Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2013 г. N 17АП-7691/13
г. Пермь |
|
31 июля 2013 г. |
Дело N А50-4865/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сафоновой С.Н.,
судей Полевщиковой С.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бакулиной Е.В.,
при участии:
от заявителя ООО научно-техническая фирма "ОМКС": Бадурина А.П. - представитель по доверенности от 26.03.2013, Рябчевских В.Г. - представитель по доверенности от 26.03.2013, Тиньгаева Е.В. - представитель по доверенности от 26.03.2013,
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Митирева Е.В. - представитель по доверенности от 06.11.2012 N 01-03/04/60416,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО научно-техническая фирма "ОМКС"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 мая 2013 года по делу N А50-4865/2013,
принятое судьей Аликиной Е.Н.,
по заявлению ООО научно-техническая фирма "ОМКС" (ОГРН 1025901607973, ИНН 5908005010)
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537)
об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
ООО научно-техническая фирма "ОМКС" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, учреждение) от 25.02.2013 N 1239/17л об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15 мая 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на необоснованное доначисление Обществу страховых взносов, поскольку им правомерно исчислялась сумма взносов по пониженной ставке в соответствии с п. п. "к" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2012 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фон Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), что не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения. По мнению Общества, судом первой инстанции так же не учтено, что доходы получены Обществом от единой деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, что свидетельствует о правомерности применения пониженного тарифа. Кроме того, заявитель считает, что учреждением не опровергнут произведенный им расчет базы для начисления страховых взносов, в связи с чем основания для доначисления страховых взносов заинтересованным лицом не доказаны.
Учреждение с жалобой не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на правомерность доначисления взносов.
Представители Общества и Фонда в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения учреждением камеральной проверки представленного заявителем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 9 месяцев 2012 г. по форме 4- ФСС, оформленной соответствующим актом, Фондом принято решение от 25.02.2013 N 1239/17л об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым заявителю доначислены страховые взносы в сумме 284 867 руб. 69 коп.
Основанием для доначисления взносов и штрафа явились выводы Фонда о неправомерном применении заявителем пониженной ставки страховых взносов.
Посчитав указанное решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из обоснованности доначисления заявителю страховых взносов в связи с неправомерным применением им пониженного тарифа.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 настоящего Федерального закона.
Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, применяются следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1 процента; территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (ст. 12 Закона N 212-ФЗ).
В статье 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Подпунктом "к" п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что право на применение пониженного тарифа страховых взносов обладают организации и индивидуальные предприниматели, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются производство машин и оборудования.
В соответствии с ч. 1.4 ст. 59 Федерального Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 г N 216н утверждены форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения Форма 4-ФСС и порядок ее заполнения.
Указанной формой расчета предусмотрено заполнение таблицы 4.3 "Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ".
В силу п. 18 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения указанная Таблица заполняется организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и осуществляющими основной вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, и применяющими тариф страховых взносов, установленный частью 3.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ.
Согласно п. 19 Порядка заполнения формы расчета 4 - ФСС при заполнении таблицы:
- по строке 1 указывается сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации нарастающим итогом с начала отчетного (расчетного) периода;
- по строке 2 указывается сумма доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ;
- по строке 3 указывается доля доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ. Значение показателя рассчитывается как отношение значений строк 2 и 1, умноженное на 100.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в таблице 4.3 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2012 г. Обществом указано, что доля доходов, определяемая в целях применения части 1.4 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, составляет 99 процентов ( л. д. 17).
При этом суд первой инстанции указал, что по данным Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2012 год, в июле, августе и сентябре 2012 г Обществом были получены доходы от видов деятельности, которые классифицируются по кодам 28.30.9 и 29.22.9 ОКВЭД (л. д. 82 - 90).
Согласно подразделу DG Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) по Коду 28 классифицируется производство готовых металлических изделий, а по Коду 29 (Подраздел DK) - производство машин и оборудования.
При этом суд первой инстанции посчитал, что поскольку в целях применения льготы заявителем определена доля доходов не от основного вида деятельности, а от основного и от дополнительного видов деятельности, условия применения льготы Обществом не соблюдены, что свидетельствует, по мнению суда первой инстанции о правомерности оспариваемого решения.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам, установленным ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд считает указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, при этом исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (п. 9 ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как видно из оспариваемого решения, Обществу вменяется необоснованное применение пониженного тарифа при исчислении страховых взносов при отсутствии права на его применение.
Вместе с тем в нарушение вышеупомянутых норм закона, ни акт проверки (л.д.19), ни решение (л.д.21) не содержат конкретных обстоятельств правонарушения, сведений о суммах уплаченных страховых взносов, о документах, на основании которых Фонд пришел к выводу о неправомерности применения пониженного тарифа. В указанных документах содержатся лишь ссылки на неправомерное применение обществом пониженного тарифа, без указания на то, в результате каких действий общества применялся пониженный тариф.
Ссылок на неправильное указание данных в таблице 4.3 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2012 г., а так же на документы, из которых следовало бы, что Обществом неверно указаны виды деятельности, либо неверно определены доходы от них, ни в акте проверки, ни в оспариваемом решении не содержится.
На основании каких данных и документов Фондом сделан вывод о неправомерном применении Обществом пониженного тарифа из материалов дела не усматривается.
Таким образом, из представленных фондом доказательств (в том числе Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на 2012 год) не представляется возможным сделать вывод о неправомерности применения Обществом пониженного тарифа страховых взносов, что не было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Поскольку основания для доначисления страховых взносов заинтересованным лицом не доказаны, решение Фонда подлежит признанию недействительным, оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В тоже время с учетом необоснованного отказа в удовлетворении требований, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению (ст.270 ч.1 п.2 АПК РФ).
Расходы по уплате госпошлины по заявлению и по апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ относятся на заинтересованное лицо. Излишне уплаченная Обществом госпошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270 ч.1 п.2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Пермского края от 15.05.2013 по делу А50-4865/2013 отменить.
Требование удовлетворить.
Признать недействительным решение от 25.02.2013 N 1239\17л, принятое Государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, как не соответствующее действующему законодательству. Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) в пользу ООО научно-техническая фирма "ОМКС" (ОГРН 1025901607973, ИНН 5908005010) государственную пошлину 3 000 (три тысячи) рублей.
Вернуть ООО научно-техническая фирма "ОМКС" (ОГРН 1025901607973, ИНН 5908005010) из федерального бюджета государственную пошлину 1 000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 04.06.2013 N 228.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.Н.Сафонова |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.