г. Вологда |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А52-3454/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Журавлева А.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Павловой Елены Анатольевны на решение Арбитражного суда Псковской области от 26 февраля 2016 года по делу N А52-3454/2015 (судья Колесников С.Г.),
установил:
Министерство транспорта Архангельской области (до переименования - агентство по транспорту и связи Архангельской области, место нахождения: 163004, г. Архангельск, пр-кт Троицкий, д. 49, ОГРН 1122901020527, ИНН 2901229495, далее - Министерство) обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Павловой Елене Анатольевне (место жительства:180025, г. Псков, ОГРНИП 304602711700139 ИНН 602701311540, далее - Предприниматель) о взыскании 84 363 руб. 55 коп. вреда, причиненного в результате провоза тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда от 26 февраля 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Предприниматель с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющие значение для дела, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к следующему. В материалах дела отсутствуют доказательства наличия у автомобильной дороги Усть-Вага-Ядриха 297 км статуса автодороги регионального значения. Ссылка суда на Постановление Правительства Архангельской области от 05.03.2013 N 92- пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2013 году", как и то, что моментом составления акта является 19.04.2013, несостоятельны, так движение транспортного средства ответчика г. Коряжма - г. Сегежа также, как и взвешивание транспортного средства, осуществлялись в апреле 2014 года. Документы о проверки весов истцом не представлены. Согласно информации с официального сайта Архавтодора, информация о введении ограничений с 17.04.2014 по 24.05.2014 была опубликована лишь 04.04.2014, т.е. в нарушение пункта 8 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным дорогам, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 12.08.2011 N 211. При вводе ограничений истцом нарушен пункт 4 Постановления Правительства Архангельской области от 03.04.2014 N 125-пп, согласно которому при издании акта о введении ограничения Федеральное дорожное агентство обязано информировать пользователей дорогами о временных ограничениях, а также о возможных маршрутах объезда. Ответчик не представил доказательств об имеющихся других путях объезда, т.к. их не существовало.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 24.04.2014 на стационарном пункте весового контроля N 1 г. Котлас, расположенном на 297 км автодороги Усть - Вага - Ядриха, сотрудниками ГИБДД, осуществляющими весовой контроль транспортных средств, перевозящих грузы по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, установлен факт несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза с превышением предельно допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства - тягача "Вольво FN 42 ТВ", г.р.н. Т160ВС60, прицепа "CHEREAU TECHN", г.р.н. НН099460.
По данному факту сотрудниками ГИБДД составлен акт от 24.04.2014 N 18, который вручен водителю автотранспортного средства, выполнявшему рейс по поручению ответчика, составлена детализация расчета суммы, подлежащей внесению в порядке возмещения вреда, причиненного региональной автодороге.
Владельцем транспортного средства и прицепа являлся Предприниматель.
В адрес ответчика направлено уведомление от 19.05.2014 о наличии задолженности по акту.
Неуплата ответчиком в добровольном порядке суммы вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено следующее.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах, Закон N 257-ФЗ от 08.11.2007).
На основании части 5 статьи 4 названного Закона и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В силу пункта 7 статьи 12 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
В соответствии с абзацем 4 пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, зарегистрированным в Минюсте РФ, под тяжеловесным грузом подразумевается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2 к указанным Правилам.
В постановлении Правительства Архангельской области от 13.04.2010 N 109-пп "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения на территории Архангельской области" определено, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, определяется в соответствии с показателями согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
На основании пункта 2.1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (пункт 4 статьи 30 Закона N 257-ФЗ от 08.11.2007).
Во исполнение указанных положений Закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 Постановлением Правительства Архангельской области от 06.03.2012 N 78-пп был утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа, местного значения муниципальных образований Архангельской области и Ненецкого автономного округа (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что временные ограничения движения вводятся на основании распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения.
Согласно пункту 4 Порядка акт о введении ограничения для автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа принимается в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка - Правительством Архангельской области.
В соответствии с разделом IV Порядка временные ограничения движения вводятся в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний и осенний периоды в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.
На основании пункта 8 Порядка в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка, информация о введении ограничений размещается за 30 дней до начала временного ограничения движения в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах: www.ador.ru - при введении временных ограничений или прекращения движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Правительством Архангельской области от 03.04.2014 года N 125 издано постановление "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2014 году", которое было опубликовано на сайте www.ador.ru 04 апреля 2014 года.
Временное ограничение движения, согласно указанного постановления, осуществляется в весенний (с 17 апреля по 24 мая) и осенний (с 09 октября по 07 ноября) периоды - путем установки дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" и (или) 3.11 "Ограничение массы", предусмотренных Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.
Факт превышения транспортным средством, принадлежащим ответчику, установленных ограничений установлен актом от 24.04.2014 г. N 18 о превышении транспортными средствами установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось на региональных дорогах Архангельской области.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 845-О от 29.05.2012 указал, что предусмотренное частью 4 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" информирование хозяйствующих субъектов о сроках ограничения или прекращения движения по автомобильным дорогам является обеспечением защиты интересов данных хозяйствующих субъектов - пользователей соответствующих автомобильных дорог.
Исходя из данных разъяснений противоправность действий пользователя автомобильных дорог могла наступить не ранее 04.05.2014, то есть по истечении 30 дней после даты размещения (04.04.2014) информации о вводимых ограничениях, в то время как акт о превышении в 2014 году ответчиком установленных ограничений составлен 24.04.2014, то есть за 10 дней до предполагаемой даты вступления в силу Постановления.
В силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации вина выражается в форме умысла или неосторожности. Под умыслом понимается такое противоправное поведение, при котором причинитель не только предвидит, но и желает либо сознательно допускает наступление вредного результата. Неосторожность выражается в отсутствии требуемой при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности, заботливости.
При таких обстоятельствах в действиях ответчика отсутствует вина во вменяемом ему нарушении.
Следовательно, отсутствуют основания для взыскания убытков, предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и предъявленных истцом к возмещению.
Решение суда подлежит отмене. Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 26 февраля 2016 года по делу N А52-3454/2015 отменить.
В удовлетворении исковых требований Министерству транспорта Архангельской области отказать.
Взыскать с Министерства транспорта Архангельской области в пользу индивидуального предпринимателя Павловой Елены Анатольевны 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3454/2015
Истец: Агентство по транспорту Архангельской области, Министерство транспорта Архангельской области
Ответчик: ИП Павлова Елена Анатольевна
Третье лицо: Министерство транспорта Архангельской области, Государственный комитет Псковской области по транспорту, Управление ГИБДД УМВД России по Псковской области