г. Ессентуки |
|
01 июля 2016 г. |
Дело N А22-393/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" в лице филиала в Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31 марта 2016 года по делу N А22-393/2016,
по заявлению страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" в лице филиала в Республике Калмыкия
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия,
о признании незаконным в части распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия N 01 от 11.01.2016 о проведении плановой проверки юридического лица, (судья Шевченко В.И.),
в отсутствии лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Страховое публичное акционерное общество "Ингосстрах" в лице филиала в Республике Калмыкия (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее - управление) N 01 от 11.01.2016 в части истребования у общества документов о страховой деятельности, мотивировав это тем, что действия Управления по проверке страховой деятельности СПАО "Ингосстрах" осуществляются в отсутствие установленных законодательством Российской Федерации полномочий.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" в лице филиала в Республике Калмыкия о признании незаконным распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия N 01 от 11.01.2016 о проведении плановой проверки юридического лица в части истребования у общества документов о страховой деятельности отказано.
Решение мотивировано тем, что обжалуемое распоряжение является законным и полностью отвечает требованиям как норм Закона о защите прав потребителей, так и норм Федерального закона N 94-ФЗ.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что у Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия отсутствуют полномочия по осуществлению контроля над страховыми организациями; что надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом об ОСД, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, защиты потребителей финансовых услуг, включая услуги по страхованию. Данный надзор осуществляет - Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31 марта 2016 года по делу N А22-393/2016, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия (далее - Роспотребнадзор) 28.10.2015 был вынесен приказ об утверждении плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2016 году.
Руководителем управления 28.10.2015 был утвержден план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2016 году.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия 11 января 2016 года принято Распоряжение N 01 о проведении плановой выездной проверки в отношении страхового публичного акционерного общества "Ингосстрах" в период с 25.01.2016 по 19.02.2016 (далее - распоряжение).
Согласно п. 11 Распоряжения установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом в Роспотребнадзор необходимо для достижения целей и задач проверки. В список документов, в частности, включены документы, относящиеся к страховой деятельности СПАО "Ингосстрах": копия лицензии, правила страхования, тарифы на услуги, приказы об утверждении тарифов, копии договоров, заключаемых с физическими и юридическими лицами (документы о страховой деятельности).
В рамках проведения проверки Управлением Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в адрес СПАО "Ингосстрах" было направлено требование о представлении документов, указанных в п. 11 Распоряжения, от 12.01.2016 N 45/06-НБ.
СПАО "Ингосстрах" считая распоряжение Роспотребнадзора в части истребования у них документов о страховой деятельности незаконным и нарушающим права и законные интересы СПАО "Ингосстрах" в сфере предпринимательской деятельности обратился в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц. При этом, в таком случае право на обращение в суд связано с тем, что указанные лица полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) предусмотрено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей (далее - надзор, надзор в области защиты прав потребителей).
Согласно пункту 2 статьи 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;
4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;
5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);
6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального
государственного надзора в области защиты прав потребителей;
7) ежегодную подготовку на основании результатов деятельности, предусмотренной подпунктами 1-6 настоящего пункта, государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 41 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) по требованию органа государственного надзора, его должностных лиц обязан предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органом государственного надзора и его должностными лицами полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
В силу пункта 6.3 данного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к ее компетенции вопросам.
Довод апелляционной жалобы о том, у Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия отсутствуют полномочия по осуществлению контроля над страховыми организациями - отклоняется.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2006 N 308 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Типовое положение).
Пунктом 1 Типового положения определено, что территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Федеральная служба) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту Российской Федерации (далее - управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с пунктами 8.2, 8.4.1. Типового положения управление в пределах своей компетенции осуществляет:
-деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также применяет меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-проверку соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам).
Кроме того, пунктом 8.5 Типового положения установлено, что Управление осуществляет контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 26.2 Закона о защите прав потребителей правила продажи отдельных видов товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N263 были утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данное постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N1007.
Порядок реализации предусмотренных Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России. Полномочия по финансовому и страховому рынкам переданы ему Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков". Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правила) разработаны и утверждены Банком России 19.09.2014 N 431-П.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что из системного анализа указанных норм следует, что у правление вправе проводить проверки по соблюдению обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей в отношении лиц, оказывающих услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Как следует из материалов дела оспариваемое распоряжение было вынесено Управлением на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2016 году, утвержденного 28.10.2015 руководителем управления.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее-Федеральный закон N 294-ФЗ) предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
Обжалуемое распоряжение по своей форме и содержанию полностью отвечает требованиям статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, включая указание на цели, задачи и предмет проверки.
В распоряжении от 10.01.2016 N 01 Управление указало перечень документов, которые необходимы для проведения проверки и должны быть представлены Заявителем.
Данное требование согласуется с обязанностью, установленной в статье 41 Закона о защите прав потребителей изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по требованию органа государственного надзора, его должностных лиц предоставить в установленный ими срок достоверные сведения, документацию, объяснения в письменной и (или) устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления органом государственного надзора и его должностными лицами полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Поскольку требование о представлении документов содержится в распоряжении от 10.01.2016 N 01, которым назначена плановая выездная проверка в отношении общества, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания данного требования незаконным и противоречащим действующему законодательству.
Непредставление данных документов делает невозможным проведение проверки, а следовательно, создает препятствие законной деятельности органа государственного контроля (надзора).
Довод апелляционной жалобы о том, что надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом об ОСД, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, защиты потребителей финансовых услуг, включая услуги по страхованию; данный надзор осуществляет - Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, а потому обжалуемый акт является незаконным, отклоняется.
В соответствии с п. 7 ст. 4.1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 N 4015-1 - Банк России, осуществляет функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия осуществляет контроль, а не надзор.
Поскольку предметом плановой документарной проверки в отношении общества явилось соблюдение законодательства о защите прав потребителей, а не финансовая политика предприятия, юридические вопросы организации страхового дела, условия заключения договоров страхования либо проверка его как субъекта страхового дела, сделать окончательный вывод о том, действительно ли в действиях общества имеются нарушения прав потребителей, управление могло лишь после истребования и анализа необходимых документов.
Суд первой инстанции верно указал, что доводы общества о неприменимости к отношениям в сфере обязательного страхования владельцев транспортных средств Закона о защите прав потребителей по мотиву их урегулированности специальным законодательством не могут рассматриваться как основание для признания распоряжения управления не соответствующим закону в оспариваемой части.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое распоряжение является законным и полностью отвечает требованиям как норм Закона о защите прав потребителей, так и норм Федерального закона N 94-ФЗ. Нарушений при его принятии направлении судом не выявлено.
Суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия от 11.01.2016 N 01 в части истребования у Общества документов о страховой деятельности.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31 марта 2016 года по делу N А22-393/2016.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 31 марта 2016 года по делу N А22-393/2016, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-393/2016
Истец: СТРАХОВОЕ ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ИНГОССТРАХ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ