Европейский кодекс хорошего административного поведения принят 6 сентября 2001 г. на основании проекта, разработанного Омбудсманом Европейского Союза (Европейским омбудсманом). Цель документа - установить принципы и стандарты поведения европейских институтов и служащих в их отношениях с гражданами и юридическими лицами (представителями "общественности").
Несмотря на то, что Кодекс утвержден в форме резолюции Европарламента (то есть акта, не имеющего юридически обязательной силы), положения документа имеют важное практическое значение. Нарушение любой из его норм может служить предметом жалобы Европейскому обмудсману, способной повлечь для институтов Союза и их сотрудников неблагоприятные последствия (см. статью 26 Кодекса).
В целом, как отмечает Н. Диамандурос, занимающий в настоящее время пост Европейского омбудсмана, данный Кодекс является для него "жизненно важным инструментом" при осуществлении своих функций. "Омбудсман использует Кодекс, когда проверяет, имело ли место нарушение порядка управления, опираясь таким образом на его положения в своей контрольной функции. Однако Кодекс также служит руководством и ресурсом для служащих, поддерживая максимально высокие стандарты в сфере управления"*(1).
В своем последнем качестве публикуемый Кодекс может быть небесполезен и для нашей страны, послужить своеобразным "эталоном хороших манер" для должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации.
Перевод и предисловие - к.ю.н. Четвериков А.О.
------------------------------
*(1) Ibid. Preface du Mediateur europeen. P. 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.