город Ростов-на-Дону |
|
01 июля 2016 г. |
Дело N А53-3321/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
при участии:
от ответчика - представитель Писарев Ю.В. по ордеру N 24583 от 29.06.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Carte Blanche Greetings Ltd. на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2016 по делу N А53-3321/2016
по иску Carte Blanche Greetings Ltd
к ответчику - индивидуальному предпринимателю Бондарь Н.Н.
о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав
принятое в составе судьи Тер-Акопян О.С.
УСТАНОВИЛ:
компания Carte Blanche Greetings Ltd. обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Бондарь Наталье Николаевне о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в размере 10000 рублей (с учетом уменьшения размера требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 31).
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 16.05.2016 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что судом не установлено сходства до степени смешения между приобретенной мягкой игрушкой и изображением персонажа медвежонка Me To You Тедди. Факт неправомерного использования ответчиком персонажа и товарного знака, принадлежащего истцу, исходя из сходства объемных изображений, не доказан.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что истец является правообладателем товарных знаков N 855249 и N 862892. Незаконное использование ответчиком исключительных прав истца выразилось в реализации товара с незаконным использование товарного знака N 862892. Факт схожести товарного знака N 862892 с товаром, реализованным ответчиком, судом не устанавливался.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель компании Carte Blanche Greetings Ltd. не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Представитель ответчика в заседании доводы жалобы отклонил как несостоятельные по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, компании "Carte Blanche Greetings" Ltd. на основании свидетельства о регистрации Всемирной организации интеллектуальной собственности принадлежит исключительное право на товарный знак N 862892 "Me To You" (класс МКТУ-28 игрушки мягкие).
Внесение записи о товарном знаке N 862892 в реестр подтверждается свидетельством о регистрации товарного знака с проставленным апостилем и нотариально заверенным переводом (л.д. 11-14).
Представителем истца 19.12.2015 в магазине детских товаров, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 58, у индивидуального предпринимателя Бондарь Н.Н. приобретен товар - мягкая игрушка "Мишка".
Полагая, что в приобретенном товаре - мягкая игрушка Мишка незаконно использовано (воспроизведено) изображение товарного знака "Me To You", компания Carte Blanche Greetings Ltd. обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Истцу также принадлежит исключительное право на товарный знак, внесенный записью в Международный реестр товарных знаков Всемирной организации интеллектуальной собственности в соответствии с протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков под номерами: 855249 от 02.04.2005 (класс МКТУ 16, 28), представляющий собой изображение верхней части туловища и головы медвежонка с голубым носом, серой шерсткой и заплаткой под правым ухом.
Судом первой инстанции при оценке исковых требований сделан вывод о том, что предметом судебной защиты по настоящему спору является исключительное право истца на персонаж "медвежонок Ми ТУ Ю Тедди" (N 855249).
Однако, из содержания искового заявления следует, что основанием исковых требований является использование (воспроизведение) в товаре, реализованном ответчиком товарного знака "Me To You" N 862892.
Неправильное определение предмета настоящего спора повлекло принятие необоснованного решения.
В соответствии со статьей 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Как следует из положений статьи 1482 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.
На территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (статья 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации (пункт 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
На основании статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации), если нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено иное. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", при разрешении вопроса о том, какой стороне надлежит доказывать обстоятельства, имеющие значение для дела о защите авторского права или смежных прав, суду необходимо учитывать, что ответчик обязан доказать выполнение им требований закона при использовании произведений и (или) объектов смежных прав. Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком.
Согласно статье 5 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, участниками которой являются Российская Федерация и Великобритания, и статье 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации произведениям, созданным в Великобритании, предоставляется такой же режим правовой охраны, как и российским объектам авторского права.
Статьей 4 Мадридского соглашения о международной регистрации знаков от 14.04.1891 определено, что с даты регистрации, произведенной таким образом в Международном бюро в соответствии с положениями статей 3 и 3ter, в каждой заинтересованной Договаривающейся стране знаку предоставляется такая же охрана, как если бы он был заявлен там непосредственно.
Таким образом, вышеуказанный товарный знак, зарегистрированный под N 862892 Реестра Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности, имеет международную охрану, в том числе и на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных приказом Роспатента от 31.12.2009 N 197, обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах.
Следовательно, сравниваемые обозначения признаются тождественными, если они полностью совпадают, т.е. являются одинаковыми.
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветографического решения и др. Исходя из разновидности обозначения (словесное, изобразительное, звуковое и т.д.) и/или способа его использования, общее впечатление может быть зрительным и/или слуховым.
Сходство обозначений связано с однородностью товаров (услуг), в отношении которых обозначения заявлены (зарегистрированы). При идентичности товаров (услуг), а также при их однородности, близкой к идентичности, больше вероятность смешения обозначений, используемых для индивидуализации товаров (услуг).
Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В пункте 4.1 названных Методических рекомендаций установлено, что словесные обозначения сравниваются:
- со словесными обозначениями;
- с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Перечисленные ниже признаки сходства словесных обозначений могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 4.2 Методических рекомендаций).
Вопрос о сходстве до степени смешения является вопросом факта и может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует (пункт 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности").
На представленном в материалы дела вещественном доказательстве - мягкой игрушке Медвежонок, на задней левой лапе расположен овал с надписью "Me to You".
Шрифт надписи совпадает со шрифтом, использованным в зарегистрированном товарном знаке, звуковое и смысловое обозначение совпадают полностью.
Обозначение "Me to You" воспроизведено на товаре, идентичном выпускаемому правообладателем - мягкая игрушка медвежонок.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на представленном товаре, реализованном ответчиком, без законных оснований содержится воспроизведение товарного знака, исключительные права на который принадлежат компании, сходное до степени смешения.
Под незаконным использованием понимается использование без разрешения правообладателя в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака и сходного с ним до степени смешения обозначения на товарах, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, в том числе на этикетках, упаковках товаров, в рекламе, на официальных бланках. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы вывесок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации противоправным является использование обозначений, создающих угрозу смешения. Для признания сходства обозначения достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков (обозначений) в глазах потребителя.
Указанные выше признаки совпадения визуального и словесного обозначения свидетельствуют о противоправном использовании на представленном вещественном доказательстве товарного знака.
В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Продавцом в отношениях с потребителями, приобретающими товары в торговой сети, является организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Согласно пункту 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
В товарном чеке от 19.12.2015 в графе наименование продукции указано - мягкая игрушка "Мишка", кол-во - 1, цена - 320 рублей, а также имеется личная подпись продавца и печать индивидуального предпринимателя Бондарь Н.Н.
ИНН, указанный на печати, совпадает с ИНН ответчика.
Кроме того, в материалах дела имеется видеозапись, которая подтверждает факт приобретения спорного товара по адресу, по которому расположена торговая точка ответчика. Видеозапись произведена без нарушений законодательства и соответствует принципам относимости и допустимости доказательств.
Указанная видеозапись позволяет достоверно установить, что на ней показан именно представленный в материалы дела спорный товар, поскольку от момента приобретения до момента окончания записи игрушка постоянно находится в кадре, что исключает возможность подмены.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика заявил о том, что представленная в материалы дела видеозапись не является допустимым доказательством, поскольку произведена скрытой камерой без разрешения.
В силу статей 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации осуществление видеосъемки при фиксации факта распространения контрафактной продукции является соразмерным и допустимым способом самозащиты, и видеозапись отвечает признакам относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Сам факт приобретения истцом товара ответчик не отрицает, наличие у истца исключительных прав не оспаривает.
В силу пункта 3 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака (пункт 4 статьи 1515 Кодекса).
В рассматриваемом случае истцом заявлена к взысканию компенсация за нарушение исключительного права на товарный знак в минимальном размере - 10000 рублей, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
Возражений по размеру заявленной к взысканию компенсации ответчиком не заявлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе истца подлежат возмещению за счет ответчика.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2016 по делу N А53-3321/2016 отменить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Бондарь Н.Н. (ОГРНИП 312619313800051, ИНН 616611866044) в пользу компании Carte Blanche Greetings Ltd. (учрежденная в Англии и Уэльсе 07.06.1988 под регистрационным номером 0226525) 10000 рублей компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, 5000 рублей в возмещение оплаты государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Еремина О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3321/2016
Истец: Carte Blanche Greetings Ltd, Представителю Carte Blanche Greetings Ltd
Ответчик: Бондарь Наталья Николаевна