Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Омск |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А46-12594/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5138/2016) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" на решение Арбитражного суда Омской области от 14.03.2016 по делу N А46-12594/2015 (судья Долгалев Б.Г.), принятое по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" (ИНН 5501003925, ОГРН 1025500532947) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области о признании недействительным предписания от 24.07.2015 N 52-03-10/1485,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" - Останин А.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N ДВ2015-0088 от 09.10.2015 сроком действия 1 год), Бирюков С.В. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N ДВ2016-0109 от 23.06.2016 сроком действия 3 года);
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области - Митрохина Л.А. (по удостоверению, по доверенности от 16.05.2016 сроком действия по 31.08.2016), Зима Ю.Р. (по удостоверению, по доверенности от 16.05.2016 сроком действия по 31.08.2016).
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" (далее - ФГБОУ ВПО "ОмГУ им Ф.М. Достоевского", Университет, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Омской области, государственный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным Предписания от 24.07.2015 N 52-03-10/1485.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.03.2016 по делу N А46-12594/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБОУ ВПО "ОмГУ им Ф.М. Достоевского" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Считает факт совершения бюджетным учреждением административного правонарушения недоказанным.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ТУ Росфиннадзора в Омской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области поступило письменное ходатайство о приостановлении производства по делу. В судебном заседании, представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области заявленное ходатайство не поддержал.
В судебном заседании представитель Университета поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ТУ Росфиннадзора в Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Специалистами ТУ Росфиннадзора в Омской области с 16.01.2015 по 26.02.2015, с 12.05.2015 по 26.05.2015 на основании плана контрольной работы на 2015 год в ФГБОУ ВПО "ОмГУ им. Ф.М. Достоевского" проводилась проверка правомерности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на иные цели и в рамках государственного задания, а также выделенных из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности в рамках ФАИП за период с 01.01.2013 по 31.12.2014. В связи с проведением проверки финансово-хозяйственной деятельности Университета за 2013, 2014 г.г. приказом ректора ФГБОУ ВПО "ОмГУ им Ф.М. Достоевского" от 09.02.2015 N 01-06/59 создана комиссия. В феврале и мае 2015 года проведена проверка строительно-монтажных работ, выполненных на строительстве Главного учебного корпуса ФГБОУ ВПО "ОмГУ им Ф.М. Достоевского", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Фрунзе, д. 6, в ходе которой выявлены невыполненные работы. Факт невыполненных работ подтверждаются актами от 25.02.2015 и 21.05.2015, а также фотоматериалами. Стоимость невыполненных работ по формам КС-2 NN 20, 21, 24, 25, 27, 29, 30, 38, 39, 40, 42, 43, 46, 53 рассчитана в актах невыполненных работ. Нарушения, выявленные в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Университета за 2013, 2014 годы, выраженные в неправомерной оплате за счет средств федерального бюджета невыполненных работ при строительстве Главного учебного корпуса, отражены в акте выездной проверки от 17.06.2015 N 03-12/75.
На основании акта проверки от 17.06.2015 N 03-12/75 ТУ Росфиннадзора в Омской области вынесено Предписание от 24.07.2015 N 52-03-10/1485, согласно которому ректору ФГБОУ ВПО "ОмГУ им Ф.М. Достоевского" Якубу Алексею Валерьевичу предписывают возместить ущерб, причиненный федеральному бюджету.
Считая, что указанное Предписание не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Университет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
14.03.2016 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.
Однако положение данной статьи полностью не освобождает заявителя от доказывания обстоятельств дела. В соответствии с частью 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений.
Порядок осуществления полномочий органами Росфиннадзора при проведении проверок определяется Правилами осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утв. Постановлением Правительством РФ от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила N 1092), и Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20.03.2014 N 18н (далее - Административный регламент N 18н).
Основанием для начала административной процедуры реализации результатов проведения контрольного мероприятия является наличие оформленных в установленном порядке акта проверки и иных материалов контрольного мероприятия (пункт 89 Административного регламента N 18н).
В соответствии с пунктом 77 Административного регламента N 18н объект контроля вправе представить письменные возражения на акт выездной проверки (ревизии) в течение 5 рабочих дней со дня получения такого акта. Письменные возражения объекта контроля прилагаются к материалам выездной проверки (ревизии).
Университет предоставил возражения от 01.07.2015 (исх. 2015-3362) на акт выездной проверки от 17.06.2015, где указывает, что на часть акта (стр. 59), в которой говорится о невыполнении работ на общую сумму 108 146 032 руб. 45 коп. им готовиться претензионное письмо. Однако по существу оспариваемого нарушения возражения заявителем не направлялись, что свидетельствует о согласии Университета с выявленным государственным органом нарушением.
Ссылка подателя жалобы на то, что факт невыполнения работ на сумму 108 146 032 руб. 45 коп. не подтвержден доказательствами со стороны заинтересованного лица, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной, по следующим основаниям.
В связи с проведением ТУ Росфиннадзора в Омской области проверки финансово-хозяйственной деятельности Университета за 2013-2014 г.г. приказом ректора ФГБОУ ВПО "ОмГУ им Ф.М. Достоевского" от 09.02.2015 N 01-06/59 создана комиссия.
В феврале и мае 2015 года проведена проверка строительно-монтажных работ, выполненных на строительстве Главного учебного корпуса ФГБОУ ВПО "ОмГУ им Ф.М. Достоевского", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Фрунзе, д. 6, в ходе которой выявлены невыполненные работы.
Факт невыполненных работ подтверждается указанными выше документами, которые подписаны членами комиссии, созданной Университетом.
В соответствии с пунктами 2.2. и 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
Таким образом, в состав комиссии по выборочной инвентаризации члены проверочной группы войти не могли. Однако они присутствовали при осмотре объекта контроля, что подтверждается приказом ректора ФГБОУ ВПО "ОмГУ им Ф.М. Достоевского" от 09.02.2015 N 01-06/59 и не оспаривается заявителем. По результатам контрольных мероприятий составлен акт проверки от 17.06.2015 N 03-12/75, который подписан непосредственно руководителем проверочной группы.
В силу части 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса, полученные путем использования систем видеоконференц-связи (часть 2 и 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа.
Анализируя материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований полагать, что представленные в материалах настоящей проверки доказательства, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В состав комиссии входили Кориневский А.А., начальник отдела управления капитального строительства и текущего ремонта, и Гольцов А.А., ведущий инженер отдела капитального строительства.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, начальник отдела капитального строительства осуществляет руководство непосредственным выполнением работ по капитальному строительству, следит за выполнением проектными и строительными организациями договорных обязательств, осуществляет технический надзор за сроками и качеством выполнения работ, за их соответствием утвержденной проектно-сметной документации, рабочим чертежам, строительным нормам, стандартам, осуществляет контроль за своевременным вводом в эксплуатацию объектов. Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты по вопросам капитального строительства; технологию строительных работ, способы ведения капитального строительства; порядок финансирования строительства и составления проектно-сметных документов; строительные нормы и правила; стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по оформлению проектной документации; порядок ведения отчетной документации о выполнении строительных работ.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических и руководящих должностях в строительстве не менее 5 лет.
Инженер по надзору за строительством осуществляет от лица заказчика технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ и приемку законченных объектов от подрядных строительных организаций, контролирует соответствие объемов, сроков и качества строительно-монтажных работ, а также качества применяемых материалов, изделий, конструкций утвержденной проектно-сметной документации, рабочим чертежам, строительным нормам и правилам, стандартам, техническим условиям, осуществляет техническую приемку законченных строительно-монтажных работ и объектов, оформляет необходимую техническую документацию. Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по выполнению строительно-монтажных работ; технические условия и графики выполнения строительно-монтажных работ; стандарты, технические условия на строительные материалы, детали, конструкции; строительные нормы и правила; основы технологии производства и способы ведения строительно-монтажных работ; порядок приемки объектов, законченных строительством, и методы контроля их качества; порядок оформления проектно-сметной и другой технической документации.
Учитывая изложенное, основания сомневаться в компетентности указанных специалистов у суда отсутствуют.
Довод заявителя о том, что в Предписании и акте проверки не приведены нормы бюджетного законодательства, нарушение которых причинило ущерб, подлежит отклонению как не соответствующий действительности.
Формы и требования к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждены Приказом Росфиннадзора от 20.11.2014 N 437.
Согласно части 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием понимается документ органа государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации.
Таким образом, в предписании могут быть отдельно изложены как нарушение требований об устранении нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, так и требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним законов о бюджете разных уровней, иных законов, регулирующих правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Следовательно, к бюджетному законодательству относятся любые нормативные акты, регулирующие правоотношения, возникающие при осуществлении расходов бюджетов бюджетной системы РФ и осуществлении бюджетного учета.
В оспариваемом предписании указано на нарушение норм ГК РФ, регулирующих оплату фактически выполненных работ (расходы федерального бюджета), а также на нарушение статей Закона РФ "О бюджетном учете" и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Кроме того, ректору ФГБОУ ВПО "ОмГУ им. Ф.М. Достоевского" Якубу А.В. предъявлено требование о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что предписание от 24.07.2015 N 52-03-10/1485 полностью соответствует по форме и содержанию требованиям нормативно-правовых актов, регламентирующих право выдачи и порядок составления предписаний ТУ Росфиннадзора в Омской области.
Ссылка подателя жалобы на нарушение прав и законных интересов заявителя вынесенным предписанием, в связи с необходимостью возмещения ущерба за счет внебюджетных средств, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в рамках правоприменительной практики может самостоятельно квалифицировать наличие ущерба, причиненного Российской Федерации. Указанная позиция подтверждается Письмом Минфина России от 14.07.2014 N 02-10- 09/34216.
При этом необходимо исходить из того, что такой ущерб может характеризоваться наличием потерь в виде утраты имущества или денежных средств, например, вследствие нецелевого использования средств федерального бюджета или иного использования средств, предоставленных из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), с нарушениями бюджетного законодательства РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям, в том числе, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно статье 6 БК РФ бюджетными инвестиции являются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного имущества.
В соответствии со статьей 79 БК РФ объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными учреждениями, с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных учреждений либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны. Органам государственной власти, являющимся государственными заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей.
В рамках федеральной целевой программы "Развитие образования на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61, на основании договора об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных учреждений, заключенного между Минобрнауки России и ОмГУ от 19.02.2013 N 10.837.34.0045, Университету в 2013 году были утверждены лимиты бюджетных обязательств (бюджетных инвестиций) на продолжение капитального строительства объекта "Главный учебный корпус г. Омск" в сумме 176 500 000 рублей.
На основании писем Минэкономразвития России от 17.12.2013 N 28043-ОС/Д17и, от 18.12.2013 NN 28139-ОС/Д17и, 28144-ОС/Д17и и письма Минфина России от 19.12.2013 N 16-09-04/56134 лимиты бюджетных обязательств (бюджетных инвестиций) были уменьшены и доведены Университету в 2013 году в сумме 146 500 000 рублей.
Средства бюджетных инвестиций израсходованы в 2013 году в полном объеме, в сумме 146 500 000 рублей.
В 2014 году между Минобрнауки России и Университетом заключено соглашение о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица Минобрнауки России от 26.03.2014 N 10.837.24.0020, в соответствии с которым Университету были доведены в 2014 году лимиты бюджетных обязательств (бюджетных инвестиций) на продолжение капитального строительства объекта "Главный учебный корпус г. Омск" в сумме 20 000 000 рублей.
Средства бюджетных инвестиций израсходованы в 2014 году в полном объеме, в сумме 20 000 000 рублей.
Продолжение строительства Главного учебного корпуса в 2013-2014 г.г. осуществлялось согласно Государственному контракту на выполнение комплекса работ по возведению и вводу в эксплуатацию Объекта от 04.07.2011 N 0352100000111000114-0012563-01, заключенному между ФГБОУ ВПО "ОмГУ им Ф.М. Достоевского" (заказчик), в лице ректора Струнина Владимира Ивановича, с одной стороны, и обществом с ограниченной ответственностью "МосОблСпортСтрой" (подрядчик), в лице генерального директора Дремина Сергея Ивановича, с другой стороны, по результатам открытого аукциона в электронной форме и в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно части 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Таким образом, Университетом были приняты обязательства по Государственному контракту на выполнение комплекса работ по возведению и вводу в эксплуатацию Объекта от 04.07.2011 N 0352100000111000114-0012563-01.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта, интересы заказчика по управлению Контрактом представлял советник ректора, начальник отдела капитального строительства Университета Домрачев Владимир Ильич.
В 2013-2014 годы интересы Университета представлял Домрачев Владимир Ильич (доверенность от 09.01.2012 N 3, доверенность выдана без права передоверия, сроком до 31.12.2013; доверенность от 09.01.2014 N ДВ.2014-0001, доверенность выдана без права передоверия, сроком до 22.06.2014).
В соответствии с требованиями части 2 статьи 9 и части 6 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный контракт заключается и исполняется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (статья 185 ГК РФ).
Университетом представлены акты о приемке выполненных работ (ф. N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф. N КС-3), согласно которым, строительные работы были выполнены в 2013 и 2014 г.г. на общую сумму 166 500 000 рублей. В соответствии с платежными поручениями, оплата за выполненные работы произведена в полном объеме из средств, выделенных из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности в рамках ФАИП, то есть, в сумме 166 500 000 рублей (с учетом НДС).
Из выше изложенного следует, что средства выделялись из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности в рамках ФАИП Университету. Государственный контракт на выполнение комплекса работ по возведению и вводу в эксплуатацию Объекта от 04.07.2011 N 0352100000111000114-0012563-01 заключен Университетом. Фактически невыполненные работы приняты и оплачены также Университетом. В результате данных действий получателя бюджетных инвестиций объект капитального строительства на настоящий момент не создан и не введен в эксплуатацию.
Согласно статье 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Сделка, которая совершена с нарушением установленных правил и на которую представляемый не дал согласия, может быть признана судом недействительной по иску представляемого, если она нарушает его интересы. Нарушение интересов представляемого предполагается, если не доказано иное.
Однако как верно отмечено судом первой инстанции, заявитель не обращался в суд с исковым заявлением о нарушении его интересов в результате превышения полномочий представителем без одобрения доверителя. Государственный контракт на выполнение комплекса работ по возведению и вводу в эксплуатацию Объекта от 04.07.2011 N 0352100000111000114-0012563-01 не признан судом недействительным.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Домрачев Владимир Ильич на момент подписания актов фактически невыполненных работ являлся проректором ФГБОУ ВПО "ОмГУ им Ф.М. Достоевского" по капитальному строительству.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ТУ Росфиннадзора в Омской области правомерно указало в оспариваемом Предписании на необходимость возмещения причиненного Российской Федерации ущерба заявителем.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание от 24.07.2015 N 52-03-10/1485 вынесено на основании норм действующего законодательства и не содержат выводов, противоречащих закону или нарушающих права заявителя, в связи с чем, предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания его недействительным отсутствуют.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителю надлежало уплатить государственную пошлину в размере 1 500 руб., а он уплатил 3 000 руб., 1 500 руб. государственной пошлины подлежит возврату Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.03.2016 по делу N А46-12594/2015 - без изменения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского" (ИНН 5501003925, ОГРН 1025500532947) из федерального бюджета 1 500 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 755868 от 28.03.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12594/2015
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2017 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-16175/16
14.10.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4639/16
29.06.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5138/16
14.03.2016 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12594/15