряжение только земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку земельные (лесные) участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности Российской Федерации в силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации и не находятся в неразграниченной государственной собственности, распоряжение такими участками возможно только после регистрации права государственной собственности на них.
Доказательств регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:09:2001003:506 материалы дела не содержат, а равно отсутствуют доказательства надлежащего согласования Территориальным управлением Росимущества в Свердловской области местоположения границ земельного участка (ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в совершении регистрационных действий не противоречит действующему законодательству и является законным и обоснованным.
Довод публичного акционерного общества "Т Плюс" о том, что поскольку спорный земельный участок является частью земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, право собственности Российской Федерации на спорный лесной участок сохраняется, подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании норм материального права.
С учётом вышеуказанного, апелляционная жалоба признана обоснованной, решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 апреля 2016 года по делу N А60-1118/2016 подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 апреля 2016 года по делу N А60-1118/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А.Полякова |
Судьи |
Т.М.Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1118/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21 октября 2016 г. N Ф09-8939/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПАО "Т ПЛЮС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ