Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2016 г. N Ф07-7786/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А52-3693/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 08 апреля 2016 года по делу N А52-3693/2015 (судья Дегтярева Е.Ф.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (место нахождения: 188304, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31; ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (место нахождения: 180017, г. Псков, ул. Кузнецкая, д. 13; ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; далее - УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 30.10.2015 N 45/17/15-EM (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 08 апреля 2016 года решение и предписание от 30.10.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 45/17/15-ЕМ признаны недействительными. Кроме того, с управления в пользу общества взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что в извещении о проведении конкурса не указаны сведения об объеме выполняемых работ, месте, сроках и цене выполняемых работ. Указывает на невозможность определения цены конкретного договора в ходе конкурса. Считает, что победителем конкурса может быть только одно лицо, предложившее лучшие условия, а не несколько. Полагает, что отбор исполнителей работ по договорам технологического присоединения только среди победителей рамочных соглашений ограничивает круг потенциальных участников выполнения данных видов работ и может привести к затягиванию сроков исполнения договоров технологического присоединения.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку специфика работ по технологическому присоединению энергопринимающих устройств граждан потребителей к электросетям диктует необходимость заключения рамочных соглашений и заключения последующих договоров на основе запроса цен у участников соглашений, что не запрещено ни гражданским законодательством, ни законодательством о защите конкуренции, какие-либо жалобы от участников рынка на ограничение конкуренции не поступали. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, рассматривая дело N 25/10/15-ЕМ по признакам нарушения ОАО "МРСК "Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), выразившемся в неосуществлении в установленный срок технологического присоединения принадлежащего гр. Алексеевой О.А. энергопринимающего устройства по договору от 02.04.2014 N 76-01235/14, управление по результатам его рассмотрения приняло решение от 15.06.2015 о признании ОАО "МРСК Северо-Запада" нарушившим указанную норму права.
При рассмотрении дела N 25/10/15-ЕМ и установлении причины пропуска заявителем сроков исполнения договора от 02.04.2014 N 76-01235/14, заключенного обществом с гр. Алексеевой О.А., управление исследовало в том числе конкурсную документацию от 11.02.2014 N 8 на право заключения Рамочных соглашений о дальнейшем взаимодействии с Победителями конкурса путем проведения запросов цен на право заключения договоров подряда на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 000 руб. во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" на 2014-2016 годы.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 47.1 указанного Закона, управление выделило дело в отношении общества по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса от 11.02.2014 N 8 на право заключения рамочных соглашений, в отдельное производство (определение от 02.06.2015). Возбуждено дело N 45/17/15-ЕМ (приказ УФАС от 03.06.2015 N 139).
В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган установил следующее.
Решением Совета директоров ОАО "МРСК Северо-Запада" от 22.07.2013 утверждено Положение о закупке товаров работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Северо-Запада" (далее - Положение), разделом 5 которого регламентированы способы закупки, их разновидности, условия выбора способов закупок. В соответствии с пунктом 5.1.1 Положения одним из таких способов является конкурс, его разновидности предусмотрены в пункте 5.4 Положения. Процедура проведения конкурса регламентирована пунктом 8.1 Положения.
В соответствии с данным Положением от 11.02.2014 обществом проведен открытый одноэтапный конкурс без предварительного квалификационного отбора, предметом которого является право заключения Рамочных соглашений о дальнейшем взаимодействии с Победителями Конкурса путем проведения запросов цен на право заключения договоров подряда на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 000 руб. с учетом НДС во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" на 2014-2016 годы (далее - Конкурс). Конкурсная документация утверждена Председателем Конкурсной комиссии 11.02.2014.
Конкурсная документация с проектами рамочных соглашений, извещение о проведении конкурса N 31400883353 (т. 1, л. 139 - 142) размещены 11.02.2014 на сайте www.zakupki.gov.ru раздел "Закупки в рамках 223-ФЗ", опубликованы на сайте электронной торговой площадки www.b2b-mrsk.ru (публикация от 11.02.2014 N 226936) и на сайте филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" www.pskovenergo.
В соответствии с конкурсной документацией заказчик и организатор закупки - ОАО "МРСК Северо-Запада" пригласил юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Подрядчики) к участию в Конкурсе, в том числе по трем лотам:
- лот N 1 - выполнение строительно-монтажных работ с поставкой оборудования и пусконаладочных работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 000 руб. с НДС во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" на 2014-2016 гг.;
- лот N 2 - выполнение проектно-изыскательских работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 000 руб. с НДС во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" на 2014 - 2016 годы;
- лот N 3 - выполнение полного комплекса работ "под ключ" на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 000 руб. с НДС во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" на 2014 - 2016 годы.
В соответствии с протоколом проведения процедуры по вскрытию поступивших конвертов от 03.03.2014 N 8/3 на открытый конкурс представлено 58 конкурсных заявок, в том числе по лоту N 1 - 22, по лоту N 2 - 20, по лоту N 3 - 16. Результат рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе отражен в протоколе от 20.03.2014 N 8/4.
В соответствии с Протоколом заседания Конкурсной комиссии по выбору Победителей от 21.03.2014 N 8/5 признаны Победителями Конкурса N 8 на право заключения Рамочных соглашений по лоту N 1 - 19 участников, по лоту N 2 - 19 участников и по лоту N 3 - 14 участников. С каждым из победителей обществом подписан соответствующий протокол о результатах открытого одноэтапного конкурса (т. 2, л. 106 - 150; т. 3, л. 1 - 7) и 31.03.2014 заключены Рамочные соглашения (без фиксации цены), что подтверждается указанными документами и отчетом о проведении процедуры открытого конкурса от 28.04.2014 N 8.
Предметом Рамочных соглашений, заключенных по результатам открытого конкурса N 8, является дальнейшее взаимодействие общества с победителями конкурса путем проведения запросов цен на право заключения договоров подряда на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 000 руб. с учетом НДС во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" на 2014-2016 годы.
В дальнейшем филиал ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" проводит запрос цен на конкретные виды работ во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" путем рассылки приглашений подавать свои Предложения на выполнение определенных работ.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 Рамочных соглашений каждый подрядчик обязуется в течение периода с 01.04.2014 по 31.12.2016 принимать участие в проводимых заказчиком запросах цен.
В соответствии с представленными заявителем документами, указанные запросы цен проводятся посредством действующей в обществе Автоматизированной информационной системы управления закупочной деятельностью (далее - АИС УЗД). Модуль АИС УЗД ЛТП (льготное техприсоединение) введен в действие с 28.12.2012 и используется в филиале с января 2013, в соответствии с инструкцией по проведению закупок в модуле, разработанной обществом.
После определения победителей конкурсов на право заключения рамочных соглашений ответственное лицо заносит в систему сведения о заказчике (филиале), а также обо всех победителях конкурсов на право заключения рамочных соглашений. По каждой проводимой процедуре в АИС УЗД ЛТП создается отдельная закупка, где отражается следующая информация: филиал, в котором проводится закупка; наименование процедуры закупки; тип закупки (СМР, ПИР, Под ключ); информация о договорах, во исполнение которых проводится процедура; планируемый срок окончания выполнения работ; начальная стоимость закупки; реквизиты распорядительного документа на проведение процедуры запроса цен; подгружается техническое задание на выполнение работ; прикрепляется документация по запросу цен.
После формирования закупки документация по ней автоматически направляется через АИС УЗД ЛТП всем участникам одновременно по электронной почте.
Запрос цен признается состоявшимся при поступлении как минимум одного предложения. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену.
Как установлено управлением, рассылка приглашений по запросу цен другим участникам рынка проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, заинтересованным в выполнении данных видов работ по технологическому присоединению к электрическим сетям, не производится.
УФАС 30.10.2015 принято решение по делу N 45/17/15-ЕМ, которым ПАО "МРСК Северо-Запада" признано нарушившим часть 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ в части ограничения конкуренции при проведении открытого конкурса от 11.02.2014 N 8 на право заключения рамочных соглашений о дальнейшем взаимодействии с Победителями конкурса путем проведения запросов цен на право заключения договоров подряда на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 000 руб. во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" на 2014-2016 годы.
Предписанием от 30.10.2015 антимонопольный орган возложил на общество обязанность в срок до 30.11.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ путем совершения действий, направленных на расторжение рамочных соглашений, заключенных по результатам открытого конкурса N 8.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ОАО "МРСК Северо-Запада" (ПАО "МРСК Северо-Запада" - с учетом внесения изменений 03.07.2015 в единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается листом записи и выпиской из единого государственного реестра юридических лиц) как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и в силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 названного Закона в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:
1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
В соответствии с пунктом 5.7.1 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "МРСК Северо-Запада", действовавшего на дату объявления конкурса, в Обществе возможно проведение запросов цен по результатам открытой конкурентной закупочной процедуры, по окончании которой подписывается рамочное соглашение (договор).
Доводы подателя жалобы о том, что Конкурс на право заключения рамочных соглашений проведен без определения объемов выполняемых работ, места проведения работ, сроков выполнения работ и цены (часть 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ) и, что данные нарушения привели к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ограничили потенциальных участников конкурентного рынка на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ и затягиванию сроков исполнения договоров технологического присоединения к электрическим сетям со стороны сетевой организации, подлежат отклонению как основанные на предположениях и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Возможность заключения рамочного договора с 01.06.2015 закреплена в статье 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, в ред. Федерального закона от 08 марта 2015 года N 42-ФЗ). Согласно пункту первому указанной статьи рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.
Несмотря на то, что спорные торги проведены до 28.04.2014, следует признать, что договоры с "открытыми" условиями широко использовались и ранее, в соответствии с предложением, обозначенным в пункте 7.8 раздела V Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной Решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009: наряду с конструкцией предварительного договора в ГК РФ, возможно, следовало бы закрепить в виде самостоятельной договорной конструкции так называемый рамочный договор, не порождающий обязательство заключить договор в будущем (что типично для предварительного договора), а представляющий собой договор, который уже заключен, но условия которого подлежат применению и детализации в будущем (договор с "открытыми", то есть подлежащими согласованию в будущем, условиями).
Поскольку понятие рамочного договора было предусмотрено указанным пунктом Концепции, данный вид договора фактически использовался хозяйствующими субъектами и до внесения изменений в ГК РФ, что подтверждается и установившейся судебной практикой (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2011 N ВАС-15860/11 по делу N А40-133991/10-78-252, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.04.2015 по делу N Ф04-16395/2015).
О возможности заключения рамочных соглашений в рамках Закона N 223-ФЗ указывается и в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 05.05.2015 N 02-02-08/25835, в котором отмечается о необходимости включения в реестр договоров копии рамочного соглашения, заключенного в рамках процедур закупок.
Таким образом, заключение рамочных договоров являлось допустимым на момент проведения конкурса и использовалось в тех случаях, когда в силу объективных причин при объявлении конкурса не могли быть известны конкретные условия контракта.
В соответствии с извещением о проведении открытого одноэтапного конкурса от 11.02.2014 местом выполнения работ является Псковская область, поскольку электросетевые объекты находятся в зоне ответственности филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго". Учитывая, что заявки на технологическое присоединение от физических и юридических лиц Псковской области поступают в большом количестве, на дату объявления конкурса более точное место определить невозможно, как и объем выполняемых работ. Кроме того, существенным обстоятельством является указание в извещении на срочный характер рамочных договоров - 2014 - 2016 годы.
Сведения о конкретной начальной (максимальной) цене договора (цене лота) в спорном извещении не указаны, однако из предмета закупки следует, что максимальная цена договора составит не более 500 000 руб. Действительно, без сведений об объеме выполняемых работ установить конкретную цену не представляется возможным на дату объявления конкурса, что объясняется и спецификой процедуры технологического присоединения, и особенностями рамочного соглашения.
Примерную стоимость технологического присоединения возможно определить после поступления заявки на технологическое присоединение, и подписания обществом договора об осуществлении технологического присоединения, неотъемлемой частью которого являются технические условия, в которых указывается перечень мероприятий (работ).
В разделе 2 "Техническое задание" Конкурсной документации представлены технические задания по каждому лоту, из которого следует, что сметная документация составляется в ценах 2001 года и в текущем уровне цен.
Для перевода в текущий уровень цен применяются индексы, установленные Министерством регионального развития Российской Федерации для Псковской области (индексы на 1-й квартал 2014 года - письмом от 28.02.2014 N 3085-ЕС/08). Сметные нормативы устанавливаются Федеральными единичными расценками на строительные и специальные строительные работы (ФЕР 81-02-33-2001), часть 33 "Линии электропередачи" и служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий. Указанный документ утвержден Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.01.2014 N 31/пр. ФЕР 81-02-33-2001, указанные приказы и письма находятся в открытом доступе в сети Интернет.
Таким образом, лица, заинтересованные в участии в конкурсе, и которые, в соответствии с требованиями к участникам, должны иметь соответствующие разрешающие документы на выполнение видов работ в рамках договора, являются профессиональными участниками соответствующего рынка, имели возможность ознакомиться с порядком определения цены в дальнейшем.
Рамочное соглашение фактически представляет собой соглашение о намерениях сторон заключить договор на выполнение определенных работ на согласованных в дальнейшем условиях (уточненный вид и объем работ, цена, место их исполнения и прочие существенные условия). Соответственно, рамочное соглашение не налагает на стороны такого договора никаких финансовых и юридических обязательств. Вместе с тем, освобождает от необходимости согласовывать определенные условия, по поводу которых они уже достигли соглашения, а именно выполнение в дальнейшем работ конкретного вида работ в пределах определенной территории, периода и стоимости.
Условия о точной стоимости, точных адресах предстоящих работ законодатель позволяет сторонам рамочного договора оставить открытыми.
Как указывает заявитель, рамочные соглашения, содержащие условие о заключение договоров по результатам закупок, проводимых способом запроса цен, позволяют сократить сроки проведения закупок необходимых видов работ, поскольку запросы цен проводятся среди лиц, с которыми заключены рамочные соглашения. По сведениям общества, при таких условиях средний срок от даты объявления запроса цен до даты определения победителя составляет 6,5 дней.
По существу со стороны УФАС данное утверждение общества никак не опровергнуто.
Таким образом, учитывая особенности рамочных договоров, возможность их заключения путем проведения конкурентным способом закупки, а также предмет рамочного соглашения, указанный в извещении о проведении закупки - "право заключения договоров подряда на выполнение работ (ПИР, СМР, "Под ключ") на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ на суммы до 500 тыс. руб. во исполнение договоров по технологическому присоединению льготных категорий потребителей (заявителей) к электрическим сетям филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго" на 2014 - 2016 годы", спорное извещение отражает всю необходимую информацию о виде, месте выполнения и предельной цене работ, что соответствует требованиям части 9 статьи 4 Закона о закупках.
Довод жалобы управления о том, что выбранная обществом процедура заключения договоров подряда посредством конкурса на право заключения рамочных соглашений и запроса цен среди победителей рамочных соглашений затягивает сроки исполнения договоров технологического присоединения, так как участники рамочных соглашений отказываются участвовать в дальнейшем проведении запросов цен, закупки проводятся повторно, и в ряде случаев сетевая компания выполняет работы собственными силами, подлежит отклонению.
Так, УФАС в своем решении ссылается на наличие фактов несостоявшихся закупок среди победителей рамочных соглашений в связи с отсутствием предложений, которые были выявлены УФАС при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "МРСК Северо-Запада" N 25/10/15-ЕМ, 36/10/14-ЕМ. Сообщил также о том, что в 2014 году и январе - октябре 2015 года в УФАС поступило 22 заявления физических лиц по вопросу несоблюдения сроков технологического присоединения к электрическим сетям со стороны филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Псковэнерго". По результатам рассмотрения заявлений возбуждено 9 дел и вынесено 9 решений о признании нарушения ОАО "МРСК Северо-Запада" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при этом Общество в ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства поясняло, что задержка исполнения договорных обязательств со стороны сетевой компании обусловлена длительным прохождением торговых процедур.
Однако, из проведенного Обществом мониторинга запросов цен на право заключения договоров ПИР, СМР и "Под ключ" в целях реализации ЛТП, проведенных за период с апреля 2014 по апрель 2015 (т. 1, л. 29 - 77), следует, что в филиале общества в указанный период состоялось 722 закупки, и срок, от момента объявления закупки до даты определения победителя, составляет в среднем 6,5 дней. Факты отсутствия предложений от участников рамочных соглашений установлены ответчиком только по двум делам (как указано в оспариваемом решении) о нарушении антимонопольного законодательства из 22 заявлений физических лиц по вопросам несоблюдения сроков технологического присоединения, что составляет 9% от общего количества жалоб в УФАС.
Таким образом, довод управления о затягивании сроков исполнения договоров технологического присоединения избранным способом заключения договоров, и неэффективности выбранной обществом модели проведения закупок опровергается материалами дела.
Согласно требованиям Конкурсной документации N 8 для выполнения указанных работ необходимо наличие свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (далее - СРО), о допуске к работам на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ. Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка являются "работы на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ", классифицируемые кодом ОКВЭД 45.31 "Производство электромонтажных работ". Управление полагает, что географическими границами рынка является Российская Федерация.
Согласно информации СРО "Некоммерческое партнерство "Псковский строительный комплекс" N 216 от 21.10.2015, представленной по запросу УФАС, в Псковской области имеют допуск к работам на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ 24 организации.
Управление, заявляя об ограничении конкуренции среди потенциальных участников рынка по выполнению работ, являющихся предметом конкурса N 8, ссылается на проведение опроса среди указанных 24 организаций. Однако, в материалы дела представлены только два опросных листа (т. 3, л. 132, 133), из которых следует, что две организации были бы готовы принять участие в конкурсе на выполнение конкретных работ с конкретными сроками и ценой, одна из них считает, что рассматриваемая процедура ограничивает их в правах на осуществление предпринимательской деятельности. В то время как по результатам конкурса победителями по лоту N 1 являлись 19 участников, по лоту N 2- 19, по лоту N 3 - 14.
Ссылки подателя жалобы на трудности с проведением опроса остальных региональных организаций из представленного списка, и опросов организаций из других регионов, подлежит отклонению, поскольку не носят объективный характер. Сведений о поступлении жалоб от каких-либо организаций в материалы дела не представлено.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода обжалуемого решения о том, что в материалах дела не имеется документального подтверждения наличия в действиях общества нарушений, которые могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ограничению потенциальных участников конкурентного рынка на выполнение работ на объектах распределительных сетей 0,4-10 кВ и РУ 6-10 кВ, извещение о проведении конкурса содержало в себе все обязательные требования, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона N 233-ФЗ; количество участников закупочной процедуры на 2014-2016 год не было ограничено и любое заинтересованное лицо могло участвовать в конкурсе.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы управления отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 08 апреля 2016 года по делу N А52-3693/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3693/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 октября 2016 г. N Ф07-7786/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "МРСК Северо-Запада"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
Третье лицо: ПАО "МРСК Северо-Запада