г. Вологда |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А05-15097/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
при участии от Контрольно-счетной палаты Архангельской области Пышкиной К.А. по доверенности от 13.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 апреля 2016 года по делу N А05-15097/2015 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
администрация муниципального образования "Коношское" (место нахождения: 164010, Коноша, Архангельская область, проспект Октябрьский, дом 19; ОГРН 1052918024488, ИНН 2912004704; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 1; ОГРН 1112901009968, ИНН 2901219352; далее - КСП, палата, контрольно-счетная палата) о признании недействительными пунктов 5, 9, 10 - 13 представления от 07.10.2015 N 01-02/915 и пунктов 3 - 6 предписания от 07.10.2015 N 01-02/916, при участии в деле заинтересованных лиц администрации муниципального образования "Коношский муниципальный район" (место нахождения: 164010, Архангельская обл., Коношский район, рп. Коноша, ул. Советская, д. 76; ИНН 2912000675, ОГРН 1022901320573; далее - МО "Коношский муниципальный район"), Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (место нахождения: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; ИНН 2901127253, ОГРН 1042900022626; далее - министерство), государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (место нахождения: 115088, город Москва, улица Шарикоподшипниковская, дом 5; ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140; далее - корпорация, фонд).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены, представление от 07.10.2015 N 01-02/915 признано недействительным в части пункта 9 (полностью), пункта 10 (в части приобретения гражданам жилых помещений за счет средств фонда и областного бюджета на сумму 6 253 240 руб.), пункта 12 (в части приобретения гражданам жилых помещений за счет средств фонда и областного бюджета на сумму 1 336 300 руб.), пункта 13 (полностью), а также предписание от 07.10.2015 N 01-02/916 признано недействительным в части пункта 3 (в части возврата в областной бюджет 6 253 240 руб., направленных на приобретение гражданам жилых помещений за счет средств фонда и областного бюджета), пункта 5 (в части возврата в областной бюджет 1 336 300 руб., направленных на приобретение жилого помещения за счет средств фонда и областного бюджета), пункта 6 (полностью). В удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано. На ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Палата с решением суда не согласилась и обратилась с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в части признания недействительными пунктов 9, 13 представления от 07.10.2015 N 01-02/915 и пункта 6 предписания от 07.10.2015 N 01-02/916, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что утрата жилого помещения, находившегося в собственности граждан, в том числе в результате пожара, ведет к утрате права собственности на указанные помещения и как следствие к утрате права на предоставление жилого помещения на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) и Программы Архангельской области "Переселение граждан их аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп (далее - Программа), поскольку целью названной Программы является улучшение жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, то есть носит компенсационный характер за снос жилых помещения. В остальной части указывает на то, что администрации было известно о том, что уже при заключении контрактов превышены площади приобретаемых помещений над площадями помещений, для расселения которых приобретались квартиры у застройщиков. Полагает, что судом не установлено, нарушает ли представление в части пункта 9 права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности.
Фонд в отзыве, возражая против доводов жалобы, удовлетворение ее требований оставляет на усмотрение суда. Ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Министерство в отзыве доводы апелляционной жалобы поддержало.
От администрации и МО "Коношский муниципальный район" отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, министерство ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.
В судебном заседании представитель палаты поддержал доводы жалобы, пояснила, что победителями торгов по муниципальным контрактам на приобретение жилья являлись участники, предложившие наименьшую стоимость квадратного метра площади жилья и, соответственно, большую площадь квартир в пределах установленной максимальной стоимости квадратного метра.
Заслушав объяснения представителя контрольно-счетной палаты, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, контрольно-счетной палатой и фондом 10.09.2013 заключено соглашение о сотрудничестве (т. 2, л. 51 - 53,), согласно которому сотрудничество осуществляется в форме проведения контрольных мероприятий в целях определения правомерности предоставления и эффективности использования выделяемых фондом денежных средств.
Проверка использования средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы Архангельской области, в администрации муниципального образования "Коношское" проводилась в соответствии с планом экспертно-аналитической и контрольной деятельности контрольно-счетной палаты Архангельской области на 2015 год на основании распоряжения от 03.03.015 5-р в соответствии с программой проведения контрольного мероприятия, утвержденной 05.03.2015 председателем КСП.
В проверяемый период (2013 - 2014 годы) средства фонда согласно областным законам о бюджете являлись безвозмездными поступлениями в бюджет Архангельской области.
В целях получения средств фонда, условия предоставления которых установлены статьей 14 Закона N 185-ФЗ, постановлением Правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп утверждена региональная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа Архангельской области).
Программой Архангельской области предусмотрены средства областного бюджета, в том числе средства фонда, направляемые на ее реализацию. Участниками Программы Архангельской области являются муниципальные образования, имеющие на своей территории аварийный жилой фонд, переселение из которого осуществляется в рамках данной программы.
По итогам проведения проверки КСП составлен акт от 11.06.2015, на основании решения коллегии КСП от 07.10.2015 в адрес администрации вынесены представление N 01-02/915 и предписание N 01-02/916.
В пункте 9 представления от 07.10.2015 N 01-02/915 указано на то, что администрацией муниципального образования "Коношское" в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Программы Архангельской области приобретены 3 квартиры на общую сумму 2 218 580 руб. (в том числе, средства Фонда ЖКХ - 1 945 250 руб. 95 коп. и средства областного бюджета - 273 329 руб. 05 коп.) в п. Коноша по адресам: пр. Октябрьский, д. 64 - 6, кв. 11; ул. Речная, д. 39, кв. 22; ул. Речная, д. 39, кв. 10, которые предоставлены гражданам, утратившим, по мнению КСП, право на получение жилых помещений в рамках Программы Архангельской области (Ананян Э.А., Оганесян Х.М., Оганесян Р.Х.).
Указанные граждане являлись собственниками квартир многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: п. Коноша, ул. Лесная, д. 2, включенного в 1 этап Программы Архангельской области.
Квартиры, расположенные в МКД по адресу п. Коноша, ул. Лесная, д. 2 (N 1, 5 и 7), общей площадью 73,1 кв. м, находившиеся в частной собственности указанных выше лиц, были утрачены в связи с пожаром дома, произошедшего 20.12.2013, то есть после включения указанного жилья в 1 этап Программы Архангельской области.
По мнению КСП, утрата квартир их собственниками влечет исключение данных лиц из числа участников программы.
В пункте 13 представления от 07.10.2015 N 01-02/915 и в пункте 6 предписания от 07.10.2015 N 01-02/916 указано на то, что администрацией МО "Коношское" в рамках I этапа Программы Архангельской области за счёт средств Фонда ЖКХ и областного бюджета приобретены жилые помещения, площадь которых превышает площадь помещений аварийного жилищного фонда на 324,3 кв.м., что в пересчете составляет 9 629 803 руб. 79 коп. (в том числе средства Фонда ЖКХ в размере 8 443 411 руб. 96 коп. и средства областного бюджета в размере 1 186 391 руб. 83 коп.), в связи с чем указанная сумма в соответствии с положениями раздела V "Механизм реализации Программы" Программы Архангельской области, по мнению КСП, должна быть возвращена в бюджет Архангельской области и оплачена подрядчику из средств местного бюджета.
Не согласившись с названными представлением и предписанием в части пунктов 5, 9, 10 - 13 представления от 07.10.2015 N 01-02/915 и пунктов 3 - 6 предписания от 07.10.2015 N 01-02/916, администрация оспорила их в судебном порядке.
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт в обжалуемой части не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателями средств фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации, при этом, указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 20 Закона N 185-ФЗ установлено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 Закона N 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Программой Архангельской области предусмотрены средства областного бюджета, в том числе средства Фонда ЖКХ, направляемые на ее реализацию. Участниками Программы Архангельской области являются муниципальные образования, имеющие на своей территории аварийный жилой фонд, переселение из которого осуществляется в рамках данной программы.
В отношении признания обжалуемым решением недействительным пункта 9 представления от 07.10.2015 N 01-02/915 суд апелляционной инстанции считает, что вывод КСП о том, что уничтожение жилого помещения является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения в рамках Закона N 185-ФЗ и Программы Архангельской области является безосновательным.
По материалам дела квартиры, расположенные в МКД по адресу п. Коноша, ул. Лесная, д. 2 (N 1, 5 и 7), до их уничтожения в результате пожара признаны аварийными и непригодными для постоянного проживания, по этой причине включены в 1 этап Программы Архангельской области, кроме того, имелись вступившие в силу судебные акты суда общей юрисдикции, согласно которым администрация обязана предоставить гражданам жилые помещения (определение Коношского районного суда от 12.11.2014 по делу N 2-476/2014, решение Коношского районного суда от 28.04.2014 по делу N 2-138/14, т. 2, л. 1 - 8).
Как правомерно установлено судом первой инстанции Жилищный кодекс Российской Федерации, Закон N 185-ФЗ и Программа Архангельской области не содержат норм, позволяющих исключить из Программы Архангельской области, уничтоженное вследствие пожара жилье, ранее признанное аварийным и включенным в программу.
Таким образом, предоставление указанным граждан квартир в порядке исполнения 1 этапа Программы Архангельской области соответствует целям и задачам, установленным Законом N 185-ФЗ, предусматривающим расселение граждан из аварийного жилого фонда. Вопреки доводам жалобы, оснований для применения положений статьи 235 ГК РФ не имеется, так как участниками Программы являются конкретные лица, проживавшие в жилье, признанном аварийным, на что указано в судебных актах, именно им принадлежит право компенсации стоимости аварийного жилья, либо предоставления другого жилья.
Программой Архангельской области расселяемая площадь аварийных жилых помещений и совокупная приобретаемая площадь новых жилых помещений предусмотрена в одинаковом размере и составляет 5671 кв. м.
При этом Программой установлено, что в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования Архангельской области.
Пунктом 2.3.1 (2) договора от 29.07.2013 N 5ФП-1-13 в редакции дополнительного соглашения от 29.07.2013 N 1 предусмотрена обязанность муниципального образования принимать в пределах своей компетенции меры по обеспечению финансирования мероприятий за счет средств местного бюджета муниципального образования в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещении, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования. Подпунктом 2 пункта 2.2.1 договора б/н о взаимодействии администрации МО "Коношский муниципальный район" и администрации МО "Коношское" от 30.08.2013 предусмотрена аналогичная обязанность МО "Коношское".
Согласно представленным к проверке актам приема - передачи, договорам социального найма, свидетельствам о государственной регистрации прав фактическая площадь приобретенных жилых помещений по 134 муниципальным контрактам, заключенным администрацией МО "Коношское" в целях реализации 1 этапа Программы Архангельской области, составила 6 014,3 кв. м (Приложение 26 к акту, т. 1, л. 119 - 120).
Таким образом, общая предоставленная гражданам площадь, превышающая общую площадь ранее занимаемого ими жилого помещения, по 134 квартирам составила 324,3 кв. м. На этом основании КСП пришла к выводу о том, что оплата данного превышения произведена администрацией МО "Коношское" в общей сумме 9 629 803 руб. 79 коп. (в том числе: за счет средств Фонда ЖХК - 8 443 411 руб. 96 коп. и за счет средств областного бюджета - 1 186 391 руб. 83 коп.), в то время, как площадь превышения подлежала оплате из средств местного бюджета МО "Коношское".
По мнению КСП сумма превышения, должна быть возвращена в бюджет Архангельской области.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, при принятии оспариваемых ненормативно - правовых актов палатой не учтено следующее.
В соответствии с разделом III "Обоснование объёма средств на реализацию Программы" Программы Архангельской области общий объем финансирования Программы обоснован предельной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах; общей площадью жилых помещений, строящихся (приобретаемых) для расселения аварийных жилых домов в рамках Программы.
В целях реализации первого этапа Программы предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая для приобретения жилых помещений в рамках реализации Закона N 185-ФЗ, с участием финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета Архангельской области (далее - предельная стоимость) устанавливается в размере 34 600 рублей для городских округов Архангельской области и муниципальных образований Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера. Для иных муниципальных образований Архангельской области предельная стоимость устанавливается в размере 32 200 рублей.
Согласно разделу V "Механизм реализации Программы" распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями Архангельской области - участниками Программы, в том числе объемы долевого финансирования за счет средств фонда и областного бюджета, осуществлено в зависимости от суммарной площади жилых помещений многоквартирных жилых домов на территории отдельного муниципального образования, признанных до 01 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, переселение граждан из которых запланировано в рамках настоящей Программы.
В рамках реализации первого этапа Программы могут предусматриваться дополнительные источники финансирования. Фактически дополнительных источников финансирования из бюджета Архангельской области или Фонда ЖКХ в рамках реализации первого этапа Программы Архангельской области не предусмотрено.
При этом по результатам проверки палаты не установлено превышения общей стоимости приобретенных квадратных метров нового жилья над стоимостью квадратных метров аварийного жилья 5671 кв. м с учетом предельной стоимости 1 кв. м в размере 32 200 рублей.
В дело представлены копии:
- муниципального контракта N 0124300016013000079-0071866-01 на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах от 07.09.2013, заключённого между МО "Коношское" в лице администрации МО "Коношское" (Муниципальный заказчик) и ООО "Меркурий" (Застройщик),
- муниципального контракта N 0124300016013000047-0071866-01 на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах от 31.08.2013, заключённого между МО "Коношское" в лице администрации МО "Коношское" (Муниципальный заказчик) и ООО СК "Вектор" (Застройщик).
Муниципальные контракты заключены по итогам проведения открытого аукциона, предметом контрактов является участие в долевом строительстве в целях реализации Закона N 185-ФЗ, аналогичны по содержанию. В соответствии с пунктами 3.1 контрактов цена контрактов по результатам проведения аукциона определена исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений 32 200 руб., что соответствует предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, определённой в целях реализации первого этапа Программы Архангельской области.
Основания пересмотра цены контракта установлены в пункте 5.2 в меньшую сторону, если по результатам обмера общая площадь жилых помещений будет меньше площади, указанной в пункте 2.4 контракта и Приложении 2 к контракту, в этом случае размер окончательного платежа по контракту будет определяться как произведение стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, которая составляет 32 200 руб. и фактической общей площади жилых помещений, определённой организацией технической инвентаризации за вычетом произведённых Муниципальным заказчиком платежей.
В соответствии с пунктом 5.3 контрактов если по результатам обмера жилых помещений, произведённого организацией технической инвентаризации, фактическая общая площадь жилых помещений будет больше площади, указанной в пункте 2.4 контракта и Приложения 2 к контракту, размер окончательного платежа по контракту останется прежним.
Таким образом, в контрактах не предусмотрено обязанности Муниципального заказчика производить какие-либо дополнительные платежи в случае превышения Застройщиком общей площади жилых помещений как за счёт средств МО "Коношское", так и за счёт средств Фонда ЖКХ и областного бюджета. Следовательно, застройщики при заключении контрактов взяли на себя риск несения затрат при передаче в собственность МО "Коношское" площадей, превышающих установленные пунктом 2.4 контрактов и Приложения 2 к контрактам. Ущерб областному бюджету не причинён, контракты в судебном порядке не признаны недействительными как противоречащие законодательству, обязательства по ним исполнены.
Оснований полагать, что полученные МО "Коношское" денежные средства в общей сумме 9 629 803 руб. 79 коп. (в том числе: за счет средств Фонда ЖХК - 8 443 411 руб. 96 коп. и за счет средств областного бюджета - 1 186 391 руб. 83 коп.) использованы не по целевому назначению и с нарушением Программы Архангельской области, статьи 162 БК РФ у суда апелляционной инстанции нет.
Кроме того, согласно Федеральному закону от 23.07.2013 N 240-ФЗ с 01 августа 2013 года утратил силу пункт 4 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, который предусматривал, что:
- в случае приобретения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с настоящим Законом по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом указанной в пункте 5 части 2 настоящей статьи предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;
- в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, а в случае, указанном в части 4.1 настоящей статьи, также за счет средств Фонда.
В настоящем деле подтверждено, что спорные жилые помещения приобретены муниципальным образованием после 01.08.2013, следовательно, не имеется правовых оснований для применения отмененных положений Закона N 185-ФЗ и аналогичных им положений Программы Архангельской области.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы палаты отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 апреля 2016 года по делу N А05-15097/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15097/2015
Истец: Администрация муниципального образования "Коношское"
Ответчик: контрольно-счетная палата Архангельской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КОНОШСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН", ГК - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2016 Определение Верховного Суда России N 307-КГ16-17385
03.10.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6894/16
28.06.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4486/16
07.04.2016 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-15097/15