г. Тула |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А68-11645/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии в судебном заседании представителей: заявителя - межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158) - Алексеева С.А. (доверенность от 10.06.2014 N 10-06/2014), заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Медведь" (ОГРН 1087154010217, ИНН 7115500115) - Матвеевой О.В. (доверенность от 20.02.2016 N 09-02/2016), Пильчугина А.А. (доверенность от 15.01.2016 N 1/2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.03.2016 по делу N А68-11645/2015, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Медведь" (далее - ООО "Торговый дом "Медведь", общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.03.2016 заявление оставлено без удовлетворения. Не согласившись с решением, Управление обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить. Мотивируя позицию, заявитель указывает, что представленное Обществом свидетельство говорит о том, что в лаборатории имеются условия для проведения испытаний, но для того чтобы результаты проведенных испытаний имели юридическую силу обществу необходимо получить аттестат аккредитации и область аккредитации, которая бы подтверждала право лаборатории проводить те или иные испытания в конкретной области, в данном случае проведение испытаний в области производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Настаивает на доказанности факта того, что складское помещение оборудовано измерительным прибором непозволяющим обеспечить контроль температуры и влажности. Обращает внимание на то, что в материалах дела имеется фототаблица, в которой зафиксировано данное нарушение, а именно на фотографиях N 73 и N 74 зафиксировано нарушение Технических условий, выразившееся в том что, в представленном к осмотру складском помещении поддоны с продукцией установлены в ряды шириной более чем из двух поддонов (три и более).
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Управления от 07.04.2015 N 1-1733, проведена плановая выездная проверка в отношении общества.
В ходе проведения проверки установлено, что общество осуществляет производство водок в соответствии с требованиями ГОСТ 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия", на основании типового "Производственного технологического регламента на производство водок ПТР 83948147-001-12", утвержденного 15.10.2012 генеральным директором ООО "Торговый дом "Медведь" Щербаковым М.И. и согласованного с ГНУ ВНИИПБТ Россельхозакадемии (далее - Типовой регламент ПТР 83948147-001-12), на основании Изменения N 2 к Типовому регламенту ПТР 83948147-001-12.
Обществом представлены рецептуры и технологические инструкции, утвержденные генеральным директором, а также перечень выпускаемой алкогольной продукции.
Для проведения технологического и технохимического контроля на всех стадиях производства обществом заключен договор со сторонней аккредитованной лабораторией.
Представлен договор от 01.10.2015 N 64/9-5, заключенный с ФБУ "Тульский ЦСМ", на проведение лабораторных исследований проб алкогольной продукции, сырья. Аттестат аккредитации от 19.06.2015 N RA.RU.21ПУ58.
В ходе проверки представлены документы (протоколы испытаний), подтверждающие проведение указанного контроля производства алкогольной продукции.
Обществом представлены договоры на выполнение работ и оказание услуг, заключенные с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" от 05.11.2013 N 2372, от 29.10.2013 N 2339, от 21.08.2013 N 1869, от 28.05.2013 N 1156, от 07.02.2013 N 215, от 20.05.2014 N 858, от 19.03.2014 N 435, от 25.02.2015 N 195, от 09.02.2015 N 130.
Технологический контроль сырья, готовой продукции, а также технологического производства осуществляется лабораторией предприятия.
Представлены журналы технохимического контроля производства. Обществом не представлены аттестат и область аккредитации производственной лаборатории.
Обществом предоставлены единичные протоколы испытаний от аккредитованных испытательных лабораторий, а именно на спирт протоколы испытаний от 06.03.2014 N 9 134/9-5; от 08.07.2014 N 11711/9-5; 05.07.2013 N 4618/9-5; на алкогольную продукцию от 05.03.2015 N 1300/9-5; от 08.07.2014 N 11710/9-5; от 28.07.2014 N 12216/9-5; от 28.07.2014 N 12215/9-5; от 14.11.2014 N 14478/9-5; от 09.04.213 N 3220/9-5; от 09.04.2015 N 3221/9-5; от 26.07.2013 N 4719/9-5; от 28.08.2013 N 5125/9-5; от 28.10.2013 N 6366/9-5;от 27.01.2015 N 89-пп/24; 17.02.2015 N 982-пп/319; от 04.03.2015 N 1646-пп/498; от 04.03.2015 N 1645-пп/497; от 19.03.2014 N 688; от 27.05.2014 N 1374; от 13.02.2013 N 309; от 26.03.2015 N 709; от 04.06.2013 N 1624; от 30.08.2013 N 3243; от 05.11.2013 N 3958; от 01.12.2014 N 4844-пп/3485.
Согласно декларации N 7 "Об объеме закупки ЭС" общество осуществило закупку ЭС 328 партий.
В ходе проверки склада готовой продукции, установлено, что поддоны с продукцией установлены в ряды шириной более чем из двух поддонов (три и более); в проверяемой комнате отсутствует прибор для контроля температурно-влажностного режима хранения готовой продукции в диапазоне от -15° С до 0° и от 25° С до 30° С.
С учетом изложенного, административный орган пришел к выводу о том, что обществом не осуществляется постоянный технологический контроль процесса производства алкогольной продукции, контроль качества готовой продукции, что в свою очередь указывает на состав и событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
27.11.2015 Управлением составлен протокол N 07-15/2689-1 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в отсутствие представителя общества.
Учитывая, что рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
В примечании к данной статье указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу производства.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении обязательных требований к продукции и процессам ее производства.
Таким образом, диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия изготовителя, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу производства.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и подлежащие лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно подпункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В соответствии со статьей 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Под нормативными документами по смыслу статьи 2 Закона о техническом регулировании понимаются, в том числе государственные стандарты, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о техническом регулировании федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 настоящего Федерального закона.
Закон о техническом регулировании не допускает возможности обязательной силы актов, относящихся к ведомственному нормотворчеству в области установления обязательных требований к объектам технического регулирования.
Исключение из этого правила составляют подлежащие обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Пунктом 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В настоящее время технические регламенты в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не разработаны, продолжают действовать ранее принятые нормативные правовые акты и нормативные документы в этой области, подлежащие применению, как в обязательном порядке, так и на добровольной основе, обеспечивая тем самым соблюдение требований в области технического регулирования.
Приказом Росстандарта от 28.06.2013 N 340-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" введен в действие с 01.06.2014 для добровольного применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия". В связи с принятием и введением в действие данного стандарта с 15.02.2015 отменен ГОСТ Р 51355-99 "Водки и водки особые. Общие технические условия". ГОСТ 12712-2013 "Водки и водки особые. Общие технические условия" подготовлен на основе применения ГОСТ Р 51355-99.
Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ 12712-2013 водки и водки особые должны быть приготовлены в соответствии с требованиями данного стандарта по технологическим инструкциям и рецептурам для каждого конкретного наименования изделия с соблюдением требований "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции" или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Производственным технологическим регламентом на производство водок и ликеро-водочных изделий ПТР 10-12292-99, утвержденным руководителем Департамента пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания, предусмотрено проведение контроля на всех стадиях производства алкогольной продукции (водки).
Выполнение вышеуказанных требований обеспечивает соблюдение производителем алкогольной продукции технических регламентов и санитарных правил и норм в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть при осуществлении процесса производства данной продукции, направленных на защиту жизни и(или) здоровья граждан, охрану окружающей среды, жизни и(или) здоровья животных и растений.
Судом первой инстанции установлено, что для проведения технологического и технохимического контроля на всех стадиях производства обществом заключен договор от 01.10.2015 N 64/9-5 с ФБУ "Тульский ЦСМ" на проведение лабораторных исследований проб алкогольной продукции, сырья. Аттестат аккредитации от 19.06.2015 N RA.RU.21ПУ58.
В ходе проверки представлены документы (протоколы испытаний), подтверждающие проведение указанного контроля производства алкогольной продукции.
Обществом представлены договоры на выполнение работ и оказание услуг, заключенные с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области" от 05.11.2013 N 2372, от 29.10.2013 N 2339, от 21.08.2013 N 1869, от 28.05.2013 N 1156, от 07.02.2013 N 215, от 20.05.2014 N 858, от 19.03.2014 N 435, от 25.02.2015 N 195, от 09.02.2015 N 130.
Из материалов дела следует, что технологический контроль сырья, готовой продукции, а также технологического производства осуществляется лабораторией предприятия.
В материалы дела представлены журналы технохимического контроля производства, протоколы испытаний ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области" на спирт, алкогольную продукцию
В судах обеих инстанций Управление ссылается на то, что обществом в ходе проверки не представлены аттестат и область аккредитации производственной лаборатории, вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, ООО "Торговый дом "Медведь" в материалы дела представлены свидетельства о состоянии измерений в лаборатории N 40-15 (действительно с 12.10.2015 по 12.10.2018) и N 67-12 (действительно с 15.10.2012 по 15.10.2015), которыми удостоверено наличие в производственно-технологической лаборатории условий, необходимых для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности, в связи с чем общество самостоятельно может осуществлять производственный контроль.
Управление вменяет обществу, что в ходе проверки в проверяемой комнате отсутствовал прибор для контроля температурно-влажностного режима хранения готовой продукции в диапазоне от -15 ° С до 0° С и от 25° С до 30° С, также поддоны с продукцией установлены в ряды шириной более чем из двух поддонов (три и более).
Приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 N 59н утверждены Технические условия в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару (далее - Технические условия).
Настоящие Технические условия определяют требования к обороту (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в тару, в которую согласно требованиям технических регламентов и (или) национальных стандартов расфасовывается продукция в целях ее продажи потребителю, в помещениях организаций, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области производства и оборота продукции, либо организаций, обратившихся в лицензирующий орган с целью получения лицензии на осуществление деятельности в области производства и оборота продукции (пункт 1 Технических условий).
Пунктом 2 Технических условий установлено, что продукция должна храниться в отапливаемых и вентилируемых стационарных помещениях, предназначенных исключительно для осуществления приемки, хранения, отпуска и учета продукции, которые соответствуют следующим требованиям:
оборудованы измерительными приборами для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции. Исправность таких приборов должна быть подтверждена соответствующими отметками о поверке средств измерений в паспортах на приборы. В случае, если складское помещение состоит из смежных помещений, указанные приборы должны находиться в каждом таком помещении (подпункт 2);
оборудованы стеллажами и (или) поддонами, расположенными на расстоянии не менее 1 метра от систем отопления, водопроводных и канализационных труб. Поддоны с продукцией при хранении не на стеллажах должны устанавливаться в ряды шириной не более чем из двух поддонов таким образом, чтобы расстояние между рядами и от стен составляло не менее 0,5 метра (подпункт 3).
Между тем, из акта проверки Управления от 10.11.2015 N у1-а1317/07 следует, что при проведении плановой выездной проверки установлено, что в складском помещении для контроля за температурно-влажностным режимом хранения продукции установлен гигрометр психрометрический ВИТ-1 зав. N 7, поверенный на срок до 08.2016, неисправность которого административным органом не доказана. Более того, как следует из пункта 7.1 паспорта изделия, дистиллированную воду необходимо дополнять заблаговременно, лучше всего сразу после проведения измерений или не менее, чем за 30 минут до начала измерений влажности. Таким образом, паспорт изделия допускает наполнение гигрометра непосредственно перед замерами. Также суд апелляционной инстанции отмечает, что приказом N59н не установлено требований к периодичности замеров или требований к круглосуточному функционированию средств измерений температуры и влажности. Факт надлежащей поверки гигрометра и, следовательно, его исправности Управлением не отрицается.
Представленные суду апелляционной инстанции фотографии в подтверждение нарушения обществом требований Технических условий по хранению и складированию сами по себе не могут быть доказательством того. Из указанных фотографий невозможно установить направление рядов и их расположение между собой, равно как невозможно установить расстояние между ними. Из фотографий усматривается, что между рядами существует некоторое расстояние, однако, как подтвердил представитель административного органа в суде апелляционной инстанции, никаких измерений при проведении проверки не осуществлялось. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки, а также тем фактом, что в акте не указаны какие-либо средства измерения (линейка, рулетка и т.п.).
Таким образом, установленные при рассмотрении дела обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать вывод об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности, за отсутствием доказанности состава правонарушения.
Доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 02.03.2016 по делу N А68-11645/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-11645/2015
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО
Ответчик: ООО "ТД "Медведь", ООО "Торговый дом "Медведь"