Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 сентября 2016 г. N Ф01-3815/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
24 июня 2016 г. |
Дело N А79-10356/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Новиковой Л.П., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Калининой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.04.2016 по делу N А79-10356/2015, принятое судьёй Красновым А.М., по иску администрация города Чебоксары Чувашской Республики, 428000, г. Чебоксары, Чувашская Республика, ул. К. Маркса, д. 36, ОГРН 1022101150037, ИНН 2126003194, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 109097, г. Чебоксары, Чувашская Республика, ул. Ильинка, д. 9, стр.1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, Чувашской Республике - Чувашия в лице Министерства финансов Чувашской Республики, о взыскании 963 105 руб.
В судебном заседании приняли участие представители:
от ответчика (заявителя) - Министерства финансов Российской Федерации - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 55390).
от истца - администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Яхатин С.А. по доверенности от 29.12.2015 N 29/01-5496 сроком до 31.12.2016, Павлова А.Н. по доверенности от 29.12.2015 N 29/01-5499 сроком до 31.12.2016;
от ответчика - Министерства финансов Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 55393).
от третьего лица - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 55389).
от третьего лица - Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 55394).
от третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики - полномочный представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом (уведомление N 55392).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет средств казны Российской Федерации в доход бюджета города Чебоксары в лице администрации города Чебоксары 963 105 руб. убытков, понесенные в результате предоставления благоустроенной квартиры в г. Чебоксары.
Определением суда от 18.11.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике.
Определением суда от 29.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, публично-правовое образование Чувашская Республика-Чувашия в лице Министерства финансов Чувашской Республики.
Определением суда от 29.01.2016 правовое положение публично-правового образования Чувашская Республика-Чувашия в лице Министерства финансов Чувашской Республики изменено на ответчика, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Решением от 15.04.2016 иск удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "город Чебоксары - столица Чувашской Республики" в лице администрации города Чебоксары 963 105 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, с нарушением норм материального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, не согласна с выводом суда о возмещении убытков за счет средств федерального бюджета, считает недоказанным факт противоправности своих действий, выразившихся в отсутствии выделении я денежных средств.
Администрация возразила против доводов жалобы, просила оставить решение без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Калининского районного суда города Чебоксары от 19.06.2013 по делу N 2-1137/2013 на администрацию возложена обязанность по предоставлению Павловой Т.В. на состав семьи из одного человека благоустроенного жилого помещения по установленным нормам во внеочередном порядке.
Согласно указанному решению Павлова Т.В. является инвалидом и страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 11.05.2004, а также как малоимущая с 24.04.2006.
Во исполнение указанного судебного акта, администрацией принято
постановление от 23.04.2015 N 558 о предоставлении жилого помещения Павловой Т.В., на основании которого данному гражданину предоставлено жилое помещение общей площадью 33,2 кв.м. Между администрацией и Павловой Т.В. заключен договор социального найма жилого помещения от 23.04.2015 N 428.
Данная квартира приобретена по муниципальному контракту от 11.06.2014 N 41, ее стоимость составила 963 105 руб.
Ссылаясь на то, что расходы в размере стоимости предоставленного жилого помещения по договору социального найма являются убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статей 7, 71 (пункты "в", "з"), 75 (части 3), 114 (пункт "а" части 1), 132 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности статья 39 (часть 1), 40 (часть 3).
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было предусмотрено положениями Федерального закона N 181-ФЗ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона.
Согласно статье 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, закреплено в подпункте 3 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьями 17, 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться из федерального бюджета.
В силу положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе решение Ленинского районного суда города Чебоксары от 26.04.2012, из которого следует, что Павлова Т.В. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, исключающего совместное проживание граждан в одной квартире, поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, договор социального найма от 23.04.2015 N 428, в соответствии с условиями которого администрацией исполнены обязательства по обеспечению физического лица жилым помещением стоимостью 963 105 руб., установив, что доказательств выделения субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления финансовых средств на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, ответчиком не представлено, суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрации причинен вред бездействием органа государственного власти, не исполнившим надлежащим образом финансовое обязательство, предусмотренное федеральным законом и, соответственно, взятое на себя Российской Федерацией.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу администрации 963 105 руб. в качестве компенсации убытков, возникших в связи с предоставлением жилого помещения Павловой Т.В.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Довод заявителя жалобы о том, что Российская Федерация исполнила обязательства перед субъектом по выделению субвенций на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем инвалидов, являлся предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что поступившие субвенции на приобретение жилого помещения инвалидам могут быть распределены только в качестве субсидий на приобретение жилья гражданам, обратившимся за получением таких субсидий, на покрытие же расходов в связи с предоставлением инвалиду квартиры в виде ее рыночной стоимости субсидии не могут быть направлены. Поскольку Павлова Т.В. отказалась от получения в 2014 году единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилья, а обратилась в суд с иском о предоставлении жилого помещения вне очереди, перечисленные бюджету субъекта субвенции, не могут быть направлены на возмещение указанных расходов.
Отказ от выплаты единовременной денежной выплаты последовал в 20.06.2014 года после состоявшегося решения суда общей юрисдикции от 19.06.2013.
Расхождений в резолютивной части решения не содержится. Сумма иска полностью отнесена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, в части взыскания суммы иска со второго ответчика по делу отказано.
Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 частью 5, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.04.2016 по делу N А79-10356/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10356/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 сентября 2016 г. N Ф01-3815/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Финансов Чувашской Республики
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике