г. Санкт-Петербург |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А56-79166/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Слобожаниной В.Б., Сотова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Жарковым Р.П.,
при участии:
от истца: Береза В.А., доверенность от 15.12.2015,
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11315/2016) ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.21016 по делу N А56-79166/2015 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Карьероуправление "Мосавтодор"
о взыскании,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Карьероуправление "Мосавтодор" (далее - ответчик) 3 733 293 руб. 56 коп. платы за задержку вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, в соответствии с п. 18.7. договора N 4/14/6 от 20.01.2014 г. на эксплуатацию железнодорожного пути не общего пользования при станции Питкяранта.
В ходе рассмотрения дела, истец заявил об увеличении и размера исковых требований до 4 834 487 руб. 26 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.21016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик обжаловал решение суда в апелляционном порядке, просил его отменить, принять новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал по доводам жалобы, просил в ее удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направил, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 20.01.2014. между ОАО "РЖД" и открытым акционерным обществом "Карьероуправление "Мосавтодор" заключен договор N 4/14/6 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Питкяранта.
Согласно п.18.7 договора N 4/14/6 от 20.01.2014 г. между ОАО "РЖД" и ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор" достигнуто соглашение о размере и порядке взимания платы за время задержки вагонов, контейнеров, не принадлежащих Перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор".
Согласно п. 20 договора N 4/14/6 от 20.01.2014 г., предусмотренные п. 18. договора платы и сборы вносятся на ЕЛС плательщика 1000777300 в соответствии с условиями договора на организацию расчетов. Моментом оплаты считается дата поступления денег на единый лицевой счет плательщика.
В октябре - ноябре 2014 в адрес ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор" следовал 191 вагон.
Из материалов дела следует, что на момент прибытия вагонов в адрес ответчика, пути необщего пользования ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор" были заняты ранее поданными под выгрузку вагонами и грузополучателем нарушался технологический срок оборота вагонов на путях необщего пользования, фронт погрузки был занят, что подтверждается актами общей формы N 1/2774, 1/2823, 1/2834, 1/2893, 1/2836, 1/2773, 1/2892, 1/2894, 1/2821, 1/2799, 1/2772, 1/2818, 1/2759, 1/2813, 1/2833, 1/2814, 1/2827 составленными на ст. Питкяранта с актами общей формы на отказ от подписи указанных актов, подписанными представителем ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор".
По причине, зависящей от грузополучателя ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор", не выполняющего технологические сроки оборота вагонов, что повлекло, занятость выставочных путей на железнодорожном пути необщего пользования, на основании распоряжений о задержке/отправлении вагонов в пути следования, вагоны были задержаны в пути следования на промежуточных станциях Лодейное Поле, Янега, Подпорожье, Яндеба, согласно актов общей формы N 3/2244 от 27.10.14г., N 3/2246 от 27.10.14г., N 3/2248 от 28.10.14г., N 3/2258 от 28.10.14г., N 3/2235 от 26.10.14г., N 3/2242 от 27.10.14г., N 3/103 от 27.10.14г., N 3/106 от 10.11.14г., N 2/882 от 04.11.14г., N 2/892 от 11.11.14г., N 3/105 от 02.11.14г., N 3/107 от 17.11.14г., N 3/2238 от 26.10.14г., N 3/2240 от 26.10.14г., N 3/2241 от 27.10.14г., N 3/2343 от 09.11.14г., N 3/26 от 09.11.14г., N 3/27 от 20.11.14г., вследствие чего были нарушены сроки их доставки. О задержке и отправлении вагонов ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор" было своевременно уведомлено извещениями.
По фактам задержки вагонов на промежуточных станциях в соответствии со ст. 39, 119 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта", п. 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России N 26 от 18.06.03г., были составлены акты общей формы:
Из акта общей формы N 1/3202 от 22.11.2014 г., следует, что 53 вагона задержаны в пути следования на промежуточной станции Яндеба Окт., Лодейное Поле. Общее время задержки составило 585 час.
Из акта общей формы N 1/3044 от 11.11.2014 г., следует, что 45 вагонов задержаны в пути следования на промежуточной станции Лодейное Поле, Янега Окт. ж.д. Общее время задержки составило 365 час.
Из акта общей формы N 1/3141 от 18.11.2014 г., следует, что 43 вагона задержаны в пути следования на промежуточной станции Янега Окт.ж.д. Общее время задержки составило 353 час.
Из акта общей формы N 1/2911 от 29.10.2014 г., следует, что 5 вагонов задержаны в пути следования на промежуточной станции Лодейное Поле Окт.ж.д. Общее время задержки составило 22 час.
Из акта общей формы N 1/3090 от 12.11.2014 г., следует, что 45 вагонов задержаны в пути следования на промежуточной станции Подпорожье Окт.ж.д. Общее время задержки составило 167 час.
Отказ представителя ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор" от подписания актов общей формы N 1/3202, N 1/3044, N 1/3141, N 1/2911, N 1/3090 зафиксирован актами общей формы N 1/3213, N 1/3212, N 1/3232, N 1/2968, N 1/3291, подписанными представителем ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор".
В срок, установленный абзацем 4 п. 3.2.4. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 45 от 18.06.2003 г., ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор" не представлены Перевозчику разногласия или возражения на обстоятельства указанные в выше перечисленных актах.
ОАО "РЖД" начислило ответчику плату за задержку вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, по причинам, зависящим от ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор", в соответствии с п.18.7 договора N 4/14/6 от 20.01.2014 г.
Учитывая, что претензии истца остались без ответа и удовлетворения ответчиком, истец обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" составило акты общей формы о начале задержки вагонов и об окончании задержки вагонов, зафиксировавшие время начала, окончания и причины простоя прибывших в адрес ответчика вагонов.
С учетом требований статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, представленные акты общей формы являются надлежащими и достаточными доказательствами, удостоверяющими факт, причины и продолжительность нахождения вагонов на путях общего пользования.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В связи с задержкой вагонов по причинам, зависящим от ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор", ОАО "РЖД" правомерно начислило ответчику плату в соответствии с п.18.7 договора N 4/14/6 от 20.01.2014.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, доводы ответчика, указанные в отзыве и дополнениях к отзыву не свидетельствуют об отсутствии его вины в задержке вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе оставлены за подателем жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.03.2016 по делу N А56-79166/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79166/2015
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Карьероуправление "Мосавтодор"