г. Владивосток |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А59-883/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Оборонэнергосбыт",
апелляционное производство N 05АП-4485/2016
на решение от 17.05.2016
судьи Шестопала И.Н.
по делу N А59-883/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 14.08.2009)
о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (ОГРН 1026500531177, ИНН 6501073032, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.10.2002) от 17.12.2015 по делу об административном правонарушении N 212/2015,
при участии:
от Акционерного общества "Оборонэнергосбыт": представитель Дудакова Н.Ю. по доверенности от 01.09.2015 N 12/01-ДВ сроком до 31.12.2016, паспорт., представитель Салафонова О.В. по доверенности от 01.09.2015 N 50/01-ДВ сроком до 31.12.2016, паспорт., представитель Волошин В.Г. по доверенности от 01.09.2015 N 07/07-ДВ сроком до 31.12.2016, паспорт;
от Региональной энергетической комиссии Сахалинской области: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - общество, заявитель, ОАО "Оборонэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (далее - административный орган, РЭК, комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 17.12.2015 по делу об административном правонарушении N 212/2015, которым общество за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением от 17.05.2016 суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Оборонэнергосбыт" обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции общество указало, что реализовало свое право выбора и в соответствии с пунктами 3, 3(1), 10, 10(2) Стандарта раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации) надлежащим образом раскрыло информацию, выбрав способ раскрытия информации путем размещения сведений на официальном сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу "www.oes.su".
В частности, информация, указанная в пункте 9 "г" Стандартов раскрытия информации была своевременно и в полном объеме раскрыта на сайте общества 20.04.2015 и, соответственно, в установленный срок - 30.04.2015, то есть через 10 дней после опубликования сведений на сайте, в РЭК были представлены предложения по установлению тарифов на 2016 год заявлением от 22.04.2015 N ИС-69-05/621. По мнению общества, в его действиях отсутствует событие вмененного административного правонарушения.
Также общество указало на процессуальные нарушения, в частности в оспариваемом постановлении имеется ссылка на нарушение 10-дневного срока опубликования информации, предусмотренной пунктом 10(2) Стандартов раскрытия информации. Однако не указано когда, в какой срок и какую именно информацию необходимо опубликовать.
Представители общества в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Комиссия отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания административный орган, явку представителей в суд не обеспечил. Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу общества в отсутствие представителей РЭК.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Должностным лицом комиссии в целях контроля за соблюдением субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии Стандартов раскрытия информации проведено систематическое наблюдение и анализ за соблюдением ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Дальневосточный" Стандартов раскрытия информации, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, за 2015 год.
В ходе проведения указанного мероприятия административным органом было установлено, что в нарушение подпункта "а" пункта 9 Стандарта раскрытия информации, общество не раскрыло в установленный срок информацию о годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также аудиторском заключении в требуемые сроки в части, касающиеся своей деятельности в Сахалинской области.
Кроме того, в нарушении подпункта "г" пункта 9 Стандартов раскрытия информации, общество не раскрыло в установленный срок информацию о предложении об установлении тарифов на 2016 год, изложенную в заявлении от 22.04.2015 N ИС-69-05-621.
Усмотрев в действиях (бездействии) ОАО "Оборонэнергосбыт" нарушения установленных Стандартами порядка, а также сроков опубликования информации в печатных изданиях и электронных средствах массовой информации, 12.11.2015 должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия (бездействия) ОАО "Оборонэнергосбыт" квалифицированы РЭК по статье 9.15 КоАП РФ.
Постановлением от 17.12.2015 по делу об административном правонарушении N 212/2015 ОАО "Оборонэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание с учетом его снижения ниже низшего предела в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 9.15 КоАП РФ, нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 21.02.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 данного закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Согласно положениям статей 21 и 22 Закона N 35-ФЗ, раскрытие информации относительно предмета электрической энергии закреплено Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24. Исполнение требований Стандартов раскрытия информации является обязательным для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии.
Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
В силу пункта 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
опубликования в электронных средствах массовой информации;
предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;
направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22 (2) настоящего документа;
опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 3 (1) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети "Интернет", где информация размещается в полном объеме.
Субъекты рынков электрической энергии направляют сведения о месте опубликования информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим документом, в органы государственной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия соответствующей информации, в срок, не превышающий 10 дней со дня ее опубликования.
Исходя из положений подпункта "а" пункта 9 Стандартов раскрытия информации, субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка).
Как следует из пункта 10 Стандартов раскрытия информации, субъекты рынков электрической энергии, за исключением субъектов рынков электрической энергии, указанных в абзаце первом настоящего пункта, раскрывают информацию, указанную в подпункте "а" пункта 9 настоящего документа, в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии нарушений обществом подпункта "а" пункта 9 Стандартов раскрытия информации в части неопубликования в требуемые сроки сведений о годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также аудиторском заключении (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка), касающиеся деятельности общества в Сахалинской области.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом (пункт 2 статьи 1 Закона N 402 - ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
Таким образом, независимо от того, ведет либо нет субъект электроэнергетики раздельный бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность является единой системой данных об имущественном и финансовом положении организации, и, как следствие, не подразумевает отдельным документом разделять в себе показатели филиалов либо подразделений такой организации.
Кроме того, не предусмотрено и положениями Стандартов обязанность субъекта электроэнергетики раскрывать и публиковать сведения о годовой (финансовой) отчетности по отдельно взятому подразделению такого субъекта.
В силу подпункта "г" пункта 9 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию: предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
Указанная в подпункте "г" пункта 9 настоящего документа информация подлежит раскрытию на официальных сайтах регулируемых организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в периодическом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органа исполнительной власти в области регулирования тарифов, - за 10 дней до представления в регулирующий орган предложения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, содержащего такую информацию (пункт 10 (2) Стандартов раскрытия информации).
Как следует из материалов дела, информация, предусмотренная подпунктом "г" пункта 9 Стандартов к раскрытию была своевременно и в полном объеме размещена на официальном сайте общества 20.04.2015. Во исполнение требований пункта 3 (1) Стандартов общество 30.04.2015 письмом от 22.04.2015 N ИС-69-05/621 уведомило РЭК о месте опубликования указанной информации, подлежащей раскрытию.
РЭК письмом от 06.05.2015 N 1004 известила общество об открытии дела N 9-1259т от 30.04.2015 об установлении сбытовых надбавок и тарифов на электрическую энергию для потребителей ОАО "Оборонэнергосбыт" филиал "Дальневосточный" на 2016 года, подтвердив тем самым, факт выполнения обществом требований подпункта "г" пункта 9 Стандартов раскрытия информации.
Суд первой инстанции, принимая решение, пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, объективная сторона которого выражена в нарушении подпункта "г" пункта 9 Стандартов раскрытия информации - не раскрытии обществом в установленный срок информации о предложении об установлении тарифов на 2016 год, изложенную в заявлении от 22.04.2015 N ИС-69-05-621.
Коллегия соглашается с доводами общества о том, что в пунктах 3, 10(2) Стандартов раскрытия информации нет прямого указания на право административного органа определять способ размещения информации субъектами рынков электрической энергии, из чего следует, что выбор способа размещения информации осуществляется непосредственно субъектом рынка электрической энергии.
В пункте 10 (2) Стандартов раскрытия информации перечислены способы раскрытия информации путем опубликования на официальных сайтах регулируемых организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет и (или) в периодическом печатном издании.
Из чего следует, что для субъектов рынков электрической энергии установлена возможность публиковать названную информацию, в том числе и на официальных сайтах.
С учетом изложенного коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ в связи с опубликованием требуемой информации на официальном сайте и исключением в законодательстве обязанности по опубликованию такой информации в официальном печатном издании.
С учетом положений статей 1.5, 2.1, 24.5 КоАП РФ обстоятельства, касающиеся наличия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава вменяемого ему правонарушения входят в предмет доказывания по административному делу, а недоказанность любого из элементов состава правонарушения исключает дальнейшее производство по делу и привлечение к ответственности.
По правилам пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.05.2016 по делу N А59-883/2016 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 17.12.2015 по делу об административном правонарушении N 212/2015.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-883/2016
Истец: АО "Оборонэнергосбыт", ОАО "Оборонэнергосбыт"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области