г. Санкт-Петербург |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А56-27588/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Трощенковой Д.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Туезов А.А. по доверенности от 23.10.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31086/2015) ООО "АТП N 1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2015 по делу N А56-27588/2015 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "АТП N 1"
к ГКУ ЛО "Леноблтранс"
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное предприятие N 1" (ОГРН 1137847421425, ИНН 7820334532, место нахождения: 196608, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Автомобильная, д. 4, офис 35; далее - заявитель, Общество, ООО "АТП N 1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственного казенного учреждения Ленинградской области "Леноблтранс" (ОГРН 1137847499570, ИНН 7805639459, место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, ул. Артиллерийская, д. 1, пом. 258, далее - ГКУ ЛО "Леноблтранс", Учреждение, административный орган) от 15.04.2015 N 16-15 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.4 Областного Закона Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 47-оз), в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением суда от 16.11.2015 оспариваемое постановление признано не подлежащим исполнению на основании части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, полагая, что суд не в полном объеме исследовал обстоятельства дела. Кроме того, податель жалобы считает, что судом не применен закон, подлежащий применению, по мнению Общества, положения Закона N 47-оз не подлежали применению судом, поскольку перевозка пассажиров наземным транспортом осуществлялась между двумя субъектами Российской Федерации, Учреждение не наделено контрольными полномочиями в рассматриваемой деятельности, урегулированной федеральным законодательством. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие размер понесенных издержек по делу об административном правонарушении, их расчет произведен по завышенным тарифам, действия по изъятию транспортных средств были незаконны. Постановление подлежало признанию незаконным и отмене в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.
Определением апелляционного суда от 15.02.2016 производство по настоящему делу было приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом Северо-Западного округа дела N А56-42674/2015.
Поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по делу, отпали, производство по делу подлежит возобновлению.
В определении апелляционного суда от 12.05.2016 разъяснено, что в случае возобновления производства по делу и непоступлении от сторон письменных возражений дело будет рассмотрено в том же (настоящем) судебном заседании.
Поскольку таких возражений не поступило и иных препятствий не имеется, дело рассмотрено в настоящем судебном заседании.
Общество, извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своего представителя не направило, что в силу части 3 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В составе суда в порядке и по основаниям статьи 18 АПК РФ произведена замена отсутствующей по уважительной причине судьи Сомовой Е.А. судьей Протас Н.И., после чего рассмотрение дела произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель Учреждения возразил против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда без изменения, считая его правильным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Межведомственной транспортной комиссии, созданной распоряжением Губернатора Ленинградской области от 15.11.2013 N 830-РГ "Об организации межведомственной транспортной комиссии при Губернаторе Ленинградской области", в составе ОГИБДД ОМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области, Северо-Западного межрегионального управления Ространснадзора, Диагностической лаборатории УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, включая ГКУ ЛО "Леноблтранс", 01.04.2015 проведен рейд по выявлению транспортных средств перевозчиков, оказывающих платные услуги населению по перевозке пассажиров и багажа на маршрутной сети Ленинградской области с нарушением установленного законодательством Российской Федерации и Ленинградской области порядка организации пассажирских перевозок.
В ходе рейдовой проверки установлено, что Общество в нарушение областного законодательства осуществляет перевозку пассажиров и багажа на платной основе по трассе регулярных автобусных маршрутов Ленинградской области под N 545А, следующему от деревни Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино", проходя тем самым по трассе маршрута регулярных перевозок N К-545, внесенного в реестр автобусных маршрутов Ленинградской области в соответствии с заключенным договором.
В ходе проверки 01.04.2015 на линии выявлено три автотранспортных средства (АТС), осуществляющих вышеуказанные перевозки, со следующими государственными регистрационными знаками N К851МУ178, N С186СР178, N О052ВН178. Стоимость проезда по маршруту N К545А составляет 50 руб., интервал движения автобусов составляет 20-25 минут.
Указанный маршрут N 545А отсутствует в реестре маршрутов Ленинградской области. Паспорт маршрута N 545А, разработанный и согласованный в соответствии с порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 78, Обществом не представлен.
В ходе проверки установлено:
- автотранспортное средство марки Фольксваген Crafter с государственным регистрационным знаком N K1MY178 принадлежит физическому лицу Зайцеву Роману Александровичу (свидетельство о регистрации 78 XA N 740615 от 21.11.2011), на момент проверки транспортным средством управлял водитель Гайбулаев Салим Насирович. Согласно путевому листу, представленному на момент проведения проверки документов, а также со слов Гайбулаева С.Н. он работает водителем в ООО "АТП N 1" и осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршруту N 545А от п. Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино", взимая за это плату;
- автотранспортное средство марки ГАЗ А64R42 с государственным регистрационным знаком N С186СР178 принадлежит физическому лицу Геворкян Вачику Сарибековичу (свидетельство о регистрации 78 29 N 979027 от 09.12.2014), на момент проверки транспортным средством управлял водитель Маккамов Абдувакхаб. Согласно путевому листу, представленному на момент проведения проверки документов, а также со слов Маккамов А. он работает водителем в ООО "АТП N 1" и осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршруту N 545А от п. Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино", взимая за это плату;
- автотранспортное средство марки ЛУИДОР 22370С с государственным регистрационным знаком N H052BH178 принадлежит физическому лицу Богданову Сергею Леонидовичу (свидетельство о регистрации 47 31 N 430712 от 20.02.2015), на момент проверки транспортным средством управлял водитель Мамытканов Шамирдин Зайнидинович. Согласно путевому листу, представленному на момент проведения проверки документов, а также со слов Мамытканова Ш.З. он работает водителем в ООО "АТП N 1" и осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршруту N 545А от п. Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино", взимая за это плату.
Вышеуказанные факты отражены в акте проверки от 01.04.2015 N ОКПП-2015-37Р.
Эксплуатацию указанных транспортных средств в целях своей предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров на правах аренды заявитель не отрицает.
Автотранспортные средства с государственными регистрационными знаками N К851МУ178, NС186СР178, N О052ВН178 в соответствии со статьей 27.10 КоАП РФ были изъяты и помещены на специализированную стоянку до рассмотрения дела об административном правонарушении, кроме того, изъята путевая документация на АТС, о чем составлены протоколы от 01.04.2015 N 16-15/1, N16-15/2, N16-15/3 об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении.
В последующем транспортное средство с государственным регистрационным знаком N С186СР178 было отпущено со специализированной стоянки в соответствии с определением от 02.04.2015 по ходатайству собственника Геворгяна В.С.
Указанные выше обстоятельства проверки послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 15.04.2015 N 16-15 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона N 47-оз.
Постановлением ГКУ ЛО "Леноблтранс от 15.04.2015 N 16-15 Общество привлечено к административной ответственности по статье 6.4 Закона N 47-оз с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.7 КоАП РФ и приказом Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 26.12.2014 N 512-п на ООО "АТП N 1" возложены издержки по делу об административном правонарушении по установленным тарифам, связанные с изъятием (эвакуацией) и хранением транспортных средств государственными регистрационными знаками N К851МУ178, N О052ВН178. Кроме того, данные транспортные средства решено отпустить со специализированной стоянки.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 1 и статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер защиты жизни, здоровья и имущества граждан, их законных интересов, то есть указанное регулирование относится к вопросам защиты прав человека и общественной безопасности.
Согласно статье 4 названного Закона законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 21.05.2013 N 30-оз "О наземном пассажирском транспорте общего пользования в Ленинградской области" (далее - Закон N 30-оз) настоящий областной закон регулирует отношения, связанные с организацией обслуживания пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования в Ленинградской области.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 30-оз организация работы перевозчиков осуществляется уполномоченным органом, порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок определяется договорами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 Закона N 30-оз маршрут регулярных перевозок представляет собой предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 2, части 2 статьи 4 Закона N 30-оз порядок работы перевозчиков на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа определяется договором на организацию и выполнение перевозок, заключаемым между уполномоченным органом и перевозчиком.
Порядком формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 N 178, предусмотрено, что работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации с привлечением Российского автотранспортного союза и других организаций. Открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
В соответствии с договором на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа пассажирским транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок от 28.06.2013 N КТ7228/06/130119 и дополнительным соглашением N 1 от 30.06.2014, заключенным с Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, официальным перевозчиком на маршруте N К545 "п. Лукаши Гатчинского района Ленинградской области - ст. м. Московская г. Санкт-Петербурга" является ОАО "АТП-31".
На маршрут N 545А от деревни Пудомяги Гатчинского района Ленинградской области до города Санкт-Петербурга ст. метро "Купчино" заявитель договора с Комитетом не имеет.
В ответ на запрос названный Комитет письмом N вс-5269/14-0-1 от 06.11.2014 информировал, что в реестре автобусных маршрутов Ленинградской области отсутствуют регулярные пригородные автобусные маршруты N К-545А и N К-545Б, в связи с чем договоры на организацию и обслуживание указанных автобусных маршрутов Комитетом не заключались.
Из ответа Министерства транспорта Российской Федерации от 29.10.2014 N 030308/4943 (в ответ на запрос Учреждения) следует, что в общем реестре регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (Санкт-Петербургом и Ленинградской областью) маршрут N К-545А, обслуживаемый ООО "АТП N 1", отсутствует.
Поскольку выявленный в ходе работы Межведомственной транспортной комиссии 01.04.2015 маршрут N К-545А не внесен в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, согласования заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области ООО "АТП N 1" не получено, паспорт маршрута отсутствует, следовательно, Общество, осуществляя перевозку по данному маршруту, действовало с нарушением Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Ссылка Общества на Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части определения и контроля межрегионального маршрута неосновательна, поскольку на момент проведения проверки и вынесения оспоренного постановления в апреле 2015 года указанный Федеральный закон отсутствовал.
В соответствии со статьей 8 Закона N 30-оз перевозчики, нарушившие требования, предъявляемые к их деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ленинградской области, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Законом N 47-оз.
В силу статьи 1.1 КоАП РФ и статьи 1.1 Закона N 47-оз данный областной закон является составной частью законодательства об административных правонарушениях, основывается на Конституции Российской Федерации, КоАП РФ.
Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом N 47-оз, осуществляется в порядке, определенном КоАП РФ в силу статьи 1.11 Закона N 47-оз.
Объективную сторону правонарушения ответственность за которое предусмотрена статьей 6.4 Закона N 47-оз, составляет нарушение в сфере организации обслуживания пассажиров наземным пассажирским транспортом общего пользования, оказание услуг населению по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским транспортом общего пользования по межмуниципальным и пригородным маршрутам в случае, если отсутствует договор на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок, заключаемый между уполномоченным органом и перевозчиком.
В соответствии со статьей 1.5 Закона N 47-оз дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим областным законом, рассматриваются в числе прочих, органом исполнительной власти Ленинградской области, наделенным полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченным подведомственным ему государственным учреждением в лице уполномоченных должностных лиц (абзац введен Законом Ленинградской области от 21.05.2013 N 31-оз).
Наделение соответствующих должностных лиц полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени органов и государственных учреждений, указанных в абзацах пятом, шестом, восьмом и одиннадцатом настоящей статьи, осуществляется руководителями этих органов и государственных учреждений.
В силу статьи 1.6 Закона N 47-оз орган исполнительной власти Ленинградской области, наделенный полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченное подведомственное ему государственное учреждение в лице уполномоченных должностных лиц рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью первой статьи 6.4 настоящего областного закона.
В соответствии со статьей 1.9 Закона N 47-оз протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 6.4 настоящего Областного закона, уполномочены составлять должностные лица органа исполнительной власти Ленинградской области, наделенного полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении, и специально уполномоченного подведомственного ему государственного учреждения.
Согласно Приказам ГКУ ЛО "Леноблтранс" от 17.03.2014 N 9 и N 10 право составлять протоколы об административных правонарушениях по части 1 статьи 6.4 Закона N 47-оз, и рассматривать дела об административных правонарушениях по указанной квалификации имеют следующие должностные лица: руководитель ГКУ ЛО "Леноблтранс"; начальник отдела контроля пассажирских перевозок ГКУ ЛО "Леноблтранс"; главный специалист отдела контроля пассажирских перевозок ГКУ ЛО "Леноблтранс".
Таким образом, выявленное правонарушение верно квалифицировано и было выявлено полномочным органом, в пределах имевшейся компетенции.
Оценив все обстоятельства дела, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, в том числе субъективной стороны (вины) применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции проверено соблюдение учреждением порядка и срока давности привлечения Общества к административной ответственности и нарушений не установлено. Штраф был назначен в пределах санкции соответствующей нормы, с учетом тяжести правонарушения, степени вины правонарушителя, принципов соразмерности, индивидуализации и справедливости наказания. С учетом объекта посягательства исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не установлено.
Изъятие вещей и документов произведено в рамках статьи 27.10 КоАП РФ и с учетом имевшейся ситуации, размер издержек по эвакуации и хранению транспорта определен не произвольно, а по действовавшим утвержденным тарифам. Кроме того, заявитель не представил доказательств фактической уплаты данных издержек, а представитель Учреждения указал в апелляционном суде, что после признания судом постановления не подлежащим исполнению взыскание таких издержек осуществляться не будет.
Таким образом, на момент принятия оспоренное постановление являлось законным.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что решением Ленинградского областного суда от 03.04.2015, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2015 N 33-АПГ15-13, статья 6.4 Закона N 47-оз признана недействующей с момента вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Оспариваемое постановление в отношении Общества в отношении штрафа не исполнено.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.
С учетом изложенного суд первой инстанции, со ссылкой на часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ сделал правомерный вывод о том, что оспоренное постановление исполнению не подлежит.
Учитывая, что в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства Ленинградский областной суд в решении от 03.04.2015 определил момент, с которого статья 6.4 Закона N 47-оз признана им недействующей - с момента вступления в законную силу решения суда, доводы апелляционной жалобы о том, что само привлечение Общества к административной ответственности было незаконно, направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам и материалам дела и принял правильное решение, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 146, 147, 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
возобновить производство по делу.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2015 по делу N А56-27588/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27588/2015
Истец: ООО "АТП N 1"
Ответчик: ГКУ ЛО "Леноблтранс"