город Москва |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А40-218624/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Панкратовой Н.И., судей Солоповой А.А., Барановской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е..
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ТН-АЗС-Запад" на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2016 года по делу N А40-218624/15 (28-1827), принятое судьей Яниной Е.Н., по иску ООО "ТН-АЗС-Запад" (ОГРН 1065009017920, ИНН 5009053687) к ГКУ "ГОРИНФОР" (ОГРН 1117746257419, ИНН 7701913481) третьи лица: Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы, ОАТИ города Москвы, - об истребовании имущества из незаконного владения ответчика флагштоки, демонтированные с АЗС, расположенные по адресу: город Москва, Кутузовский проспект, дом 72;
- об обязании ответчика осуществить монтаж флагштоков АЗС по месту их первоначальной установки по адресу: город Москва, Кутузовский проспект, дом 72
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Дибиров М.М. по доверенности от 17.11.2015;
от ответчика: Мочалов А.К. по доверенности от 16.05.2015;
от третьих лиц: 1-го Самойлич Е.А. по доверенности от 01.03.2016; 2-го Пенина М.О. по доверенности 11.03.2016;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственному казенному учреждению "Городская реклама и информация" (далее- ответчик) об истребовании имущества из незаконного владения ответчика : флагштоки, демонтированные с АЗС, расположенные по адресу: город Москва, Кутузовский проспект, дом 72; об обязании ответчика осуществить монтаж флагштоков АЗС по месту их первоначальной установки по
адресу: город Москва, Кутузовский проспект, дом 72.
Исковые требования по делу заявлены на основании статей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, и мотивированы тем, что законных оснований для демонтажа флагштоков у ответчика не имелось.
Арбитражным судом города Москвы к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно спора привлечены: Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы, ОАТИ города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2016 года по делу N А40-218624/2015 требования истца оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд, с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального и материального права. Указывает на то, что суд первой инстанции не учел, что указание юридическим лицом своего фирменного наименования в месте своего нахождения, не является рекламой.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал правовую позицию ответчика.
Представитель третьего лица ОАТИ города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал правовую позицию ответчика и третьего лица Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке статей 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, доводы отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельства о регистрации права 77-АР 330569 от 27.01.2014 ООО "ТН-АЗС Запад" на праве собственности принадлежит комплекс АЗС, расположенный по адресу: Москва, Кутузовский пр-кт, д. 72.
Предписанием Объединения Административно-технических инспекций города Москвы N 15-43-С-06-0021 от 25.09.2015, обществу было предписано срочно организовать демонтаж рекламных конструкций, эксплуатируемых с нарушением действующего законодательства, владелец не установлен, основание письмо ДСМИ вх.N 15-13-850/5 от 21.09.2015.
Письмом ГКУ "ГОРИНФОРМ" от 14.10.2015 N 115-2191/5, истцу разъяснено, что указанная информационная конструкция эксплуатировалась с нарушением норм и требований постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве".
Информационная конструкция была демонтирована 29.09.2015 сотрудниками производственно-технического управления ГКУ "ГОРИНФОР" на основании предписания ОАТИ г. Москвы N 43-Л0-106. Для возврата конструкций необходимо компенсировать бюджетные средства, затраченные на демонтаж, транспортировку и ее хранение. После оплаты расчета и предоставления необходимых документов конструкция возвращается владельцу в установленном порядке.
В обоснование своих требований, полагая, что данные действия ответчика незаконны, истец в суде первой инстанции указал, что согласно пункту 5.1. Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве (далее Правила), установка рекламных конструкций осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданного Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы.
Конструкции, размешенные без получения соответствующего разрешения, подлежат демонтажу в соответствии с главой 9 Правил.
Статья 9.1. Правил предусматривает, что демонтаж конструкции производится собственником или иным законным владельцем рекламной конструкции.
При невыполнении предписания, указанного в пункте 9,1 настоящих Правил, либо, если собственник или иной законный владелец не выявлен, рекламная конструкция подлежит принудительному демонтажу Департаментом.
По мнению истца, в нарушение указанного порядка. 3-е лицо не предпринимало действий по установлению собственника флагштоков. Право собственности на АЗС зарегистрировано за Истцом, о чем имеется запись в ЕГРП, что подтверждается представленным свидетельством о государственной регистрации права 77-АР 330569 от 27.01.2014.
Также на самом здании комплекса АЗС имеется информационная табличка с указанием наименования Истца, его реквизитов и контактного номера телефона.
Данное обстоятельство лишило истца возможности оспорить предписание в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а самим Департаментом оно оспорено не было.
Отказывая в удовлетворении исковых требований по настоящему делу, суд первой инстанции исходил из следующего:
Истец в виндикационном иске в любом случае, должен доказать наличие у него права собственности на спорное имущество, а также то обстоятельство, что ответчик, владеет указанным имуществом незаконно без надлежащего правового основания либо по порочному основанию. При этом спорное имущество должно иметь индивидуально-определенные признаки, позволяющие выделить его из однородных вещей.
ГКУ "ГОРИНФОР" является организацией, выполняющей в соответствии с положениями нормативного акта субъекта РФ - постановления Правительства Москвы - ряд технических работ в сфере размещения наружной рекламы на территории города Москвы. ГКУ "ГОРИНФОР" не является органом государственной власти или органом местного самоуправления и не наделено ни федеральным законом, ни иным нормативным правовым актом какими-либо государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с Положением об Объединении административно-технических инспекций города Москвы (далее - ОАТИ города Москвы), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 г. N 960-ПП одной из основных задач ОАТИ города Москвы является организация и осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы (п. 2.1.1 указанного Положения).
Согласно пункту 2.2. Положения ОАТИ города Москвы в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к внешнему виду,
размещению, содержанию и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, рекламных и информационных конструкций.
В соответствии с пунктом 4.23 указанного Положения, ОАТИ города Москвы уполномочено выдавать в соответствии с законодательством обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений, устанавливать сроки их выполнения, использовать предусмотренные законом меры при их невыполнении.
В соответствии с пунктом 9.2 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве (утверждённых постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 г. N 712-ПП), в случае, если собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, не выявлен, рекламная конструкция подлежит принудительному демонтажу на основании предписания ОАТИ города Москвы.
ОАТИ города Москвы выдало Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписание N 43-С06-00121 от 24.09.2014 для организации работ по демонтажу указанных рекламных конструкций.
ГКУ "ГОРИНФОР" является организацией, подведомственной Департаменту СМИ и рекламы города Москвы, осуществляющей в установленном порядке демонтаж рекламных конструкций по поручению Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы на основании предписаний ОАТИ города Москвы.
В соответствии с пунктом 4.2.22 Постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 N 45-ПП Департамент на территории города Москвы осуществляет полномочия по организации мероприятий по установке, эксплуатации, демонтажу, хранению и утилизации (уничтожению) рекламных и информационных конструкций.
В соответствии с пунктом 8.1 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 N 712-ПП, ГКУ "Горинфор" осуществляет, в том числе, демонтаж рекламных конструкции по поручению Департамента на основании предписаний ОАТИ за счет средств бюджета города Москвы.
В соответствии с пунктом 4.2.29 постановления Правительства Москвы от 22.02.2011 N 45-ПП "О Департаменте средств массовой информации и рекламы города Москвы" Департамент СМИ и рекламы города Москвы осуществляет полномочия в сфере обеспечения контроля за техническим состоянием, целевым использованием и внешним видом объектов наружной рекламы и информации, организации их инвентаризации, в установленном порядке взаимодействия с органами исполнительной власти города Москвы при выполнении работ по демонтажу объектов наружной рекламы и информации, установленных с нарушением порядка, определенного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и правовыми актами города Москвы.
Департамент СМИ и рекламы осуществляет на территории города Москвы полномочия по организации мероприятий по установке, эксплуатации, демонтажу, хранению и утилизации (уничтожению) рекламных и информационных конструкций (п. 4.2.22 указанного постановления N 45-ПП).
При этом порядок возврата (получения) демонтированного имущества определено Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 N 712-ПП, в соответствии с которым, установлены правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве (далее - Правила) приняты в целях осуществления надзора за процессом формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, сохранения историко-градостроительного облика, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве, эффективного использования имущества города Москвы в целях распространения наружной рекламы.
Настоящие Правила устанавливают требования к территориальной установке и эксплуатации рекламных конструкций, условия использования имущества города для установки и эксплуатации рекламных конструкций, а также порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований. Соблюдение настоящих Правил обязательно для всех физических и юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной) принадлежности, а также для индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации рекламных конструкций в городе Москве.
Согласно пункту 9.3 Правил, хранение демонтированных рекламных конструкций, размещенных с нарушением настоящих Правил, производится в течение не более одного месяца со дня демонтажа с составлением акта вывоза материальных ценностей и акта передачи их на хранение.
Согласно пункту 9.4 Правил, после оплаты собственником или иным законным владельцем рекламной конструкции затрат, связанных с демонтажем, транспортировкой и хранением, демонтированные рекламные конструкции в установленном порядке возвращаются владельцам. (в ред. постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N 434-ПП).
Согласно пункту 9.4 Правил, в случае если в течение месяца с даты демонтажа рекламной конструкции собственник или иной законный владелец рекламной конструкции не забрал рекламную конструкцию с места хранения, то Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы после письменного предупреждения собственника или иного законного владельца рекламной конструкции продает рекламную конструкцию в установленном законодательством порядке.
В случае если собственник или иной законный владелец рекламной конструкции, расположенной на недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Москвы, не выявлен, Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы по истечении месяца со дня демонтажа продает или утилизирует рекламную конструкцию в соответствии с установленным порядком.
Вырученная от продажи сумма, за вычетом расходов на демонтаж, хранение и продажу рекламной конструкции, подлежит перечислению собственнику или иному законному владельцу рекламной конструкции. (п. 9.4(1) введен постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 434-ПП).
Согласно пункту 9.5. Правил, работы по демонтажу, вывозу, складированию и утилизации рекламных конструкций оплачиваются из средств бюджета города Москвы по соответствующим статьям расходов с последующим возмещением затрат в установленном порядке собственником или иным законным владельцем рекламной конструкции либо за счет
средств, полученных от продажи рекламных конструкций, собственник или иной законный владелец которых не был установлен.(в ред. постановлений Правительства Москвы от 18.02.2014.
Судом установлено, что флагштоки, определенные как реклама на флагах и др. мягких полотнищах, размером 0,94мх1,82-м-2 размещались на основании разрешения N 32876-31689 от 15.08.1998 г. сроком действия до 15.08.2003.
03.09.2015 поступило обращение N 12195744 с просьбой удаления рекламных конструкций в виде флагов по адресу Кутузовский проспект, д.72.
В ходе осмотра факт, изложенный в обращении, подтвержден.
В соответствии с частью 21, 21.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", принято решение, что конструкции будут демонтированы до 13.10.2015.
Рекламные конструкции были демонтированы 12.10.2015 сотрудниками Производственно-технического управления ГКУ "Горинфор" на основании предписания ОАТИ города Москвы от 24.09.2015 г. N 15-43- С06-00121, о чем был уведомлен генеральный директор ПАО "Татнефть" письмом от 16.10.2015 г. N 1.15-2213/5.
Согласно уставу истца ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина является основным обществом по отношению к дочернему обществу ООО "Татнефть- АЗС-Запад".
Поскольку демонтаж рекламных конструкций произведен ГУП "Горинфор" законно, на основании поручения органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере контроля за рекламой, в соответствии с нормативными актами г. Москвы, рекламные конструкции истца находящиеся на хранении у ответчика могут быть получены истцом в порядке определенном Постановлением Правительства Москвы от 12.12.2012 г. N 712-ПП после компенсации расходов г. Москвы на демонтаж спорных флагштоков и не могут быть истребованы в рамках настоящего дела.
Учитывая изложенное, требования истца правомерно оставлены без удовлетворения судом первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что указание юридическим лицом своего фирменного наименования, в месте своего нахождения, не является рекламой, опровергается предписанием ОАТИ города Москвы от 24.09.2015 N 15-43- С06-00121.
О наличии такого предписания ОАТИ города Москвы был уведомлен генеральный директор ПАО "Татнефть" письмом от 16.10.2015 N 1.15-2213/5.
Учитывая то, что предписание ОАТИ города Москвы от 24.09.2015 N 15-43- С06-00121 является действующим, оснований полагать незаконность и необоснованность выводов суда первой инстанции, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом, Правилами разработанными на основании Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", законов города Москвы, постановлений Правительства Москвы и других нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.(в ред. постановлений Правительства Москвы от 11.06.2013 N 373- ПП, от 27.08.2014 N 494-ПП), размещение рекламных конструкций в виду флагштоков (металлическая несущая конструкция, выполненная из алюминиевых сплавов, предназначенная для установки стягов), не предусмотрено.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для их переоценки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 февраля 2016 года по делу N А40-218624/15 (28-1827)оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
А.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-218624/2015
Истец: ООО "ТН-АЗС-Запад"
Ответчик: ГКУ ГОРИНФОР
Третье лицо: Департамент средств массовой информацией и рекламы г. Москвы, Департамент средств массовой информации и рекламы г. Москвы, ОАТИ г. Москвы