город Ростов-на-Дону |
|
30 июня 2016 г. |
дело N А32-10878/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью база отдыха "Геленджик"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2016 по делу N А32-10878/2015, принятое судьей Маркиной Т.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью база отдыха "Геленджик"
к Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью База отдыха "Геленджик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю, (далее - миграционная служба; управление) о признании незаконными отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 400 тыс. рублей.
Заявленные требования мотивированы отсутствием состава вмененного правонарушения, ввиду того, что общество не является принимающей стороной для иностранных граждан, поскольку они не являются его сотрудниками, общество не привлекало иностранных граждан к работе.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствием оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Общество с ограниченной ответственностью База отдыха "Геленджик" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2016 отменить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что объект недвижимости, расположенный на территории базы отдыха, был сдан в субаренду ООО "Мега Строй" по договору от 01.12.2014. Общество указывает, что из представленных пояснений не следует, что ООО "База отдыха "Геленджик" являлось принимающей стороной и оказывало гостиничные услуги иностранным гражданам. Также, общество ссылалось на допущенные административным органом процессуальные нарушения при привлечении общества к административной ответственности.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен не был.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.02.2015 в г. Геленджике по ул. Горького, 26 при выезде на базу отдыха "Геленджик" следственно-оперативной группой отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Геленджику совместно с сотрудниками отделения иммиграционного контроля N 2 отдела организации по противодействию незаконной миграции управления установлено, что гражданин Узбекистана Нормирзаев Толиб Салиханович, 01.08.1969 года рождения (далее - иностранный гражданин), пребывает с 06.12.2014 на территории базы отдыха "Геленджик" и на миграционный учет по месту пребывания не поставлен.
На основании определения от 03.02.2015 N 7 инспектором отделения иммиграционного контроля N 2 отдела организации по противодействию незаконной миграции управления возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 18.9 Кодекса и проведении административного расследования в отношении общества.
В результате проведенного административного расследования административный орган пришел к выводу о нарушении обществом требований пункта 3 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ).
Извещением о вызове административный орган уведомил общество о необходимости прибыть 03.03.2015 в управление для составления протокола об административном правонарушении.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 Кодекса, управление в отсутствие законного представителя общества составило протокол от 03.03.2015 N 641920/196 об административном правонарушении.
Определением от 03.03.2015 по окончании административного расследования назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 17.03.2015 в 14 часов 00 минут по адресу: г. Геленджик ул. Горького, д. 26, кабинет 10.
17.03.2015 рассмотрев материалы проверки в присутствии законного представителя общества, административный орган вынес постановление N 641920 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 тыс. рублей.
Считая вынесенное постановление незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места их жительства.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 статьи 25.10 Закона N 114-ФЗ физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" принимающей стороной является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постановке на учет по месту пребывания подлежат, в том числе, постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.
Пунктом 3 части 3 статьи 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определено, что в том случае, если иностранный гражданин находится в гостинице или организации, оказывающей гостиничные услуги, принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Статьей 20 Закона N 109-ФЗ установлено, что временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания - по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания. Принимающая сторона обязана в течение одних суток уведомить орган миграционного учета о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Статьей 22 Закона N 109-ФЗ предусмотрено, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.
Принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных частями 3 и 3.1 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ, обязана представить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направить его в установленном порядке почтовым отправлением или с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
В соответствии с пунктом 20 Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Закона N 109-ФЗ.
Пунктом 6 статьи 20 Закона N 109-ФЗ установлено, что не подлежат учету по месту пребывания: главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию по приглашению федерального органа государственной власти или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также следующие с указанными лицами члены их семей; иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей военных кораблей, прибывших в Российскую Федерацию с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом, либо члены экипажей военных летательных аппаратов иностранных государств (за исключением случаев вынужденной или иной остановки указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации на срок более трех дней вне основного состава своих экипажей); иностранные граждане - моряки, являющиеся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания в течение не более двадцати четырех часов на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города Российской Федерации либо в случае выезда указанных иностранных граждан на экскурсии в населенные пункты на срок не более двадцати четырех часов; иностранные граждане - члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и экипажей или бригад иных транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации в аэропортах или на станциях, предусмотренных расписаниями (графиками) движения данных транспортных средств; иные иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на срок не более семи дней, за исключением случаев нахождения указанных иностранных граждан в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания.
Как следует из материалов дела, миграционной службой установлено нарушение ООО "База отдыха Геленджик" положений Федерального закона о миграционном учете, выразившимся в неуведомлении о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.
Согласно пояснениям иностранного гражданина Нормирзаева Толиба Салихановича, он приехал в Российскую Федерацию 06.12.2014, с момента приезда проживает в домике N 29 базы отдыха "Геленджик" по адресу: г. Геленджик, с. Криница, ул. Заречная. По адресу временного пребывания он не зарегистрирован.
Суд установил, что общество является арендатором имущества, находящегося на территории пансионата "Геленджик" в селе Криница города Геленджика (в том числе и дома N 29 базы отдыха) на основании договора аренды имущества от 16.08.2014, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Интур-Инвест".
Согласно объяснениям гражданина Турции Эрол Энгина он и 10 граждан Узбекистана, в том числе Нормирзаев Толиб Салиханович, прибыли в с. Криница, г. Геленджик. Граждане Узбекистана поселились на базе отдыха "Геленджик" в домике N 29 по ул. Заречной, с. Криница.
Опрошенный в ходе проверки администратор базы отдыха Дадохов Хасан Николаевич пояснил, что в первых числах января 2015 года он обнаружил 10 граждан Узбекистана, проживающих на территории базы отдыха в домике N 29, в том числе и Нормирзаева Толиба Салихановича.
Материалами дела, в том числе протоколом от 03.03.2015, объяснениями Нормирзаева Толиба Салихановича, Эрол Энгина и администратора базы отдыха Дадохова Х.Н., рапортом от 02.02.2015, протоколом осмотра от 02.02.2015 с приложением фотоматериалов, подтверждается что общество, как принимающая сторона, не исполнило свою обязанность по уведомлению органа миграционного учета о прибытии гражданина Узбекистана в место пребывания, что является нарушением требований пункта 3 части 3 статьи 20 Закона N 109-ФЗ.
Факт проживания на указанной территории базы отдыха иностранных граждан подтверждается представленными материалами дела, заявителем не отрицается.
Выявленные нарушения Закона N 109-ФЗ образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения обоснованным.
Ссылка общества на договор субаренды от 01.12.2014, свидетельствующий о том, что здание площадью 98 м, расположенное по адресу:
г. Геленджик, с. Криница, база отдыха "Геленджик", дом 29, передано в аренду ООО "МегаСтрой", судом первой инстанции правомерно не принята, ввиду того, что в период административного расследования документ не представлялся, о его наличии не сообщалось, участвующий при вынесении оспариваемого постановления генеральный директор общества Докшукин А.Х. и представитель Гаштов А.Х. также на его наличие не ссылались.
Ссылка общества на то, что гендиректор ООО "База отдыха Геленджик" Кокоев Х.Ф. не был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что привело к невозможности представлять доказательства невиновности общества во вменяемом правонарушении, судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду следующего.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является доказательством по делу и должен соответствовать требованиям статей 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ.
Согласно требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как следует из разъяснений, отраженных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что гендиректору ООО "База отдыха Геленджик" Кокоеву Х.Ф. определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.02.2015 было направлено по адресу, указанному в Выписке из ЕГЮЛ посредством экспресс почты 04.02.2015, что подтверждается представленной в материалы дела накладной (том 1 л.д. 29). Согласно информационному письму, представитель общества отказался от получения корреспонденции (том 1, л.д. 30).
Извещение о вызове представителя ООО "База Геленджик" о необходимости прибыть 03.03.2015 для составления протоколов об административном правонарушении, направлено в адрес общества 02.03.2015 (л.д. 63). Согласно информационному письму, получатель не найден (л.д. 63).
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 03.03.2015 направлено в адрес общества и получено 05.03.2015 (л.д. 25).
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.).
С учетом изложенного, миграционной службой была исполнена обязанность по надлежащему уведомлению общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
С учетом изложенного, оценив представленные документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершения обществом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, свидетельствующих об исключительности случая совершения правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2016 по делу N А32-10878/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10878/2015
Истец: ООО БАЗА ОТДЫХА "ГЕЛЕНДЖИК", ООО База отдыха Геленджик
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю,
Третье лицо: Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю