г. Москва |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А41-99159/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гамолиной Ю.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - МУП "Городская телефонная сеть" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Министерства имущественных отношений Московской области - Беляева А.Р. (представителя по доверенности от 11.01.2016 N 6),
от заинтересованного лица по делу - Администрации городского округа Краснознаменск Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 21.03.2016 по делу N А41-99159/15, принятое судьей Ю.Г. Богатиной., по заявлению МУП "Городская телефонная сеть" к администрации городского округа Краснознаменск Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области об обжаловании решения,
УСТАНОВИЛ:
МУП "Городская телефонная сеть" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Краснознаменск Московской области (далее - администрация), Министерству имущественных отношений Московской области (далее - министерство) с требованиями:
- признать незаконным решение Администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 26.11.2015 исх. N 2165 об отказе в предоставлении МУП "Городская телефонная компания" в аренду без проведения торгов для размещения базовых подстанций земельного участка с кадастровым номером 50:51:0020304:76;
- обязать Администрацию предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020304:76 площадью 50+/-3 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Краснознаменск, в районе ул. Связистов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании апелляционного суда представитель министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей МУП "Городская телефонная сеть", Администрации городского округа Краснознаменск Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя министерства, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, по заявлению МУП "Городская телефонная компания" о предоставлении земельного участка в аренду с предварительным согласование места размещения объекта в газете "Официальный Краснознаменск" от 28.04.2014 опубликовано официальное сообщение о предстоящем предоставлении Администрацией городского округа Краснознаменск Московской области земельного участка общей площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Краснознаменск, в районе ул. Связистов, для размещения базовых станций сотовых операторов связи.
Постановлением Администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 23.05.2014 N 382-ПА МУП "Городская телефонная компания" предварительно согласовано место размещения базовых станций сотовых операторов связи, утверждена схема расположения земельного участка общей площадью 50 кв. м на кадастровом плане территории, а также утвержден акт выбора испрашиваемого земельного участка.
На основании данного постановления земельный участок площадью 50+/-3 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения базовых станций сотовых операторов связи, с местоположением: Московская область, г. Краснознаменск, в районе ул. Связистов, 16.02.2015 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:51:0020304:76, что подтверждается кадастровым паспортом от 17.02.2015.
Заявлением от 13.10.2015 МУП "Городская телефонная сеть" повторно обратилось в Администрацию городского округа Краснознаменск Московской области за предоставлением в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:51:0020304:76.
Рассмотрев данное обращение, Администрация городского округа Краснознаменск Московской области направила в адрес МУП "Городская телефонная сеть" письмо от 26.11.2015 N 2168, которым отказала в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:51:0010101:79, поскольку в соответствии с п. 316.9 протокола заседания Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 29.10.2015 испрашиваемый земельный участок подлежит предоставлению на торгах.
Посчитав данный отказ незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, МУП "Городская телефонная сеть" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015 на момент обращения заявителя в администрацию и формирования земельного участка, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Статьей 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из материалов настоящего дела усматривается, что предусмотренный указанными нормами ранее действовавший порядок предоставления земельных участков под строительство по процедуре "с предварительным согласованием места размещения объектов" соблюден.
В частности, заявителем, в подтверждение факта соблюдения такого порядка и последовательности соответствующих действий представлены следующие документы: обращение в администрацию, публичное информирование населения о предстоящем представлении земельного участка для строительства, акт о выборе участка, решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Таким образом, обоснованных и законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка у Администрации не имелось.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал обжалуемое решение незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с приведенной нормой в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции правомерно обязал администрацию предоставить в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020304:76 площадью 50+/-3 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Краснознаменск, в районе ул. Связистов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что публичное информирование (извещение в газете) не содержало указание на сроки подачи заявлений от заинтересованных лиц о желании приобрести указанный земельный участок в аренду, не содержало указаний на место и время, в течение которых можно было подать данное заявление, в связи с чем, извещение, размещенное в газете "Официальный Краснознаменск" от 28.04.2014, не соответствует требованиям, предъявляемым к публичному информированию подлежат отклонению, поскольку действовавшее земельное законодательство, статьи 30, 31 Земельного кодекса РФ, не содержат требований, предъявляемых к публичному информированию населения о возможном предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Апелляционный суд также соглашается с выводами суда первой инстанции, что не могут быть приняты во внимание доводы Администрации городского округа Краснознаменск и Министерства имущественных отношений Московской области о нарушении процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной положениями Земельного кодекса РФ, в том числе в части публичного информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка в аренду, поскольку материалами дела подтверждается, что процедура предоставления земельного участка с кадастровым номером 50:51:0020304:76 с предварительным согласованием места размещения объекта была проведена в соответствии с нормами земельного законодательства, действовавшими на момент опубликования информации о предстоящем предоставлении спорного земельного участка, а также в момент принятия Постановлением Администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 23.05.2014 N 382-ПА об утверждении акта выбора и предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
Из материалов дела следует, что постановление Администрации городского округа Краснознаменск N 382-ПА о предварительном согласовании места размещения объекты было принято 23.05.2014, а публикация в средствах массовой информации была размещена 28.04.2014, то есть до принятия решения, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что процедура принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта была соблюдена.
Иные доводы жалобы не принимаются во внимание, поскольку действовавшее земельное законодательство, в том числе статьи 30, 31 Земельного кодекса РФ, не содержит требований, предъявляемых к публичному информированию населения о возможном предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Доказательств оспаривания постановления Администрации городского округа Краснознаменск Московской области от 23.05.2014 N 382-ПА либо признания его недействительным в материалах дела не имеется, судом такие обстоятельства также не установлены.
Кроме того, недостатки публикации в средствах массовой информации объявления о предстоящем предоставлении участка не были связаны с деятельностью предприятия, а могли иметь место в результате действий администрации, предприятие не должно нести негативные последствия в связи с действиями, которые не зависели от его воли
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Администрации городского округа Краснознаменск Московской области в предоставлении МУП "Городская телефонная сеть" в аренду земельного участка площадью 50 кв. м с кадастровым номером 50:51:0020304:76 является незаконным, а заявленные МУП "Городская телефонная сеть" требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов министерства, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.03.2016 по делу N А41-99159/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-99159/2015
Истец: МУП "Городская телефонная сеть"
Ответчик: Администрация городского округа Краснознаменск Московской области Россия
Третье лицо: Администрация городского округа Краснознаменск Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области