г. Самара |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А55-32364/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Корнилова А.Б., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Иштар" - Рыжук И.В. доверенность от 18.11.2015 г.,
от Администрации городского округа Новокуйбышевск - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Администрации городского округа Новокуйбышевск,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2016 г. по делу N А55-32364/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иштар", г. Самара,
к Администрации городского округа Новокуйбышевск, Самарская область, г. Новокуйбышевск,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иштар" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило, признать незаконным бездействие Администрации городского округа Новокуйбышевск, выраженное в невключении в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа Новокуйбышевск и обязать Администрацию городского округа Новокуйбышевск провести проверку сведений, поданных заявителем, и принять решение по результатам проверки в соответствии частью 2 статьи 39 Закона "Об организации регулярных перевозок" (л.д. 2-4).
В суде первой инстанции заявитель уточнил требования, в соответствии с которыми просил признать незаконными действия Администрации городского округа Новокуйбышевск, выразившиеся в отказе во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа Новокуйбышевск (оформленном письмом исх. N 7367 от 29.09.2015 г.) и обязать Администрацию городского округа Новокуйбышевск включить сведения о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа Новокуйбышевск.
Суд в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение предмета заявленных требований.
Решением суда первой инстанции от 26.04.2016 г. заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия Администрации городского округа Новокуйбышевск, выразившиеся в отказе во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок заявителя в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа Новокуйбышевск, оформленном письмом исх. N 7367 от 29.09.2015 г., и обязал Администрацию городского округа Новокуйбышевск устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в месячный срок после вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Иштар" N 58 от 31.08.2015 года (вх. N 5830 от 31.08.2015 г.) по существу и принять мотивированное решение о включении или отказе во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа Новокуйбышевск.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Суд взыскал с Администрации городского округа Новокуйбышевск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Иштар" расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб. (л.д. 98-103).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование поданной апелляционной жалобы ответчик указал на то, что суд необоснованно сделал вывод о том, что Администрация не проводила проверку поступивших ООО "Иштар" сведений.
Податель жалобы считает, что судом неверно истолкованы положения статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации об освобождении администрации городского округа от уплаты государственной пошлины как органа местного самоуправления.
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Заявитель считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве (вх. от 17.06.2016 г.).
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (действия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на органы или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
31.08.2015 г. заявитель в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставил в Администрацию городского округа Новокуйбышевск сведения для включения в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа Новокуйбышевск с соответствующими приложениями (л.д. 6-16).
13.10.2015 г. в адрес заявителя поступил ответ от Администрации городского округа Новокуйбышевск на поданную заявку для включения в реестр вх. N 58 от 31.08.2015 г.
Администрация городского округа Новокуйбышевск сообщила, что сведения о маршрутах регулярных перевозок в уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых отведено ведение реестров, направляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые после дня опубликования Закона "Об организации регулярных перевозок" осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенным с ними договорами.
При этом администрация городского округа Новокуйбышевск указала, что заявитель не является перевозчиком по внутримуниципальным маршрутам городского округа Новокуйбышевск (л.д. 17).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с соответствующими требованиями в Арбитражный суд Самарской области.
26.04.2016 г. Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение, удовлетворив заявленные требования в части (л.д. 98-103).
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права, а доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 220 - ФЗ) уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с Законом "Об организации регулярных перевозок" отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок, организуют проверку поданных сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении сведений в соответствующие реестры.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 220 - ФЗ в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 1 статьи 26 Федерального закона N 220- ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения:
- регистрационный номер маршрута регулярных перевозок в соответствующем реестре;
- порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления;
- наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок или в виде наименований поселений, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
- наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты;
- наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами по маршруту регулярных перевозок;
- протяженность маршрута регулярных перевозок;
- порядок посадки и высадки пассажиров (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок);
- вид регулярных перевозок;
- виды транспортных средств и классы транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, максимальное количество транспортных средств каждого класса;
- экологические характеристики транспортных средств, которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок;
- дата начала осуществления регулярных перевозок;
- наименование, место нахождения юридического лица, фамилия, имя и, если имеется, отчество индивидуального предпринимателя (в том числе участников договора простого товарищества), осуществляющих перевозки по маршруту регулярных перевозок;
- планируемое расписание для каждого остановочного пункта (для межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);
- иные требования, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Заявитель представил в Администрацию городского округа Новокуйбышевск сведения в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ по истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:
- организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
- размещают на своих официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Федерального закона N 220 -ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.
Отказ во включении сведений в реестр маршрутов регулярных перевозок, как следует из части 2 статьи 39 Федерального закона N 220 - ФЗ возможен только по результатам проверки поступивших сведений на предмет их полноты и соответствия требованиям, предъявляемым законодательством в рамках осуществления пассажирских перевозок.
Как следует из оспариваемого заявителем письма Администрации городского округа Новокуйбышевска N 7367 от 29.09.2015 г. заявителю было отказано во включении сведений в реестр, поскольку ООО "Иштар" не являлось перевозчиком.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельным указанный довод администрации, исходя из следующего.
31.12.2010 г. между заявителем и Управлением городского хозяйства Администрации городского округа Новокуйбышевск был заключен Договор N 1/1111-10-2 об осуществлении регулярных коммерческих перевозок по внутримуниципальным маршрутам городского округа Новокуйбышевск.
В соответствии с данным договором заявителю было предоставлено право на осуществление перевозок пассажиров и багажа на городских автобусных маршрутах N 1, 2, 11, 12, 14, 15 на срок до 01.01.2016 г.
Данный Договор от 31.12.2010 г. N 1/ПП-1-2 никем не оспаривался, сторонами не расторгался и являлся действующим на момент подачи заявителем сведений о маршрутах регулярных перевозок для включения их в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа Новокуйбышевск.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 г. по делу N А55-14605/2015 установлено, что до истечения срока действия Договора N 1/ПП-10-2 от 31.12.2010 г. (до 01.01.2016 г.) ООО "Иштар" осуществляло регулярные коммерческие перевозки по внутримуниципальным маршрутам.
Таким образом, основания отказа во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа Новокуйбышевск, оформленного письмом исх. N 7367 от 29.09.2015 г., являются необоснованными и не соответствующими закону.
В связи с чем действия Администрации городского округа Новокуйбышевск, выразившиеся в отказе во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок ООО "Иштар" в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа Новокуйбышевск, оформленном письмом исх. N 7367 от 29.09.2015 г., являются незаконными и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При указанных обстоятельствах заявленные требования в данной части являются законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку заявление ООО "Иштар" до настоящего времени Администрацией не рассмотрено, а также с учетом того, что судебные акты не могут подменять собой решения органов местного самоуправления, суд правомерно обязал Администрацию городского округа Новокуйбышевск устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - в месячный срок после вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Иштар" N 58 от 31.08.2015 г. (вх. N 5830 от 31.08.2015 г.) по существу и принять мотивированное решение о включении или отказе во включении сведений о маршрутах регулярных перевозок заявителя в реестр маршрутов регулярных перевозок городского округа Новокуйбышевск.
Согласно части 1 и 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
На основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С позиции изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не усматриваются.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Администрации городского округа Новокуйбышевск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2016 г. по делу N А55-32364/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-32364/2015
Истец: ООО "Иштар"
Ответчик: Администрация г. о. Новокуйбышевск