г. Самара |
|
01 июля 2016 г. |
Дело N А55-4056/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Ладья 63" - Казарин И.В.(доверенность от 12.02.2016 г. N 10-1/31);
от Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Самары - Кедров О.Г.(доверенность от 26.11.2013 г. N 04-25/19032);
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Ладья 63"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2016 года по делу N А55-4056/2016 (судья Матюхина Т.М.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ладья 63", г. Самара, (ОГРН 1106316000251, ИНН 6316151350),
к Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Самары, (ОГРН 1046300134363, ИНН 6312035507),
о признании незаконным и отмене постановления N 2 от 08.02.2016 г. по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ладья 63" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 2 от 08.02.2016 г., вынесенного Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Самары по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.04.2016 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Ладья 63" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, перейти к рассмотрению дела по правилам первой инстанции.
В апелляционной жалобе указывает, что 31.03.2016 заявитель представил в суд мотивированные возражения на отзыв, а также документы в опровержение доводов заинтересованного лица.
В возражениях общество также заявило три ходатайства:
- о переходе к рассмотрению дела в общеисковом порядке;
- о вызове в судебное заседание для допроса в качестве свидетеля начальника Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Самары Макарову Е.В. относительно времени ее фактического нахождения 08.02.2016 в здании инспекции и возложении процессуальной обязанности по обеспечению явки свидетеля на заинтересованное лицо;
- об истребовании у ИФНС России по Кировскому району г. Самары журнала регистрации и учета входящей корреспонденции для определения фактической даты регистрации пояснений директора ООО "Ладья 63".
Податель жалобы ссылается на то, что из описательной и мотивировочной части решения суда первой инстанции следует, что ни доводы, ни ходатайства общества, изложенные в возражения от 30.03.2016, не исследовались и оставлены без какой-либо правовой оценки.
Также податель жалобы указывает, что как следует из текста постановления ИФНС по Кировскому району г. Самара от 08.02.2016 N 3 и решения суда первой инстанции, какие-либо ссылки на наличие вины во вменяемом ООО "Ладья 63" административном правонарушении отсутствуют.
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" исходя из абзаца первого пункта 6 статьи 16 Закона организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, должны иметь для таких целей в том числе контрольно-кассовую технику.
Кроме того податель жалобы указывает, что положениями абзаца 1 пункта 6 статьи 16 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику. Указанное требование не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Податель жалобы считает, что данное разъяснение касается только организаций, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции и не распространяется на ООО "Ладья 63", (плательщика ЕНВД, осуществляющего розничную продаж) пива).
Также податель жалобы указывает, что согласно разъяснениям Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации, изложенным в письме от 10 апреля 2015 N 03-01-15/20479, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систем) налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных подпунктами 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применении контрольно-кассовой техники при условии выдачи но требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
В судебном заседании представитель ООО "Ладья 63" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Самара считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В заседании суда представителем ООО "Ладья 63" заявлено ходатайство о переходе к рассмотрению дела по правилам первой инстанции с повторным рассмотрением по существу следующих ходатайств заявителя:
- о вызове в судебное заседание для допроса в качестве свидетеля начальника Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Самары Макарову Е.В. относительно времени ее фактического нахождения 08.02.2016 в здании инспекции и возложении процессуальной обязанности по обеспечению явки свидетеля неа заинтересованное лицо;
- об истребовании у ИФНС России по Кировскому району г. Самары журнала регистрации и учета входящей корреспонденции для определения фактической даты регистрации пояснений директора ООО "Ладья 63".
Указанные ходатайства отклонены апелляционным судом, о чем вынесено протокольное определение, в связи с тем, что отсутствуют безусловные основания для отмены решения суда, и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, предусмотренные ч.4 ст. 270 АПК РФ.
В отношении вызова в судебное заседание для допроса в качестве свидетеля начальника Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Самара Макаровой Е.В., а также истребовании у ИФНС России Кировскому району г. Самара журнала учета и регистрации входящей корреспонденции для определения фактической даты регистрации пояснений директора ООО "Ладья 63", апелляционный суд считает данные ходатайства не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности принято судом решения, имеющихся в деле материалов достаточно для проверки соблюдения ИФНС России по Кировскому району г. Самары процедуры привлечения к административной ответственности.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, сотрудниками отдела оперативного контроля инспекции 27.01.16 при проведении проверки исполнения Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), Федерального закона от 17.07.09 N 162-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в магазине "100 бочек", расположенном по адресу: г.Самара, 9-я просека 5-я линия, д. 114, деятельность в котором осуществляет заявитель, произведена покупка 1 бутылки пива "Guiness" объемом 0,5 л., алк.5% по цене 125,0 руб. Продавцу Батыревой Е.А. было подано 150,0 руб., взамен получен товар и сдача 25,0 руб. При осуществлении наличного денежного расчета контрольно-кассовая техника не применялась, чек не выдавался.
Таким образом, заявителем допущено нарушение положений статей 2, 4, 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
По данному факту в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 29.01.16 N 2, получен лично его законным представителем Чевпеповым Ц.А., в котором выявленное правонарушение было квалифицировано по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по деду об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судом верно отмечено в решении, что директор ООО "Ладья 63" Чевпецов И.А. был извещен о том, что 08.02.16 в 10 часов 00 минут состоится рассмотрение дела об административном правонарушении, о чем свидетельствует его подпись в определении о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 29.01.16. Однако представитель заявителя не явился на рассмотрение, поэтому дело об административном правонарушении было рассмотрено в его отсутствие.
Довод заявителя о том, что в постановлении по делу об административном правонарушении неправомерно указано, что оно принято в присутствии директора Чевпецова И.А. не имеет значение для решения вопроса о соблюдении процедуры привлечения к ответственности, поскольку директор - ООО "Ладья 63" был извещен о времени и месте рассмотрения дела, указание в постановление об отсутствии либо присутствии представителя на рассмотрении дела не относится к существенным процессуальным нарушениям процедуры привлечения к ответственности.
В отношении обоснованности привлечения общества к ответственности судом первой инстанции правомерно указано на следующее.
Судом правильно отклонен довод заявителя о том, что он в соответствии с указанными письмами как плательщик единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) при реализации пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи может осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар.
Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям, представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов.
Подпунктами 45 и 46 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ предусмотрено применение патентной системы налогообложения в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, и розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов.
При этом статьей 346.27 НК РФ и подпунктом 1 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ установлено, что розничная торговля - предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. К данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6-10 пункта 1 статьи 181 НК РФ, продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки и расфасовки, в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания.
В соответствии с п.2.1 ст.2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п.2 ст.346 НК РФ, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не попадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Согласно абзацу 3 п.6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом. Указанные требования не распространяются на розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания.
Между тем, заявителем не представлены доказательства оказания услуг общественного питания.
Судом правильно указано на то, что поскольку в проверяемом магазине установлена реализация пива в розницу, должны соблюдаться требования абзаца 3 п.6 ст. 16 Федерального закона N 171 -ФЗ - розничная продажа пива должна осуществляться с применением контрольно-кассовой техники и, соответственно, с выдачей покупателям отпечатанных контрольно-кассовой техникой кассовых чеков на основании статей 2, 5 Федерального закона N 54-ФЗ.
Согласно п.13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.14 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" исходя из абзаца первого п.6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие в установленном порядке розничную продажу алкогольной продукции в городских поселениях, должны иметь для таких целей в том числе контрольно-кассовую технику. При применении данной нормы необходимо учитывать, что она устанавливает особые требования в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем является специальной по отношению к положениям Федерального закона N 54-ФЗ.
Поэтому в указанной сфере не подлежит применению, в частности, норма пункта 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ, согласно которой организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанный вывод о применении норм указанного Закона N 171-ФЗ как специального закона в сфере регулирования розничной продажи алкогольной продукции по отношению к иным федеральным законам, поддержан также и Верховным Судом Российской Федерации, в частности, в определении от 16.07.2015 по делу N 305-КГ15-8829.
Таким образом, налогоплательщики ЕНВД при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае розничной продажи в городских поселениях пива обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой - решение Арбитражного суда Самарской области от 10.08.15 по делу N А55-14044/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.15 по делу N А55-8909/2015.
Судом правомерно отклонен также довод заявителя о том, что налоговые органы не вправе самостоятельно проводить приобретение и оплату товара без покупателя (клиента), со ссылкой на то, что проверочная закупка в соответствии с Федеральным законом от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ) допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и в порядке, предусмотренном этим законом.
В силу ст.7 Федерального закона N 54-ФЗ налоговые органы:
- осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Федерального закона N 54-ФЗ;
- осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
- проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
- налагают штрафы в случаях и в порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, нарушающих требования Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.6 Федерального закона N 144-ФЗ проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием, проводимым при осуществлении оперативно-розыскной деятельности полномочным органом.
Статьей 13 Федерального закона N 144-ФЗ установлено, что налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Вместе с тем, закупка не относится к оперативно-розыскным мероприятиям, которые налоговые инспекторы проводить не вправе. Оперативно-розыскная деятельность проводится в целях выявления и пресечения уголовных, а не административных правонарушений, к которым относятся нарушения в сфере применения контрольно-кассовой техники.
Аналогичные выводы изложены в постановлениях Верховного суда РФ от 29.07.09 N 41-АД09-3, от 24.07.09 N 46-ад09-1, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.01.08 по делу N А19-13832/07, ФАС Поволжского округа от 05.08.08 по делу N А55-18320/2007, ФАС Центрального округа от 06.06.07 по делуN А48-4082/06-15.
Таким образом. доводы, изложенные ООО "Ладья 63" в возражениях на отзыв, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены, ссылка подателя жалобы на то, что его доводы, изложенные в письменных возражениях на отзыв, неосновательна.
Податель жалобы ссылается также на то, что судом первой инстанции не рассмотрены по существу три ходатайства ООО "Ладья 63", изложенные в письменных возражениях на отзыв, в частности:
- о переходе к рассмотрению дела в общеисковом порядке:
- о вызове в судебное заседание для допроса в качестве свидетеля начальника Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Самары Макарову Е.В. относительно времени ее фактического нахождения 08.02.2016 в здании инспекции и возложении процессуальной обязанности по обеспечению явки свидетеля на заинтересованное лицо:
- об истребовании у ИФНС России по Кировском) району г. Самары журнала регистрации и учета входящей корреспонденции для определения фактической даты регистрации пояснений директора ООО "Ладья 63".
Однако данное обстоятельство не является основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 270 АПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции только в том случае, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
В данном случае, как указано выше, судом установлены по делу все обстоятельства, подтверждающие правомерность оспариваемого постановления инспекции.
Изложенный в апелляционной жалобе заявителя довод о том, что арбитражный суд не перешел по его ходатайству к рассмотрению дела в общеисковом порядке также является несостоятельным, поскольку в соответствии с ч.5 ст.227 АПК РФ заявление указанного ходатайства одной из сторон не влечет безусловную обязанность арбитражного суда вынести определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства. Суд выносит указанное определение по ходатайству одной из сторон только в том случае, если придет к выводу о наличии обстоятельств, указанных в пунктах 1) - 3) части 5 статьи 227 АПК РФ. Заявителем не представлены доказательства наличия указанных обстоятельств.
Также изложенный в апелляционной жалобе довод заявителя о том, что в день рассмотрения в инспекции дела о совершенном им административном правонарушении ему кем-то было сообщено об отсутствии начальника инспекции и о переносе рассмотрения дела на вторую половину дня без указания точного времени, не свидетельствует о необходимости перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Довод заявителя о том, что доказательства совершения административного правонарушения получены с нарушением законодательства, необоснован.
Основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, установленные ч.4 ст.270 АПК РФ, отсутствуют.
Соответственно, необоснованным является изложенное в апелляционной жалобе заявителя требование "перейти к рассмотрению дела по правилам первой инстанции", поскольку в соответствии с ч.6.1 ст.268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, только при наличии оснований, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 апреля 2016 года по делу N А55-4056/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4056/2016
Истец: ООО "Ладья 63"
Ответчик: Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Самары