г. Саратов |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А57-25458/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кузнецовой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2016 года по делу N А57-25458/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу" Балаковского муниципального района (ИНН 6439068503, ОГРН 1086439001219, адрес местонахождения: 413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 12)
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (ИНН 6455039436, ОГРН 1056405504671, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. Театральная пл., д. 11); Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН 6439034991, ОГРН 1026401410067, адрес местонахождения: 413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 12); Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района (ИНН 6439071023, ОГРН 1096439000943, адрес местонахождения: 413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 12)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, оформленное сообщением от 18.09.2015 N 64/005/071/2015-462;
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области осуществить государственную регистрацию права оперативного управления муниципального казенного учреждения "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу" Балаковского муниципального района на нежилое помещение общей площадью 19,2 кв.м., являющееся частью нежилого здания общей площадью 75,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Балаково, ул. Редкова, д.52,
при участии в судебном заседании представителей: Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района - Касимцева Д.С., по доверенности от 11.01.2016; Муниципального казенного учреждения "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу" Балаковского муниципального района - Касимцева Д.С., по доверенности от 18.01.2016; Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - Касимцева Д.С., по доверенности от 11.01.2016 N 01-20/42; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области - Абсалямовой А.Р., по доверенности от 21.09.2015 N 71;
без участия в судебном заседании представителей: Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района, извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовым идентификатором N N 41003198838230;
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное казенное учреждение "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу" Балаковского муниципального района (далее - МКУ "УТХО РНД и АД" БМР, Учреждение, заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области), оформленное сообщением от 18.09.2015 N 64/005/071/2015-462, об отказе в государственной регистрации права оперативного управления МКУ "УТХО РНД и АД" БМР на нежилое помещение общей площадью 19,2 кв.м., являющееся частью нежилого здания общей площадью 75,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Балаково, ул.Редкова, д.52; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области осуществить государственную регистрацию права оперативного управления МКУ "УТХО РНД и АД" БМР на нежилое помещение общей площадью 19,2 кв.м., являющееся частью нежилого здания общей площадью 75,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Балаково, ул.Редкова, д.52.
Решением от 26 февраля 2016 года Арбитражный суд Саратовской области в удовлетворении заявления МКУ "УТХО РНД и АД" БМР отказал.
Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
В судебном заседании представители сторон поддержали свою позицию по делу.
Участники процесса, не явившиеся в процесс, извещены о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 1 статьи 123 АПК РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 07.06.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
В судебном заседании, открытом 20 июня 2016 года, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 27 июня 2016 года до 12 часов 40 минут.
Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе судей.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения представителей, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, МКУ "УТХО РНД и АД" БМР обратилось в Управление по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района с заявлением о закреплении на праве оперативного управления за Учреждением нежилого помещения общей площадью 19,2 кв.м, расположенное по адресу: г.Балаково, ул.Редкова, д.52.
Рассмотрев обращение Учреждения 24.06.2014, Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области вынесла постановление "О закреплении имущества на праве оперативного управления" N 2982.
Согласно пункту 1 указанного Постановления на праве оперативного управления за Учреждением закрепляется муниципальное имущество: нежилое помещение, общей площадью 19,2 кв. м, являющееся частью нежилого здания, общей площадью 75,9 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул.Редкова, д.52.
Согласно пункту 2 указанного Постановления Управлению по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района необходимо осуществить передачу Учреждению муниципального имущества, указанного в пункте 1 Постановления; подготовить необходимую правоустанавливающую документацию и внести соответствующие изменения в Реестр муниципального имущества Балаковского муниципального района.
Спорное имущество было передано Учреждению, о чём составлен акт приёма-передачи недвижимого имущества от 24.06.2014.
07 августа 2015 года Учреждение обратилось в межмуниципальный отдел по Балаковскому и Духовницкому районам Управления Росреестра по Саратовской области с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на вышеуказанный объект недвижимости.
Сообщением Межмуниципального отдела по Балаковскому и Духовницкому районам Управления Росреестра по Саратовской области от 20.08.2015 N 64/005/071/2015-462 приостановлена государственная регистрация права оперативного управления на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, общей площадью 19,2 кв.м., кадастровый N 64:40:010247:1333, расположенное по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул.Редкова, д.52.
В обоснование приостановления указано, что на государственную регистрацию не представлены документы, являющиеся основанием для проведения государственной регистрации права оперативного управления, оформленные в соответствии с действующим законодательством.
Также сообщено, что базовый информационный ресурс "Государственный кадастр недвижимости" не содержит сведений о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимого имущества - нежилое помещение, общей площадью 19,2 кв.м., кадастровый N 64:40:010247:1333, расположенное по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул.Редкова, д.52.
Кроме того, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о государственной регистрации прав титульного собственника на объект недвижимости - нежилое помещение, общей площадью 19,2 кв.м., кадастровый N 64:40:010247:1333, расположенное по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул.Редкова, д.52, отсутствуют.
Сообщением Межмуниципального отдела по Балаковскому и Духовницкому районам Управления Росреестра по Саратовской области от 18.09.2015 N 64/005/071/2015-462 отказано в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, общей площадью 19,2 кв.м., кадастровый N 64:40:010247:1333, расположенное по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул.Редкова, д.52.
Не согласившись с решением Межмуниципального отдела по Балаковскому и Духовницкому районам Управления Росреестра по Саратовской области, оформленным сообщением от 18.09.2015 N 64/005/071/2015-462, об отказе в государственной регистрации права оперативного управления МКУ "УТХО РНД и АД" БМР на вышеуказанное имущество, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ Управления Росреестра по Саратовской области соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 совместного постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании действий государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как следует из пункта 3 статьи 13, пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ), государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или сторон договора при предоставлении документов, необходимых для государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с нормами статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться как всем недвижимым имуществом, так и его частью.
Как установлено пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Как следует из материалов дела, одноэтажное нежилое здание общей площадью 75,9 кв.м., расположенное по адресу: г.Балаково, ул.Редкова, д.52, принадлежит на праве собственности Балаковскому муниципальному району Саратовской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 64-АД N 368764 (т.1, л.д. 14).
Постановлением "О закреплении имущества на праве оперативного управления" N 2982 за МКУ "УТХО РНД и АД" БМР закреплено муниципальное имущество: нежилое помещение, общей площадью 19,2 кв. м, являющееся частью нежилого здания, общей площадью 75,9 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул. Редкова, д.52.
Спорное имущество было передано Учреждению, о чём составлен акт приёма-передачи недвижимого имущества от 24.06.2014.
Согласно абзацу 1 пункта 5 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу требований пункта 1.2 статьи 20 Закона N 122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе является государственный кадастр недвижимости (пункт 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости). Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого имущества. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (часть 1 статьи 5).
Установив, что на государственную регистрацию права оперативного управления представлен необходимый пакет документов, описание объекта содержит все сведения о спорных комнатах, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления на них, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия Управления нарушали положения пункта 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ, запрещающего истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы соответствуют требованиям статьи 18 названного Закона.
Закрепление собственником части принадлежащего ему объекта недвижимости за Управлением на праве оперативного управления не влечет прекращение права собственности на объект недвижимого имущества в целом и образование новых объектов недвижимости.
Судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 Закона N 122-ФЗ для отказа Учреждению в государственной регистрации права оперативного управления доли в праве на нежилое помещение, поскольку МКУ "УТХО РНД и АД" БМР в обоснование закрепления помещения на этом праве в указанной доле представило постановление Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области вынесла постановление "О закреплении имущества на праве оперативного управления" N 2982, согласно пункту 1 указанного Постановления на праве оперативного управления за Учреждением закрепляется муниципальное имущество: нежилое помещение, общей площадью 19,2 кв. м, являющееся частью нежилого здания, общей площадью 75,9 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г.Балаково, ул. Редкова, д.52, поэтажный план, содержащий описание нежилого здания.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что для испрашиваемой государственной регистрации права оперативного управления заявителем не были представлены все необходимые документы, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для её проведения, не соответствует материалам дела.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В рассматриваемом случае отношения возникли по поводу передачи объекта недвижимого имущества в оперативное управление, а такая передача части нежилого помещения не ведет к изменению характеристик объекта в целом.
Доводы о необходимости постановки на кадастровый учет доли в праве на недвижимое имущество не основаны на нормах права.
Учитывая изложенное, заявителем на государственную регистрацию представлены все правоустанавливающие документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, при этом у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимости.
Также являются неправомерными доводы Управления о том, что нежилому помещению в здании не присвоен кадастровый номер, вследствие чего в силу пункта 6 статьи 12 и пункта 1.2 статьи 20 Закона N 122-ФЗ произвести государственную регистрацию права оперативного управления учреждения на спорный объект недвижимости не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Пунктом 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122- ФЗ предусмотрено, что не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение, не являются уникальной характеристикой объекта недвижимости, а являются дополнительными сведениями об объекте недвижимости.
Таким образом, поскольку в оперативное управление передавался не самостоятельный объект недвижимости, образованный в соответствии с положениями действующего законодательства и соответственно поставленный на кадастровый учет, то кадастровый паспорт на помещение, расположенное в здании или сооружении, не относится к числу необходимых документов для представления регистрирующему органу для государственной регистрации права.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку решение Управление Росреестра по Саратовской области, оформленное сообщением от 18.09.2015 N 64/005/071/2015-462 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления МКУ "УТХО РНД и АД" БМР на нежилое помещение общей площадью 19,2 кв.м., являющееся частью нежилого здания общей площадью 75,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Балаково, ул. Редкова, д.52 создает препятствия для возникновения у заявителя права в установленном законом порядке, ограничивает его право на осуществление предусмотренных законом полномочий в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, оформленное сообщением от 18.09.2015 N 64/005/071/2015-462.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в данном случае является обязание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области произвести государственную регистрацию права оперативного управления муниципального казенного учреждения "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу" Балаковского муниципального района в отношении нежилого помещения общей площадью 19,2 кв.м, являющееся частью нежилого здания общей площадью 75,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Балаково, ул. Редкова, д.52, кадастровый (условный) номер: 64:40:010247:1333.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" разъяснено, что в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 данного Кодекса.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Таким образом, расходы заявителя по оплате государственной пошлины подлежат возмещению Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 февраля 2016 года по делу N А57-25458/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, оформленное сообщением от 18.09.2015 N 64/005/071/2015-462 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления муниципального казенного учреждения "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу" Балаковского муниципального района на нежилое помещение общей площадью 19,2 кв.м, являющееся частью нежилого здания общей площадью 75,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Балаково, ул. Редкова, д.52.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области произвести государственную регистрацию права оперативного управления муниципального казенного учреждения "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу" Балаковского муниципального района в отношении нежилого помещения общей площадью 19,2 кв.м, являющееся частью нежилого здания общей площадью 75,9 кв.м., расположенного по адресу: г.Балаково, ул. Редкова, д.52, кадастровый (условный) номер: 64:40:010247:1333.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в пользу муниципального казенного учреждения "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу" Балаковского муниципального района расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25458/2015
Истец: МКУ "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводсту и архивному делу" Балаковского МР, МУП "Управление по транспортно-хозяйственному обеспечению, работе с населением, делопроизводству и архивному делу" Балаковского муниципального района
Ответчик: Администрация Балаковского МР, Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского МР, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (Росреестр по Саратовской области)
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области