г. Москва |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А40-12687/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Румянцева П.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2016 по делу N А40-12687/2016, принятое судьей Дранко Л.А. (79-104)
по заявлению: открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Соломатина О.Д. по дов. от 16.12.2016; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, о признании незаконным и отмене постановления Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) от 18.01.2016 года по делу об административном правонарушении N 377-3/87.
Решением от 31.03.2016 отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 18.01.2016 г. было вынесено Постановление N 377-3/87 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Из фактических обстоятельств дела следует, оспариваемым постановлением от 18.01.2016 о назначении административного наказания ОАО "Российские железные дороги" (далее ОАО РЖД) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки в отношении ОАО РЖД явилось Решение Прокуратуры Республики Саха (Якутия) "О согласовании проведения внеплановой выездной проверки" N 71-27-2015 от 25.11.2015 г.
В результате внеплановой проверки, проведенной 23.12.2015 г. в отношении ОАО "Российские железные дороги" было установлено.
На земельном участке, расположенном по адресу: РС (Я) пос. Беркакит, квартал Железнодорожный, с северо-восточной стороны контейнерной площадки с кадастровым номером 14:19:210005:436 площадью 9817 кв.м., предоставленном из неразграниченной государственной собственности в аренду ООО "Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания", находятся используемые ОАО "РЖД" четыре опоры ЛЭП, теплотрасса, а также часть территории огорожена подразделением ОАО "РЖД" для терминально-складского комплекса. Участок ОАО НТПК не огорожен, не охраняется.
Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на использование земельного участка на четыре опоры ЛЭП, теплотрассу, а также часть территории огороженной подразделением ОАО "РЖД" для терминально-складского комплекса у ОАО РЖД отсутствуют.
Площадь самовольно занимаемого земельного участка составляет 556 кв.м. (согласно обмеру, схематическому чертежу и фото-таблицы от 23.12.2015 г.).
Разрешенное использование земельного участка 14:19:210005:436 "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения ж\д путей, автодорог, искусственно созданных водных путей, пристаней, полос отвода ж/д и автодорог, водных путей, трубопроводных и тп.".
Площадь самовольно занимаемого земельного участка под четыре опоры ЛЭП, теплотрассу, а также часть территории огороженной подразделением ОАО "РЖД" для терминально-складского комплекса составляет 556 кв.м. (согласно обмеру, схематическому чертежу и фото-таблицы от 23.12.2015 г.).
На земельном участке, расположенном по адресу: РС (Я), пос. Беркакит, в 580 м на северо-запад от земельного вокзала, эксплуатация АЗС, с кадастровым номером 14:19:210005:341 площадью 1493 кв.м., предоставленном из неразграниченной государственной собственности в собственность ООО НТПК, находится используемая ОАО РЖД опора теплотрассы, проходящая далее по земельным участкам с кадастровыми номерами 14:19:210005:436 и 14:19:210005:369.
Участок ОАО НТПК не огорожен, охраняется.
Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на использование земельного участка под опору теплотрассы у ОАО РЖД отсутствуют.
Площадь самовольно занимаемого участка составляет 5 кв.м. (согласно обмеру, схематическому чертежу и фото-таблицы от 23.12.2015 г.).
Разрешенное использование земельного участка 14:19:210005:341 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Площадь самовольно занимаемого земельного участка под опору теплотрассы составляет 5 кв. м. (согласно обмеру, схематическому чертежу и фото-таблицы от 23.12.2015 г.).
На земельном участке, расположенном по адресу РС (Я), пос. Беркакит, квартал Железнодорожный, юго-западнее вагонного и локомотивного депо, с кадастровым номером 14:19:210005:369 площадью 2100 кв.м., предоставленном из неразграниченной государственной собственности в аренду ООО НТПК, находятся используемая ОАО РЖД теплотрасса. Участок ОАО НТПК неогорожен, не охраняется.
Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на использование земельного участка теплотрассу у ОАО РЖД отсутствуют.
Площадь самовольно занимаемого земельного участка составляет 87 кв. м. (согласно обмеру, схематическому чертежу и фото-таблицы от 23.12.2015 г.).
Разрешенное использование земельного участка 14:19:210005:369 "земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения ж/д путей, автодорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода ж\д и автодорог, водных путей, трубопроводов и тп.".
Площадь самовольно занимаемого земельного участка под телотрассу составляет 87 кв.м. (согласно обмеру, схематическому чертежу и фото-таблицы от 23.12.2015 г.).
Госземинспектором на момент проверки 23.12.2015 г. а 15 ча.30 мин. по адресу: пос. Беркакит, квартал Железнодорожный, с северо-восточной стороны контейнерной площадки, земельный участок с кадастровым номером 14:19:210005:436, пос. Беркакит, в 580 м на северо-запад от железнодорожного вокзала, эксплуатация АЗС, с кадастровым номером 14:19:21005:341 и пос. Беркакит, квартал Железнодорожный, юго-западнее вагонного и локомотивного депо, с кадастровым номером 14:19:210005:369, выявлено, что ОАО "РЖД" нарушает требования земельного законодательства по ч. 1 ст. 25 и ч. 1 ст. 26 Земельного Кодекса РФ, выразившееся в использовании земельных участков площадью 556 кв.м. 5 кв.м. и 87 кв.м. без правоустанавливающих и правоудостоверящих документов на землю.
Диспозиция ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.20 11 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю понимается пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
В силу требований подпункта 1, 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земельные участки могут предоставляться их собственникам другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником участка.
Частью 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральным законами и подлежат государственной регистрации. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В соответствии с названным Федеральным законом N 122-ФЗ документами, удостоверяющими права на земельные участки, признаются свидетельства о 6 государственной регистрации прав, которые выдаются правообладателю, арендатору земельных участков.
Перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей установлен пунктом 1 статьи 8 ГК РФ, согласно которому основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и Федеральным законом N 122-ФЗ.
В силу статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. При этом обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
По требованиям статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Таким образом, право пользование земельным участком возникает с момента состоявшейся в установленном законом порядке государственной регистрации договора аренды, если иное не предусмотрено законом.
Из материалов дела не усматривается оформления в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на данные земельные участки.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств невозможности соблюдения ОАО РЖД приведенных требований закона по оформлению земельного участка в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В свою очередь, последующее устранение нарушений не может служить основанием для освобождения ОАО РЖД от административной ответственности, поскольку устранение выявленных нарушений является обязанностью привлеченного к ответственности лица и в силу статьи 24.5 КоАП РФ не является обстоятельством, исключающим производство по административному делу, не свидетельствует об отсутствии вины и не влияет на квалификацию правонарушения.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается стороной, что на момент проверки документы, удостоверяющие права ОАО РЖД на использование земельного участка 14:19:210005:436 под объектами недвижимого имущества (благоустройство и ограждение контейнерной площадки) на которое зарегистрировано право собственности ОАО РЖД с 2004, года у него отсутствовали.
Также материалами дела подтверждается и не оспаривается стороной, что на момент проверки документы, удостоверяющие права ОАО РЖД на использование земельных участков 14:19:210005:369, 14:19:210005:341 под линию электропередач и теплотрассу у него отсутствовали.
В силу гражданского и земельного законодательства, к таким документам относятся гражданско-правовые договоры либо акты государственных органов.
Отсутствие таких документов на момент проверки, свидетельствует о наличии в действиях ОАО РЖД объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных право нарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ОАО РЖД в силу своего правого статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
При рассмотрении 18.01.2016 должностным лицом было рассмотрено ходатайство о прекращении административного дела по малозначительности. Ходатайство аргументировано тем, что ОАО РЖД предпринимало меры по оформлению прав на земельный участок 14:19:210005:436.
В доказательство были представлены следующие документы: 19.09.2014 письмо ОАО РЖД в адрес МО Нерюнгринский район с просьбой о расторжении договора аренды земельного участка 14:19:210005:436, заключенного с ООО "Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания" (далее ООО НТПК); 24.06.2014 ответ ОАО РЖД на требование ООО НТПК с предложением раздела земельного участка 14:19:210005:436; 23.07.2015 письмо ОАО РЖД в адрес МО Нерюнгринский район с просьбой о заключении договора аренды земельного участка 14:19:210005:436 с ОАО РЖД в связи с окончанием срока договора с ООО НТПК; 21.08.2015 письмо ОАО РЖД в адрес ГП поселок Беркакит с просьбой о заключении договора аренды земельного участка 14:19:210005:436 с ОАО РЖД в связи с окончанием срока договора с ООО НТПК; В жалобе на постановление указано еще одно письмо ОАО РЖД от 18.01.2016.
При рассмотрении административного дела 18.01.2016 этого письма еще не было.
Таким образом, четыре письма со стороны ОАО РЖД за период с 19.09.2014 до 18.01.2016 (1 год 4 месяцев) с целью урегулирования правовых отношений с ООО НТПК на земельный участок 14:19:210005:436.
Из представленной переписки следует, что до требования 19.06.2014 ООО НТПК ОАО РЖД не знало о том, что под объектами ОАО РЖД (часть контейнерной площадки) не оформлены земельные участки.
При суд, отмечает тот факт, что на объекты недвижимого имущества (благоустройство и ограждение контейнерной площадки) зарегистрировано право собственности ОАО РЖД с 2004 года.
Данная переписка не касается урегулирования правовых отношений на земельные участки 14:19:210005:369, 14:19:210005:341, правообладателем которых также является ООО НТПК, фактически используемые ОАО РЖД под линию электропередач и теплотрассу к контейнерной площадке ОАО РЖД.
Таким образом, данная переписка не является доказательством того, что со стороны ОАО РЖД были предприняты исчерпывающие меры по оформлению прав на земельные участки для объектов, находящихся на земельных участках 14:19:210005:436, 14:19:210005:341 и 14:19:210005:369, предоставленных ООО НТПК. В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу что, в действиях общества доказано событие административного правонарушения, предусмотренного диспозицией ст. 7.1 КоАП РФ.
Согласно со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Таким образом состав вменяемого административного правонарушения в действиях общества доказан.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся основанием для отмены постановления по административному делу административным органом не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Судом установлено, что административное наказание назначено по правилам ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 7.1 КоАП РФ.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить или изменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ч. 51 ст. 211, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.03.2016 по делу N А40-12687/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12687/2016
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Дальневосточной железной дороги
Ответчик: Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия), Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по республике Саха (Якутия) (Росреестр)