г. Санкт-Петербург |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А42-373/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Ковалева Е.А. по доверенности от 23.05.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11506/2016) Комитета по тарифному регулированию Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.03.2016 по делу N А42-373/2016 (судья Варфоломеев С.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кольская АЭС-Авто" (место нахождения: 184230, Мурманская обл., г. Полярные Зори, ул. Промышленная, д.7/2, ОГРН 1095103000200, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (место нахождения: 183038, г.Мурманск, пр.Ленина, д.75, ОГРН 1045100171511, далее - Комитет, административный орган, ответчик) от 12.01.2016 N 28 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в сумме 100.000 руб., а также о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства. Решением суда от 29.03.2016 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено, в части требования заявителя о прекращении производства по административному делу производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает ошибочными выводы суда об отсутствии в действиях Общества состава вмененного правонарушения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без его участия.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.12.2015 Комитетом по результатам систематического наблюдения и анализа информации установлено, что Общество, осуществляя деятельность по захоронению твёрдых бытовых отходов, а потому, являясь организацией коммунального комплекса, не разместило на своём сайте и сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не опубликовало в официальном печатном издании, установленные разделом VI Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140 сведения за 2014 год, а также не уведомило о таком опубликовании Комитет.
Установив данные обстоятельства, Комитет пришёл к выводу, что Обществом не раскрыта информация о регулируемой государством деятельности по захоронению отходов, а потому в отношении Общества 28.12.2015 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ (л.д.48-53). Постановлением от 12.01.2016 N 28 Общество привлечено к административной ответственности на основании вышеназванной нормы в виде наложения административного штрафа в сумме 100 000 руб. (л.д.55-60).
Не согласившись с означенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке. Суд первой инстанции установил, что административным органом не представлено надлежащих доказательств вмененного нарушения, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса (часть 1 статьи 1).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ подлежат регулированию тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса.
Постановлением Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 17.10.2014 N 43/2 для Общества установлены тарифы на услуги по захоронению твёрдых бытовых отходов сроком действия с 18.11.2014 по 31.01.2017 (л.д.67, 68). Общество является организацией коммунального комплекса и должно соблюдать требования Закона N 210-ФЗ в том числе, связанные с раскрытием информации.
В силу части 5 статьи 3 Закона N 210-ФЗ свободный доступ к информации о регулируемых услугах обеспечивается организациями коммунального комплекса в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, путём её опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140 утверждены Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса (далее - Стандарты).
В разделе VI Стандартов регламентировано раскрытие организациями информации в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых отходов.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путём:
- опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, и (или) в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, распространяемых в субъектах Российской Федерации и (или) муниципальных образованиях, на территории которых регулируемые организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания);
- опубликования на официальном сайте в информационно- телекоммуникационной сети Интернет регулируемой организации, и (или) на официальном сайте в сети Интернет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Стандартов информация, подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим документом, размещается регулируемой организацией на выбранных ею сайтах в сети Интернет из числа указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа и должна быть доступна в течение 5 лет.
Пунктом 5 Стандартов определено, что в официальных печатных изданиях (со ссылкой на адрес сайта в сети Интернет, на котором информация размещается в полном объёме) подлежит опубликованию информация, указанная в пунктах 56 и 59 настоящего документа.
При этом на территориях, на которых отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путём её опубликования в официальных печатных изданиях в полном объёме, а также путём предоставления информации на основании письменных запросов потребителей (пункт 6 Стандартов).
Пункт 7 Стандартов обязывает регулируемые организации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях (размещения на сайте в сети Интернет) в соответствии с настоящим документом сообщать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.
В силу пункта 55 Стандартов в сфере утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых отходов раскрытию подлежит информация:
а) о ценах (тарифах) на регулируемые услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);
б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных
затрат (в части регулируемой деятельности);
в) об инвестиционных программах и отчётах об их реализации.
Пункт 56 Стандартов раскрывает состав информации о ценах (тарифах) на регулируемые услуги и надбавках к этим ценам (тарифам), пункт 58 - информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, пункт 59 - информации об инвестиционных программах и отчётах об их реализации.
Кроме того, пункт 61 Стандартов обязывает также раскрывать сведения об условиях публичных договоров оказания регулируемых услуг.
Сроки и периодичность раскрытия информации определены пунктом 62 Стандартов, где информация, указанная в пунктах 56 и 61 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении тарифа (надбавки) на очередной период регулирования.
Информация, указанная в пунктах 58 и 59 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы и должна соответствовать годовой бухгалтерской отчётности за отчётный год.
Непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 9.15 КоАП РФ, влечёт административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Как установлено Комитетом и следует из представленных в материалы дела скриншотов сайта Общества kolatomavto.ru и сайта Комитета htpp://tariff.gov-kolatomavto.ru, заявителем не была опубликована информация, предусмотренная пунктами 58, 59 Стандартов, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Кроме того, уведомление о раскрытии информации, указанной в пункте 58 Стандартов на момент проведения Комитетом контрольных мероприятий Обществом уполномоченному органу направлено не было, что также образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для исполнения обязанности по раскрытию предусмотренной законом информации в предусмотренном законом порядке.
При рассмотрении Комитетом дела об административном правонарушении Общество не отрицало вину во вмененном правонарушении, представив доказательства его устранения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности Комитетом соблюдена, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, принимая во внимание характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемом случае Общество признало вину во вмененном правонарушении, а также устранило выявленные нарушения Стандартов до составления Комитетом постановления от 12.01.2016, а именно, 25.12.2015 Обществом на официальном сайте размещены тарифы для ООО "Кольская АЖС-Авто", информация о ценах (тарифах) на услуги утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов на 2015 год размещена на сайте Общества 28.12.2015, а также в еженедельной газете муниципального образования г. Полярные Зори "Городское время" N 51(980) от 31.12.2015, уведомлении о раскрытии информации направлено 28.12.2015, 12.01.2016.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о наличии негативных последствий в связи с допущенным правонарушением, действия Общества не свидетельствуют о намерении скрыть подлежащую раскрытию информацию, доказательств обращения потребителей с жалобами на действия (бездействия) Общества Комитетом не представлено.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействием в отношении раскрытия информации Общество не нанесло фактической угрозы охраняемым общественным отношениям, что позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным.
В абзаце 2 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 установлено, что если в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности будет установлена малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.03.2016 по делу N А42-373/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифному регулированию Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-373/2016
Истец: ООО "Кольская АЭС-Авто"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ