город Омск |
|
21 сентября 2016 г. |
Дело N А81-1521/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10333/2016) Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2016 по делу N А81-1521/2016 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017357, ОГРН 1058900022675) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности и обязании зарегистрировать право,
при участии в судебном заседании:
от Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не явился, извещён;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, извещено;
установил:
Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление Росреестра, Управление), в котором просил:
- признать незаконным и отменить сообщение Управления от 24 февраля 2016 года N 001/201/2016-47 об отказе в государственной регистрации права собственности Ямало-Ненецкого автономного округа на объект недвижимого имущества: Скважина N 79, расположенная по адресу: ЯНАО, Пуровский район, Умсейское месторождение, Северо-Пямалияхский лицензионный участок;
- обязать Управление осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества: Скважина N 79, расположенная по адресу: ЯНАО, Пуровский район, Умсейское месторождение, Северо-Пямалияхский лицензионный участок.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2016 по делу N А81-1521/2016 заявителю отказано в удовлетворении требований ввиду отсутствия законных оснований для регистрации права собственности Департамента.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2016 по делу N А81-1521/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что скважина была внесена в реестр государственного имущества автономного округа в силу закона и право собственности автономного округа на скважину возникло также в силу закона; выписку из реестра государственного имущества автономного округа можно отнести к документу, подтверждающему соответствующее право. Податель апелляционной жалобы полагает, что выдача разрешения на строительство в данном случае не требуется.
Управление в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2.1.9 Положения о департаменте имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства ЯНАО от 23.04.2013 N 269-П, последний осуществляет управление и распоряжение от имени автономного округа объектами топливно-энергетического комплекса автономного округа, находящимися в собственности автономного округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: Скважина N 79, расположенная по адресу: ЯНАО, Пуровский район, Умсейское месторождение, Северо-Пямалияхский лицензионный участок (далее - скважина, объект).
Для проведения регистрационных действий Департаментом были представлены следующие документы:
-кадастровый паспорт от 02.11.2010, изготовленный ГУП ЯНАО "Окружной центр технической инвентаризации";
-выписка из реестра государственного имущества автономного округа от 29.10.2012 N 501-12/1809;
-справка от 06.10.2011 N 2701-02 о затратах на строительство скважины.
22 января 2016 года в адрес Департамента поступило уведомление N 001/201/2016-47 о приостановлении государственной регистрации скважины.
Сообщением об отказе в государственной регистрации от 24.02.2016 года N 001/201/2016-47 Управлением Росреестра было отказано Департаменту в государственной регистрации права собственности на скважину.
В качестве основания для отказа Управление Росреестра указало абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, Закон N122-ФЗ), согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В сообщении об отказе в государственной регистрации Управление Росреестра указало следующее
На момент окончания строительства спорного объекта, приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов осуществлялась в соответствии со СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов", утвержденными постановлением Государственного строительного комитета СССР от 21.04.1987 N 84. Согласно указанным СНиП, подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством, в соответствии с утвержденным проектом заказчик (застройщик) должен предъявлять к приемке государственным приемочным комиссиям, назначаемым в установленном СНиП порядке. Акты о приемке в эксплуатацию объектов утверждаются решениями (приказом, постановлением и др.) органов, назначивших комиссии. Дата ввода в эксплуатацию считается дата подписания акта Государственной приемочной комиссией.
Документы, подтверждающие назначение государственной приемочной комиссии, приемку в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, а также утверждение акта государственной приемочной комиссии органом, назначившим комиссию, на государственную регистрацию не представлены.
Кроме того, в соответствии со статьей 25 Закона о регистрации, права собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества.
Вместе с тем, заявителем не представлены сведения о земельном участке, в пределах которого находится объект, а также документы о выделе земельного участка для строительства объекта.
Полагая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на скважину является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Департамент обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующими требованиями.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2016 по делу N А81-1521/2016 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Означенное решение обжалуется заявителем в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно статье 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В части 1 пункта 4 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
В соответствии со статьей 16 Закона N 122-ФЗ, государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В пункте 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ указывается, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав
В соответствии со статьей 20 Закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
Из материалов дела следует, что Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: Скважина N 79.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, для проведения регистрационных действий Департаментом были представлены следующие документы:
-кадастровый паспорт от 02.11.2010, изготовленный ГУП ЯНАО "Окружной центр технической инвентаризации";
-выписка из реестра государственного имущества автономного округа от 03.10.2012 N 501-12/1809, согласно которой скважина N 79 поисковая, год постройки 1997, в стадии ликвидации, собственник - ЯНАО;
-справка Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.2011 N 2701-02, из содержания которой следует, что затраты ЯНАО на строительство скважины N 79 Умсейской площади составляют 879040 руб.
В ходе правовой экспертизы представленных документов регистрирующим органом установлено, что заявителем на государственную регистрацию не представлены документы:
-документы, подтверждающие назначение государственной приемочной комиссии, приемку в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, а также утверждение акта государственной приемочной комиссии органом, назначившим комиссию,
-документы, подтверждающие права на земельный участок, в пределах которого осуществлялось строительство скважины.
В данном случае суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Управление обоснованно отказано Департаменту в регистрации права собственности.
Так, руководствуясь статьями 25 Закона N 122-ФЗ, частями 1, 2, 3 статьи 55 ГрК РФ, пунктом 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом ФРС от 08.06.2007 N 113, суд первой инстанции правильно заключил, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в отношении таких объектов недвижимости, которые были построены на основании выданного разрешения на строительство.
Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 17 статьи 51 ГрК РФ.
Так, Федеральным законом от 31.12.2014 N 533-ФЗ, вступившим в силу с 11.01.2015, часть 17 статьи 51 ГрК РФ дополнена пунктом 4.2, предусматривающим, что в случае строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, выдача разрешения на строительство не требуется.
При этом, по правилам пункта 4.2 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство буровых скважин не требуется в случае, если строительство такого объекта осуществляется в соответствии с подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
Как следует из данных кадастрового паспорта от 02.11.2010 года, скважина N 79 построена и введена в эксплуатацию в 1997 году.
Согласно статье 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действии Градостроительного кодекса РФ" Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. К указанным отношениям, возникшим до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. Положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, в материалы дела, заявителем не представлены документы, подтверждающие, что строительство спорной буровой скважины велось в соответствии с техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией.
Таким образом, принимая во внимание, что заявитель относит скважину к объектам недвижимого имущества, что подтверждается постановкой объекта на государственный кадастровый учет, суд первой инстанции правильно заключил, что строительство спорной скважины должно было быть осуществлено на общих основаниях, то есть, на основании разрешения на строительство.
Аналогичное требование содержала статья 62 ГрК РФ от 07.05.1998.
Как следует из материалов дела, строительство спорного объекта осуществлялось до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004.
В данном случае, при определении правоустанавливающего документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества, следует руководствоваться постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 и СНиП 3.01.04-87.
Ссылаясь на пункты 1.6, 4.13, 4.24, 4.27 СНиП 3.01.04-87, пункт 1 постановления Совмина СССР от 23.01.1981 N 105, суд первой инстанции правильно указал, что заявителем в адрес заинтересованного лица к заявлению о государственной регистрации права на скважину не была представлена разрешительная документация на строительство спорного объекта.
Также Департаментом не был представлены в адрес заинтересованного лица правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимого имущества (статья 25 Закона N 122-ФЗ).
Согласно абзацу четвертому пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права
собственности и других вещных прав" факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения.
Таким образом, сведения, содержащиеся в реестре государственного имущества, должны быть подтверждены соответствующими доказательствами.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что сама по себе справка Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО без подтверждающих первичных документов, платежных документов не является доказательством несения Ямало-Ненецким автономным округом затрат на строительство скважины N 79 Умсейской площади в размере 879040 руб.
Учитывая, что разрешение на ввод спорного объекта Департаментом на государственную регистрацию не было представлено (компетентным органом такое разрешение также не выдавалось), кроме того не представлен на государственную регистрацию правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором осуществлялось строительство скважины, отказ Управления в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект является правомерным.
При этом, представленные заявителем на государственную регистрацию документы не подтверждают наличие права собственности ЯНАО на спорную скважину.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем на государственную регистрацию не были представлены все необходимые документы, поэтому у Управления имелись правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект недвижимости.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих изложенные выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Департамент, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2016 по делу N А81-1521/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1521/2016
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Ответчик: АО "ИНТЕР РАО-ЭЛЕКТРОГЕНЕРАЦИЯ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по ЯНАО