г. Тула |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А09-1424/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.06.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Григорьевой М.А. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии в судебном заседании представителей: заявителя - Управления ветеринарии Брянской области - Исакова Е.Ю. (доверенность от 20.06.2016), Емельяненко (доверенность от 20.06.2016), заинтересованного лица - Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям - Крупеня Д.Е. (доверенность от 16.02.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.04.2016 по делу N А09-1424/2016, установил следующее.
Управление ветеринарии Брянской области (далее - Управление ветеринарии) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям (далее - Управление Россельхознадзора) о признании недействительными акта проверки от 29.01.2016 N БР-ВН-005, распоряжения от 24.12.2015 N 1475-р и предписания от 29.01.2016 N БР-ВН-0681-001/16.
Управление ветеринарии заявило отказ от требований в части признания недействительным акта проверки Управления Россельхознадзора от 29.01.2016 N БР-ВН-005. Отказ заявителя от части требований судом принят.
Решением суда от 04.04.2016 распоряжение и предписание признаны недействительными, производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки прекращено.
Не согласившись с решением, Управление Россельхознадзора обратилось с жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить. Мотивируя позицию, заинтересованное лицо указывает, что установлен факт не соблюдения заявителем требований ветеринарного законодательства, не выполнение мероприятий и не надлежащий контроль за выполнением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Брянской области. Настаивает на том, что Россельхознадзор и его территориальные органы в целях защиты ветеринарной безопасности территории Российской Федерации вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью любых юридических и физических лиц, в том числе проводить проверки соблюдения любыми лицами законодательства о ветеринарии и ветеринарных правил.
Управлением ветеринарии представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в виду следующего.
Как следует из материалов дела, 27.06.2015 Управлением Россельхознадзора издано распоряжение N 919-р о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Управления ветеринарии Брянской области с целью оценки соответствия осуществляемой управлением деятельности требованиям ветеринарного законодательства РФ в области обеспечения контроля за проведением и выполнением мероприятий по ликвидации и недопущению дальнейшего распространения африканской чумы свиней на территории Брянской области.
Согласно вышеуказанному распоряжению правовым основанием проведения внеплановой проверки является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
По результатам проведения проверки Управлением Россельхознадзора составлен акт проверки от 11.08.2015 N БР-ВН-0110 и вынесено предписание от 11.08.2015 N БР-ВН-0681-003/15.
На основании распоряжения Управления Россельхознадзора от 24.09.2015 N 1202-р проведена проверка исполнения предписания от 11.08.2015 N БР-ВН-0681-003/15. По результатам проведения указанной проверки составлен акт проверки от 16.10.2015 и выдано новое предписание от 16.10.2015 N БР-ВН-0681-008/15.
На основании распоряжения от 05.11.2015 N 1 371-р проведена проверка исполнения предписания от 16.10.2015 N БР-ВН-0681-008/15. По результатам проведения указанной проверки составлен акт проверки от 27.11.2015 N БР-ВН-0181 и выдано новое предписание от 27.11.2015 N БР-ВН-0681-011/15.
24.12.2015 Управлением Россельхознадзора издано распоряжение N 1475-р о проведении внеплановой выездной проверки Управления ветеринарии с целью оценки соответствия осуществляемой Управлением ветеринарии деятельности требованиям ветеринарного законодательства Российской Федерации в соответствии с истечением сроков выполнения предписания от 27.11.2015 N БР-ВН-0681-011/15.
29.01.2016 Управлением составлен акт проверки N БР-ВН-005, в котором зафиксированы факты невыполнения предписаний органа государственного контроля (надзора) от 27.11.2015 N БР-ВН-0681-011/15, в частности: ненадлежащим образом обеспечен контроль над организацией и проведением мероприятий при подозрении на заболевание африканской чумой свиней; ненадлежащим образом обеспечен контроль за оформлением документов при проведении мероприятий по ликвидации очага АЧС; ненадлежащим образом обеспечен контроль за проведением мероприятий по ликвидации очага АЧС в ЛПХ Тищенко В.И. Погарского района; ненадлежащим образом обеспечен контроль за проведением мероприятий по недопущению возникновения и распространения АЧС в ЛПХ Радунцева В.А. Мглинского района.
На основании акта проверки N БР-ВН-005 29.01.2016 Управлению ветеринарии выдано предписание (требование) N БР-ВН-0681-001/16, согласно которому, последнее должно обеспечить контроль за проведением и выполнением мероприятий по недопущению возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Брянской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в срок до 04.04.2016.
Управление ветеринарии, посчитав распоряжение Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 24.12.2015 N 1475-р и предписание от 29.01.2016 N БР-ВН-0681-001/16 не соответствующими закону, а также нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании распоряжения Управления Россельхознадзора от 24.12.2015 N 1475-р, с целью оценки соответствия осуществляемой управлением деятельности требованиям ветеринарного законодательства РФ, проведена проверка Управления ветеринарии Брянской области.
Согласно вышеуказанному распоряжению правовым основанием проведения внеплановой проверки является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
По результатам проверки Управлению ветеринарии выдано предписание (требование) N БР-ВН-0681-001/16.
Вместе с тем, Положением об Управлении ветеринарии Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 63 (далее - Положение) установлено, что Управление ветеринарии Брянской области является органом исполнительной власти Брянской области, уполномоченным в области ветеринарии и осуществляющим в пределах своей компетенции функции и полномочия по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, осуществлению государственного управления и оказанию государственных услуг в области ветеринарии, а также координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Брянской области в пределах компетенции управления.
Из указанного Положения следует, что управление ветеринарии не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации, поскольку является органом исполнительной власти Брянской области. Управление ветеринарии Брянской области входит в систему органов государственной власти Брянской области. Контроль за деятельностью управления ветеринарии осуществляет Правительство Брянской области и другие органы власти Брянской области. Управление не входит в систему Россельхознадзора Российской Федерации, а, следовательно, не обязано представлять отчетность Россельхознадзору, в том числе его территориальному управлению.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) под государственным ветеринарным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или устранению) последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Таким образом, статьей 8 Закона "О ветеринарии" законодатель произвел разделение объектов проверок государственного ветеринарного надзора на три группы, а именно: органы государственной власти и местного самоуправления; юридические лица, индивидуальные предприниматели; граждане.
При этом в части 3 статьи 8 Закона "О ветеринарии" указано, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного ветеринарного надзора организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ. Таким образом, положения Закона N 294-ФЗ не распространяются и не могут применяться в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, а также граждан.
Статьей 3 Закона о ветеринарии определен исчерпывающий перечень полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.
В соответствии с частью 4 статьи 3.1. Закона РФ N 4979-1 "О ветеринарии" федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора осуществляет контроль за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний: об устранении выявленных нарушений; о привлечении к ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия.
Частью 1 вышеуказанной статьи установлено, что к полномочиям РФ в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ относятся: установление ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта РФ; отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта РФ.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.03.2014 N 100 "Об утверждении порядка осуществления контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии" предусмотрен отдельный порядок осуществления контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии. Данный порядок определяет процедуру организации и осуществления мероприятий по контролю и надзору за осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
Учитывая положения статьи 1 Закона N 294-ФЗ, пункта 3 статьи 8 Закона о ветеринарии, действие Закона N 294-ФЗ не распространяется и не применяется в отношении органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что действующим законодательством определен предмет проверки, которую может проводить управление Россельхознадзора в отношении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и порядок такой проверки, в то время как проверка на основании оспариваемого распоряжения проведена управлением Россельхознадзора по предметам, которые не входят в его компетенцию, и в порядке, не предусмотренном действующим законодательством для таких проверок, суд приходит к выводу о том, что управление Россельхознадзора не имеет полномочий на осуществление контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением переданных Российской Федерацией субъекту Российской Федерации полномочий, и не может проводить проверки в отношении органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ.
Таким образом, установленные при рассмотрении дела обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать вывод о незаконности вынесенных Управлением Россельхознадзора распоряжения и предписания.
Доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Приведенная судом первой инстанции оценка соответствует судебной практике, изложенной, например, в определении Верховного суда Российской Федерации от 30.07.2015 N 308-КГ15-8132.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 04.04.2016 по делу N А09-1424/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
М.А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-1424/2016
Истец: Управление ветеринарии Брянской области
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям