Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2017 г. N Ф08-452/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным ненормативного правового акта
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2016 г. |
дело N А32-28688/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от заявителя: представитель Близнюк И.Ф. по доверенности от 21.04.2016 г.,
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Глебова Бориса Тимофеевича
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2016 о прекращении производства по делу N А32-28688/2016
по заявлению Министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Глебова Бориса Тимофеевича
к заинтересованным лицам Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю; Заместителю начальника управления надзорной деятельностью и профилактической работы Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю Зимонину А.А.
о признании недействительным представления
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
УСТАНОВИЛ:
министр гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Глебов Борис Тимофеевич обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, Заместителю начальника Управления надзорной деятельностью и профилактической работы Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю Зимонину А.А. о признании недействительным представления от 16.06.2016 об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Не согласившись с принятым определением, министр гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Глебов Борис Тимофеевич обжаловал его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ.В апелляционной жалобе заявитель просит определение суда отменить, ссылаясь на то, что оспариваемое им представление является ненормативным актом, а заявитель - должностным лицом, что соответствует положениям ст. 27 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Заинтересованные лица, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, отзыв на апелляционную жалобу не представили, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, заявитель является должностным лицом, предмет спора - признание незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения. Данный ненормативный акт вынесен Управлением надзорной деятельности ГУ МЧС по Краснодарскому краю по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Глебова Б.Т. и непосредственно связан с данным делом.
Оценка судом законности данного представления невозможна без оценки наличия или отсутствия в деянии заявителя состава вменяемого ему правонарушения - то есть настоящий спор фактически непосредственно связан с оценкой законности привлечения к административной ответственности.
Между тем, спор, связанный с привлечением к административной ответственности должностного лица неподведомственен арбитражному суду.
На основании части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Частью 2 статьи 27 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Следовательно, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
По указанным основаниям спор в отношении постановления о привлечении к административной ответственности должностного лица неподведомственен арбитражному суду.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что заявление об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 262-О также разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
На недопустимость нарушений правил подведомственности и вмешательства в деятельность судов общей юрисдикции указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2012 N 3342/10.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятого судом первой инстанции определения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.09.2016 о прекращении производства по делу N А32-28688/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28688/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2017 г. N Ф08-452/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, МИНИСТР ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГЛЕБОВ Борис Тимофеевич
Ответчик: "Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю", Заместитель начальника управления надзорной деятельностью и профилактической работы Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю Зимонин А.А.