Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2016 г. N Ф02-5314/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А33-22336/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" июня 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
секретаря судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края) - Орлова А.В., представителя по доверенности от 11.01.2016 N 2,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ильина Андрея Сергеевича
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" апреля 2016 года по делу N А33-22336/2015, принятое судьёй Петроченко Г.Г.,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ильин Андрей Сергеевич (ИНН 246213795508, ОГРН 315246800007968) (далее - заявитель, Ильин А.С., глава КФХ Ильин А.С.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края (ИНН 2404000610, ОГРН 1022400560654) (далее - ответчик, Администрация):
- о признании незаконным бездействия Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края, выраженного в нарушении срока рассмотрения письменного обращении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ильина Андрея Сергеевича от 14.07.2015 вх. N 90 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- о признании незаконным отказа (письмо от 20.07.2015 N 391с Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края в формировании и предоставлении испрашиваемого земельного участка;
- об обязании Администрации Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края утвердить схему расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, местоположение: Красноярский край, Березовский район, Бархатовский сельсовет, в районе п. Подгорный, участок N 1, площадью 11158 кв. м., для животноводства.
- об обязании ответчика обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участкам для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а так же на официальном сайте уполномоченного органа в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "27" апреля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
- Оставшаяся свободная часть земель от земельного участка, образование которого предусмотрено схемой КПТ, до границ земельных участков (24:04:0301018:451, 24:04:0301018:667, 24:04:0301018:702) сведения о которых внесены в ГКН, является землей общего пользования (полевая дорога), которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
- В случае включения в границы земельного участка земель общего пользования - дороги, то в указанной части земельный участок невозможно будет использовать для сельскохозяйственной деятельности и будет установлен сервитут.
- Отсутствие в сведениях государственного кадастра недвижимости (кадастровых паспортах) информации об отнесении участка к землям общего пользования само по себе не свидетельствует о том, что такой участок не является территорией общего пользования.
- Судом не дана правовая оценка доводам заявителя о невозможности осуществления проезда к земельным участкам, принадлежащим другим лицам от территории общего пользования, по предложенной заявителем схеме размещения земельного участка.
- Суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу, что животноводство не включено в часть 7 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Федеральный закон N74-ФЗ), в связи с чем доводы заявителя со ссылкой на данный закон не соответствуют закону.
- Перечень видов основной деятельности хозяйства, установленный в вышеуказанной норме, не является исчерпывающим. Поэтому главный критерий применения пункта 7 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве - применение технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков.
- Исходя из пояснений Министерства сельского хозяйства Красноярского края, изложенных в ответе на заявление о предоставлении информации: вид деятельности - животноводство (код 1.7 согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков) технологически допускает использование земельных участков, размеры которых меньше 4 га., при соблюдении технологических процессов, а также санитарных и иных правил.
- Несостоятелен довод суда о том, что процедуры и сроки рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка в Земельном кодексе Российской Федерации (далее - ЗК РФ) отдельно не определены, в то время как сроки рассмотрения заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории установлены подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11 и пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу не согласилась с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Ильин Андрей Сергеевич уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ильина Андрея Сергеевича.
Представитель Администрации доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
14 июля 2015 года заявитель обратился об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории местоположение в районе птицефабрика Бархотовская" Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края для разрешенного использования животноводство площадью 11158 кв.м. К заявлению приложена схема и указано на договор аренды земельного участка.
20 июля 2015 года в письме 391 Администрация Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края отказала в формировании и предоставлении земельного участка для животноводства, поскольку площадь земельного участка менее 4 га.
Считая свои права нарушенными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, 14 июля 2015 года заявитель обратился об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории местоположение в районе птицефабрика "Бархотовская" Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края для разрешенного использования животноводство площадью 11158 кв.м. К заявлению приложена схема и указано на договор аренды земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 3 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (часть 4 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов (часть 5 статьи 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены земельным кодексом, федеральными законами (пункт 1).
В пункте 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По смыслу статьи 11.10, пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации выдача органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка осуществляется в целях выполнения кадастровых работ и оформления правоустанавливающих документов на земельный участок лицу, у которого имеется преимущественное право приобретения земельного участка в собственность либо в аренду. Утверждение схемы расположения земельного участка является первоначальным этапом в процедуре предоставления земельного участка на том или ином праве и не порождает правовых последствий в виде обязательного предоставления земельного участка. Вопрос о возможности предоставления земельного участка подлежит рассмотрению после составления и утверждения схемы расположения земельного участка.
До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в том числе, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц (пункт 20 статьи 11.10 ЗК РФ).
С вступлением в законную силу с 01.03.2015 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменился порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Положения пунктов 2 - 5 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" утратили свою силу.
Новый порядок предусматривает необходимость проведения ряда публичных процедур и, в частности проведения торгов, а равно возможность предоставления земельных участков без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации к акту о выборе земельного участка прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, следовательно, предоставление схемы расположения земельного участка является обязательным.
Согласно пункту 1 статья 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие 01.03.2015, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Поскольку в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято, заключение договора аренды данного участка возможно только на торгах.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с частью 8 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (пункт 6 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункт 6.1 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Пунктом 7 статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предусмотрено, что минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (часть 1).
Часть 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ определяет, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пункт 15).
В соответствии счастью 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (часть 4 статьи 39.18 ЗК РФ).
На основании части 5 статьи 39.18 ЗК РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (часть 6).
В соответствии с частью 7 статьи 3 9.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2).
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4).
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения, составляют: минимальный - 4 га, максимальный -равный 25 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного муниципального района края (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 4 га, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" минимальный размер земельного участка устанавливается по его фактической площади для земельных участков, в том числе, ограниченных со всех сторон землями других категорий или сформированными в установленном порядке земельными участками.
Из вышеприведенных положений следует, что претендент на спорный земельный участок в заявлении о предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности должен обосновать размер испрашиваемого земельного участка.
Ильиным А.С. в качестве обоснования размера испрашиваемого земельного участка указывается, что оставшаяся свободная часть земель от земельного участка, образование которого предусмотрено схемой КПТ, до границ земельных участков (24:04:0301018:451, 24:04:0301018:667, 24:04:0301018:702) сведения о которых внесены в ГКН, является землей общего пользования (полевая дорога), которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и, в случае предоставления заявителю участка большей площадью нежели испрашиваемый возникнет ситуация невозможности осуществления проезда к земельным участкам, принадлежащим другим лицам от территории общего пользования.
Однако доказательств в обоснование своего довода заявителем в материалы дела не представлено. Из представленных в материалы дела схемы расположения земельного участка не следует, что свободная площадь, на которую указывает заявитель является территорией общего пользования.
В то же время, из представленных Администрацией Бархатовского сельсовета документов, в том числе схемы расположения земельного участка следует, что испрашиваемый земельный участок не является ограниченным со всех сторон землями других категорий или сформированными в установленном порядке земельными участками.
В соответствии со статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель возражения администрации не опроверг со ссылкой на доказательства.
Требования заявителя противоречат статье 21 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения составляет 4 га, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Как указывает суд первой инстанции в обжалуемом решении, в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции указывает, что 14 июля 2015 года заявитель обратился об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории местоположение в районе птицефабрика "Бархатовская" Бархатовский сельсовет Березовского района Красноярского края для разрешенного использования животноводство, что не включено в часть 7 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в связи с чем доводы заявителя со ссылкой на данный закон не соответствуют закону.
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что указание точной цели использования испрашиваемого земельного участка не является законодательно установленной обязанностью главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Перечень видов основной деятельности хозяйства, установленный в вышеуказанной норме, не является исчерпывающим, в то же время из письма Администрации от 20.07.2015 N 391 не следует, что мотивом оспариваемого отказа явилось не обоснование в заявлении о предоставлении испрашиваемого земельного участка вида деятельности фермерского хозяйства, а не обоснование именно его размера.
Закон N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" детально не регламентирует порядок предоставления информации о видах деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в обоснование размера земельного участка, испрашиваемого на основании соответствующего заявления. Подзаконные нормативные акты в сфере регулирования использования земельных участков сельскохозяйственного назначения также не конкретизируют названный порядок.
В свою очередь ответчик не представил доказательств отсутствия ограничений в использовании испрашиваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения для того вида деятельности, которые указаны заявителем.
На основании изложенного, ссылка заявителя на письмо Министерства сельского хозяйства Красноярского края с разъяснениями о том, что животноводство может осуществляться на земельном участке площадью менее 4 га, апелляционным судом не принимается.
Кроме того, указанное письмо не является правовым актом, поэтому суд первой инстанции не мог им руководствоваться, вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы.
Принимая во внимание, что заявитель при обращении в Администрацию не указал в заявлении необходимые сведения, в обоснование размера земельного участка, апелляционный суд приходит к выводу о том, что приведенные в качестве оснований к отказу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у заявителя права на получение спорного земельного участка.
Учитывая новые положения Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными возражения Администрации о неверном порядке обращения и предоставления земельного участка, в связи с чем, ссылки заявителя на статью 11.10 Земельного кодекса РФ о схеме расположения земельного участка не подтверждают незаконность действий Администрации.
Заявитель обратился за утверждением схемы расположения земельного участка, что следует из заявления. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации обращаться с заявлением об утверждении схемы в администрацию не требуется, заявителю следовало обратиться за предоставлением земельного участка о предварительном согласовании или о предоставлении земельного участка. Из статьи 39.18 Земельного кодекса РФ следуют установленные процедуры по таким заявлениям крестьянского (фермерского) хозяйства.
В случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
В части схемы расположения земельного участка действия производятся относительно процедур предоставления и заявлений на предоставление земельного участка. Схема расположения земельного участка утверждается в электронном виде в соответствии с требованиями закона после определения и выполнения процедур предоставления земельного участка. Поэтому заявление об утверждении схемы расположения не соответствует новым нормам Земельного кодекса о предоставлении земельных участков. В этой части доводы ответчика о неясности заявления заявителя о выбранной процедуре предоставления земельного участка обоснованные.
Неверно выбранные формы и требования по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка влияют на заявленные в суд требования заявителя, их обоснованность и требования заявителя о применении судом восстановительной меры "обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участкам для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а так же на официальном сайте уполномоченного органа в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
Как обоснованно указано судом первой инстанции, поскольку заявитель неверно избрал способ и форму заявления и процедуры предоставления земельного участка не определил, доводы заявителя о бездействие администрации и нарушении срока рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка не обоснованы и не доказаны с учетом возражений администрации, что при таком обращении неясны были цели и процедуры предоставления который избрал заявитель.
С учетом характера обращения заявителя об утверждении схемы, обстоятельства по дате получения заявителем отказа администрации от 20 июля 2015 года и доводы о незаконном бездействии по срокам рассмотрения заявления не имеют правового значения и не доказаны со ссылкой на нормы Земельного кодекса РФ.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что процедуры и сроки рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка в Земельном кодексе определены только в совокупности с обращением крестьянско-фермерского хозяйства о предварительном согласовании или предоставлении земельного участка (статья 39.18 ЗК РФ).
Доводы о бездействии ответчика также опровергаются представленным отказом администрации от 20 июля 2015 года N 391, которым Администрация Бархатовского сельсовета Березовского района Красноярского края отказала в формировании и предоставлении земельного участка для животноводства, поскольку площадь земельного участка менее 4 га. Таким образом, с учетом выбором заявителя заявления об утверждении схемы расположения земельного участка доводы заявителя о несвоевременном рассмотрении заявления о предоставлении земельного участка, о бездействии администрации и незаконном отказе администрации не подтверждены, не доказаны со ссылкой на нормы Земельного кодекса РФ.
Учитывая положения Земельного кодекса РФ и вышеуказанных норм законов, требования заявителя о незаконном отказе при рассмотрении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка не соответствуют закону, не доказаны со ссылкой на нормы права, а возражения администрации заявителем не опровергнуты доказательствами и ссылками на нормы права.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по рассматриваемому вопросу судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы заявителя по оплате государственной пошлины в сумме 150 рублей, уплаченных по чеку-ордеру от 18.05.2016 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на главу крестьянского (фермерского) хозяйства Ильина Андрея Сергеевича.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" апреля 2016 года по делу N А33-22336/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22336/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 октября 2016 г. N Ф02-5314/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Ильин Андрей Сергеевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ БАРХАТОВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ