Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
01 июля 2016 г. |
Дело N А10-5279/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2016 года по делу N А10-5279/2015 по заявлению Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (ОГРН 1040302983698, ИНН 0326023187) о признании недействительным предписания от 25 мая 2015 года N 99/1/34,
(суд первой инстанции: судья Мархаева Г.Д-С.),
при участии в судебном заседании:
от Администрации города Улан-Удэ - Мотоевой М.К. - представителя по доверенности от 15.01.2016,
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия - не явился, извещен,
установил:
Администрация города Улан-Удэ (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее - Управление) с заявлением о признании недействительным предписания от 25 мая 2015 года N 99/1/34.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2016 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными пункты 4 в оспариваемой части, 8, 13 предписания Управления N 99/1/34 от 25 мая 2015 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а также пункты 2, 6, 11 оспариваемого предписания в части обеспечения расстояния от границ застройки до лесного массива не менее 30 метров.
На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в части удовлетворенных требований.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного, по доводам, изложенным в жалобе.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразила свое согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 22 июня 2016 года был объявлен перерыв до 09 часов 45 минут 24 июня 2016 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Администрация зарегистрирована в качестве в качестве юридического лица.
В период с 27 апреля 2015 года по 20 мая 2015 года должностными лицами Управления в отношении Администрации была проведена плановая проверка, о чем составлен акт проверки N 99 от 20 мая 2015 года (л.д.96-98 т.1).
В данном акте установлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
25 мая 2015 года должностным лицом Управления Администрации выдано предписание N 99/1/34 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым Администрации предложено в срок до 4 апреля 2016 года устранить следующие нарушения установленных требований пожарной безопасности.
Советский район:
1. Не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров, либо совсем отсутствует) территория ДНТ "Сибиряк", СНТ "Профсоюзник", СНТ "Урожай", ДНТ "Современник", ДНТ "Авиатор", ДНТ "Сокол-2", микрорайон Исток, СНТ "Судостроитель", СНТ "Коммунальник", СНТ "Дружба", СНТ'"20'лет Победы", СНТ "Черёмушки", СНТ "Стеколь-щик", СНТ "Экзотика" (Учитель), ДНТ "Озон", СНТ "Академия", ул. Конституции п. Стеклозавод.
2. Расстояние от границ застройки менее 30 метров до лесного массива ул. Конституции с 27 по 35 дома п. Стеклозавод, ул. Войсковая, Огневая. Школьная, пер. Школьный п. Вагжанова. ДНТ Зенит, СНТ Учитель.
3. Не оборудованы средствами оповещения населения о пожаре микрорайон Вагжанова, Стеклозавод, ДНТ Зенит, СНТ Учитель, ДНТ "Сибиряк", СНТ "Урожай", ДНТ "Современник", ДНТ "Авиатор", ДНТ "Сокол-2", микрорайон Исток, СНТ "Судостроитель", СНТ "Коммунальник", СНТ "Дружба", СНТ "Черёмушки", СНТ "Сте-кольный", СНТ "Заречный", СНТ "Левобережное", СНТ "Степная протока", СНТ "Остров Комсомольский", ДНТ "Исток", ДНТ "Дорожник", микрорайон Тулунжа, ДНТ "Цагатуй".
4 Ширина проезжей части менее 7 метров СНТ "Черёмушки", ДНТ "Весна", СНТ "Дружба", СНТ "20 лет Победы", СНТ "Сибиряк", СНТ "Профсоюзник", ДНТ "Современник", ДНТ "Авиатор", ДНТ "Сокол-2", СНТ "Стекольщик", снт "Коммунальник", снт "Урожай", днт "Озон", снт "Зенит", снт "Академия", снт "Судостроитель", снт "Экзотика", проезд по ул. Берёзовая п. Стеклозавод менее 3,5 метров.
Железнодорожный район:
5. Не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров, либо совсем отсутствует) территория Градостроитель, ул. Стрелецкая, пер.Олимпийский, ул. Аршанская и ул. Дарвина п. Аршан, местность "Пороховые склады", ул.Высоцкого, ул. Гвардейская, ул. Семейная и Водопадная п. Шишковка, пер. Усурий-ский п.Орешково, днт "Ветеран, днт "Пионер 1", п. Старый Зеленый, п. Новый Зеленый, район Бабасадовой пади, п. Старый Зеленый, днт "Дачи Писателей", днт "Ермак", днт "Темерязе-во", днт "Плодово-ягодное", днт "Багульник", днт "Радуга", днт "Лесное", днт "Лесное-2", днт "Долина", днт "Субурга", ул. Тубсанатор-ная, днт "Шамбола", п.Солнечный, пос. Кумычка, днт Энергетик", днт "Вишня", днт "Китай", днт "Лизы Чайкиной", ул. Поляна Просвет, ул. Феоктистова, ДНТ "Орбита", п. Ленина, п. Мостовой, СНТ Связист, ДНТ "Актёр"; СНТ "Горки-12", ул. Клеверная, ул. Испытателей, ул. Ясеневая, пер. Горный, п. Площадка, к/с Пионер.
6. Расстояние от границ застройки менее 30 метров до лесного массива ДНТ "Субургаа", ДНТ "Ур-гы", ДНТ "Баргульник", ул. Тубдиспансерная, ДНТ "Радуга", ДНТ "Долина", ДНТ "Лесное", ДНТ "Тимирязево". ДНТ "Лесное-2", ул. Поляна Просвет, ул. Феоктистова", ул. Егорова, ул. Богданова, ДНТ "Орбита", ДНТ Градостроитель, местность "Пороховые склады", улица Высоцкого, ул. Гвардейская дом с 28 по 32, ДНТ "Актёр" п. Ленина, п. Тубсанаторий, микрорайон Аршан, п. Новый и Старый Зелёный, микрорайон Шиш-ковка, п. Солнечный, ДНТ Дачи Писателей, СНТ "Горки-12", ул. Ясенная, ул. Буранная, ул. Обзорная, пер. Горный, пре. Невского, п. Мостовой.
7. Не оборудованы средствами оповещения населения о пожаре все микрорайоны, ДНТ, СНТ и коллективные сады на территории района.
8. Ширина проезжей части всех улиц менее 7 метров ДНТ Пионер-1, ДНТ "Ургы", ДНТ "Багульник" ДНТ "Ветеран, ДНТ "Пионер 2",, ДНТ "Дачи Писателей", ДНТ "Ермак", ДНТ "Темеря-зево", ДНТ "Плодово-ягодное", ДНТ "Багульник", ДНТ "Радуга", ДНТ "Лесное", ДНТ "Долина", ДНТ "Субурга", ул. Минусинская, ул. Санаторный детский дом, ул. П.Просвет, ул. Тубсана-торная, ул. Феоктистова, ул. Репина, пер.Невского, ул. Тубсанаторная, ДНТ "Шамбо-ла", п.Солнечный, пос. Кумычка, ДНТ Энергетик", ДНТ "Вишня", ДНТ "Китой", ДНТ "Лизы Чайкиной".
9. Территория СНТ "Академия" не соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.
Октябрьский район:
10. Не обеспечено в соответствии норм наружным противопожарным водоснабжением (расстояние противопожарного водоснабжения превышает 200 метров, либо совсем отсутствует) территория ДНТ "Перспектива" пер.Влгоблённый, ДНТ "Сэсэг" ул. Рябиновая, микрорайон Светлый западная сторона, ДНТ "Сосновый", микрорайон Забайкальский, ДНТ "Единство", ДНТ "Надежда", ДНТ "Весна", ул. Жасминовая, ДНТ "Оптимист", ул. Лавровая, ул. Линейная, ул. Ледовая, ДНТ Октябрьское", ул. Речная, ДСНТ "Сосновый", ДНТ "Родник", ДНТ "Учитель", ДНТ "Энергостроитель", ДНТ "Луч", ДНТ "Надежда", ДНТ "Академический", ДНТ "ВСГУТУ", ДНТ "Олимпийский", ДНТ "Тепловик", ДНТ "Енисей", ДНТ "Лаза", СНТ "Солнечный-2". ул. Иль-кинская, СНТ "Талецкий", ул. Челутаевская. ДНТ "Строитель", ДНТ "Пищевик", ДНТ "Металист". ДНТ "Зеленый бор", ДНТ "Серебрянный бор". ДНТ "Лира", ДНТ "Тамир", ДНТ "Тишина", ДНТ "Юго-Запад", 118-123, 126 квартала, ДНТ "Экспресс", ДНТ "Ранет", п. Радужный.
11. Расстояние от границ застройки менее 30 метров до лесного массива восточная часть И 8-123 кварталов, юго-восточная часть п. Горький, юго-западная часть ДНТ "Перспектива", ул. Рябинова ДНТ "Сэсэг", ДНТ "Листвянка" с восточной стороны, микрорайон "Светлый" южная и западная стороны, ДНТ "Надежда", ДНТ "Весна", ул. Жасминовая, ДНТ "Оптимист", ул. Линейная, ул. Ледовая, ДНТ "Октябрьское", ул. Речная, ДСНТ "Сосновый", ДНТ "Родник", ДНТ "Учитель", ДНТ "Энергостроитель", ДНТ "Энергетик". ДНТ "Кедр" северная сторона, ИЖС восточнее ДНТ "Кедр", самовольные строения восточные и юго-восточнее п.Таёжный, ДНТ "Академический" южная сторона, ДНТ "ВСГУТУ" юго-западная сторона, ДНТ "Лаза", ул. Челутаевская, ул. Ново-ононская, ул. Догойская, ДНТ "Сибиряк" ул. Уронийская, ДНТ "Серебрянный бор", ДНТ "Лира", ДНТ "Тамир", 126 микрорайон.
12. Не оборудованы средствами оповещения населения о пожаре все микрорайоны, ДНТ и СНТ на территории района.
13. Ширина проезжей части всех улиц менее 7 метров ДНТ "Единство", ДСНТ "Сосновый". ДНТ "Родник ул. Ручейная и Ивовая, ДНТ "Энергостроитель", СНТ "Солнечный", СНТ "Талецкий", СНТ "Строитель", ДНТ "Пищевик", ДНТ "Металист", ул. Р.Люксембург".
14. Допускается размещение свалки горючих отходов в местности 3 км. Спиртзаводской трассы вблизи 148 квартала.
Не согласившись с пунктами 1, 2, 3, 4 в части обеспечения ширины проезжей части менее 7 метров, 5, 6, 7, 8, 10, 11 в части обеспечения расстояния от границ застройки до лесного массива не менее 30 метров, 12,13 предписания, Администрация обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определены Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности)
Статьей 1 Закона о пожарной безопасности установлено, что целях настоящего Федерального закона применяются, в том числе следующие понятия:
- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
- требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
- нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
- первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со статьей 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в частности лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38).
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статьей 21 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно части 1 статьи 34, части 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входит, в том числе местная администрация, которая обладает полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с пунктом 11 статьи 5 Устава городского округа "Город Улан-Удэ", принятого решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 08.05.2007 N 624-63, к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Статьей 28 Устава предусмотрено, что Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Улан-Удэ.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, обеспечение первичных мер пожарной безопасности является обязанностью органов местного самоуправления в рассматриваемом случае Администрации города Улан-Удэ.
Пунктами 2, 6, 11 обжалуемого предписания установлено, что расстояние от границ застройки менее 30 метров до лесного массива, что является нарушением пункта 4.14 СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". Согласно данному пункту противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, согласно пункту 1.1 СП 4.13130 настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Как установлено судом и следует из материалов дела, отдельные ДНТ и СНТ, указанные в предписании, созданы и застроены до введения в действие СП 4.13130 (июль 2013 года), в связи с чем, требование административного органа, содержащееся в пунктах 2, 6, 11 спорного предписания о приведении существующей застройки в соответствии с пунктом 4.14 СП 4.13130, предусматривающем противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений не менее 30 м. до лесных насаждений необоснованно.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на Администрацию не может быть возложена обязанность по соблюдению требований СП 4.13130 в отношении застроек, построенных до введения в действие указанных правил.
В соответствии с пунктами 4, 8, 13 оспариваемого предписания заявителю предложено в срок 4 апреля 2016 года обеспечить ширину проезжей части не менее 7 метров.
В соответствии с пунктом 5.7* "СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" на территории садоводческого (дачного) объединения ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц - не менее 7,0 м, для проездов - не менее 3,5 м.
Данный СНиП 30-02-97* введен в действие постановлением Государственного комитета по жилищной и строительной политике от 10.09.1997 N 18-51 с 1 января 1998 года, ряд ДНТ и СНТ, указанных в обжалуемом предписании, как уже отмечалось выше созданы и застроены до введения в действие СНиП 30-02-97*.
Суд первой инстанции, учитывая, что отдельные ДНТ и СНТ застроены до введения в действие СНиП 30-02-97*, пришел к правомерному выводу, что вменение Администрации в качестве нарушений его положений неправомерно.
Делая вывод о частичном удовлетворении заявленных по настоящему делу требований, судом первой инстанции учтено решение Советского районного суда г. Улан-Удэ по делу N 2-4425/2015 от 17 сентября 2015 года по иску прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ о возложении обязанности на ответчика принять меры к устранению нарушений требований противопожарного законодательства.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлены правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.
Национальным органом по стандартизации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента (пункт 1).
В перечень, указанный в пункте 1 настоящей статьи, могут включаться национальные стандарты и своды правил, а также международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств при условии регистрации указанных стандартов и сводов правил в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Регистрация международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов осуществляется в порядке, установленном статьей 44 настоящего Федерального закона (пункт 2).
В национальных стандартах и сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил (пункт 3).
Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в пункте 1 настоящей статьи перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии приказом от 16 апреля 2014 года N 474 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В указанный перечень включен СП 4.13130.2013.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии приказом от 30 марта 2015 года N 365 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В указанный перечень включен СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения".
Следовательно, в силу приведенных выше норм права неприменение таких сводов правил и стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
В силу пункта 3 части 1 статьи 144 Технического регламента, оценка соответствия объектов защиты (продукции), организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров проводится в форме, в том числе федерального государственного пожарного надзора.
Вместе с тем, Управлением при проведении федерального государственного пожарного надзора оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности, не проводилась.
Управлением установлено нарушение положений СП 4.13130.2013 и СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02-97* "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", подлежащих применению на добровольной основе, и не носящих обязательного характера, в силу чего указанные пункты оспариваемого предписания не могут быть признаны законными.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 января 2016 года по делу N А10-5279/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5279/2015
Истец: Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Бурятия