Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2016 г. N Ф05-15075/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А41-11122/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Щелковские коммунальные системы" - Роговенко О.А. (представителя по доверенности от 24.02.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Фирсова А.В. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
от администрации Щелковского муниципального района Московской области - извещена представитель не явился,
от муниципального предприятия Щелковского района "Щелковская теплосеть" - извещено представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2016 по делу N А41-11122/16, принятое судьей Капаевым Д.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Щелковские коммунальные системы" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконным отказа управления в государственной регистрации права собственности общества, содержащийся в сообщении управления от 31.12.2015 N 50/014/012/2015-5222 об отказе в государственной регистрации;
- обязать управление произвести государственную регистрацию права собственности общества на объект, расположенный по адресу: Московская область, г. Щелково, территория котельной ДОС, здание теплового узла, кадастровый номер: 50:14:0050622:21 (далее - здание теплового узла).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, в деле участвует администрация Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация), муниципальное предприятия Щелковского района "Щелковская теплосеть" (далее - предприятие),
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.04.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, предприятия.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В связи с возникшей необходимостью дополнительного увеличения уставного капитала общества учредитель общества - предприятие приняло решение увеличить уставный капитал на общую сумму 185 281 636 рублей. Предприятие в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества передало имущество на указанную сумму.
Согласно акту приема-передачи имущества от 01.10.2014 в числе прочего имущества, переданного в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества, передано нежилое - 1 этажное здание, общей площадью 22,6 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, г. Щелково, территория котельной ДОС, здание теплового узла, кадастровый номер: 50:14:0050622:21.
Стоимость объектов недвижимого имущества, переданных в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества, в том числе, здания теплового узла, определена независимым оценщиков (отчет об оценке от 11.07.2014 N 01.4/07-14).
Решение об увеличении уставного капитала общества и передача имущества его в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества общей стоимостью 185 281 636 рублей, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, принято с согласия собственника имущества предприятия - администрации (письмо от 15.07.2014 N 2404-с).
Общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности общества на здание теплового узла. К заявлению приложены следующие документы:
доверенность от 07.07.2015 N 7233175 серия 50АА. Мелешина О.В., нотариус Щелковского нотариального округа Московской области 07.07.2015, реестровый номер 6-3-3059;
доверенность от 08.07.2015 N 7233304 серия 50АА. Мелешина О.В., нотариус Щелковского нотариального округа Московской области 08.07.2015, реестровый номер 6-3-3112;
свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2014 N 341709, серия 50-АЗ;
свидетельство о государственной регистрации права от 06.03.2014 N 341710, серия 50-АЗ;
письмо администрации от 15.07.2014 N 2404-1;
акт приема-передачи имущества от 01.10.2014;
письмо от 14.07.2014 N 1066;
приказ о вступлении в должность от 25.04.2014 N 130к;
отчет об определении рыночной стоимости имущества от 11.07.2014 N 01.4/07-14;
информационное письмо от 13.07.2015 N 503;
протокол общего собрания от 09.10.2014 N 1;
платежное поручение от 07.08.2015 N 414.
Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на здание теплового узла, оформленное в виде сообщения от 31.12.2015 N 50/014/012/2015-5222.
Основаниями для отказа в государственной регистрации права собственности на здание теплового узла явилось следующее: представленные на государственную регистрацию копии акта приема-передачи имущества, передаваемого обществу в качестве вклада в уставный капитал от предприятия от 30.06.2015 (акт приема-передачи от 30.06.2015) и письма администрации от 23.04.2015 N 1/33-554 не соответствуют подлинникам в количестве листов; акт приема-передачи от 30.06.2015 представлен в виде подлинника и копии, что противоречит требованиям пункта 5 статьи 18 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; представленное на государственную регистрацию письмо руководителя администрации от 23.04.2015 N 1/33-554, выражающее согласие собственника имущества предприятия на передачу объектов недвижимого имущества в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества, не является правовым актом Главы Щелковского муниципального района, что, по мнению управления, противоречит Положению о порядке управления и распоряжения собственности Щелковского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 18.12.2007 N 275/44, согласно которому, управление и распоряжение муниципальным имуществом способами, не предусмотренными указанным Положением, осуществляется на основании правовых актов главы Щелковского муниципального района Московской области.
Не согласившись с данным отказом управления от 31.12.2015 в государственной регистрации права собственности на здание теплового узла, общество 29.02.2016 оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закон о государственной регистрации.
В соответствии с положениями статьями 16 - 18 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации на регистрирующий орган возложена обязанность проведения правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, и проверки законности сделок, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что среди представленных обществом в управление документов не было документов, на которые ссылается управление, отказывая в осуществлении государственной регистрации права собственности.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 при разрешении споров, связанных с участием унитарных предприятий в хозяйственных обществах и товариществах, необходимо руководствоваться статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также статьями 6, 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях).
Так, недвижимое имущество может передаваться в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также в счет оплаты акций или долей только с согласия собственника. Денежные средства и иное движимое имущество могут использоваться унитарным предприятием в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также для оплаты акций или долей создаваемого общества либо для приобретения акций или долей действующего хозяйственного общества по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, регулирующими деятельность данного предприятия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 295 Гражданского кодекса предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Как следует из материалов дела в ответ на обращение предприятия администрация согласовала совершение предприятием передачу права собственности в том числе на спорный объект.
Администрация является учредителем предприятия и в соответствии с Законом о предприятиях, Уставом Щелковского муниципального района Московской области, принятым решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 11.07.2006 N 133/21, Решением Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 30.10.2007 N 255/41 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений Щелковского муниципального района Московской области" осуществляет полномочия собственника имущества предприятия.
Оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на здание теплового узла у управления не имелось.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции, управление уже зарегистрировало право собственности общества на другие объекты недвижимого имущества, полученных в рамках указанной корпоративной процедуры.
Из доводов управления, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.04.2016 по делу N А41-11122/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11122/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2016 г. N Ф05-15075/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Щелковские коммунальные системы", ООО "Щёлковские коммунальные системы"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО
Третье лицо: : администрация Щелковского муниципального района Московской области, МП ЩР "Щелковская теплосеть", Администрация Щелковского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области