г. Самара |
|
30 июня 2016 г. |
Дело N А55-3880/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - Кокшева А. И. (доверенность от 26.02.2016 N 2-16/08-105),
представителей общества с ограниченной ответственностью "Весна" - Антиповой С.Ю. (доверенность от29.01.2014 N 63 АА 229255), Калмыкова С.Т. (доверенность от 21.03.2016 N 183), Кувшинникова В.Ю. (доверенность от 21.03.2016 N 181),
представителей Счетной палаты Самарской области - Короткова С. В. (доверенность от 22.04.2016), Макаровой Т.В. (доверенность от 28.06.2016), Савиновой А.М. (доверенность от 14.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июня 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Счетной палаты Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2016 года по делу N А55-3880/2016 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г.Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Весна" (ОГРН 1126330001060, ИНН 6330052054), п.Безенчук, Самарская область,
третье лицо:
Счетная палата Самарской области, г.Самара,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - ответчик, ООО "Весна") о взыскании 14 082 204 руб. 48 коп., в том числе: 13 967 000 руб. - средств субсидии, 115 204 руб. 48 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами (т.1 л.д.2-6).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена - Счетная палата Самарской области (далее - третье лицо, Счетная палата) (т.2 л.д.150).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.04.2016 по делу N А55-3880/2016 в удовлетворении исковых требований отказано (т.3 л.д.83-87).
В апелляционной жалобе Счетная палата просит изменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Министерства в части возврата субсидии в размере 13 967 000 руб. (т.3 л.д.100-120).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Министерство апелляционную жалобу поддержало по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель Счетной палаты поддержал свою апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Министерства поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления в 2012 - 2014 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на проектирование, строительство и реконструкцию мелиоративных систем, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 14.02.2012 N 53 (далее - Порядок 1), ООО "Весна" предоставлена субсидия в размере 8 334 350 руб.
Денежные средства перечислены обществу по платежным поручениям от 21.11.2013 N 3559 на сумму 3 156 121 руб., от 04.12.2014 N 3178 на сумму 5 187 138 руб.
В соответствии с Порядком предоставления в 2014 - 2016 годах субсидий за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на строительство и реконструкцию мелиоративных систем, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2014 N 7, (далее - Порядок 2) ООО "Весна" предоставлена субсидия в размере 30 390 266 рублей.
Платежными поручениями от 29.10.2014 N 8338 на сумму 15 409 776 руб., от 15.12.2014 N 10146 на сумму 14 980 000 руб. обществу перечислена сумма в размере 30 390 266 руб.
Согласно пункту 6 Порядка 1, а также пункту 6 Порядка 2 субсидии предоставляются получателям при соблюдении следующего условия: отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателями в соответствии с пунктом 8 Порядка 1, пунктами 8-11 Порядка 2, а также фактов неправомерного получения субсидий.
Проверкой использования средств областного бюджета, выделенных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в 2012 -2014 годах и истекшем периоде 2015 года на мероприятия по развитию мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Самарской области, проведенной Счетной палаты Самарской области на основании пункта 1.19 плана работы Счетной палаты Самарской области, установлено, что в нарушение статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в 2013-2015 годах ООО "Весна" оплачены ООО "АгроМелиоСтрой" невыполненные работы в части:
- перемещения разработанного грунта и перемещения восстановленного грунта на сумму 3 110 тыс. рублей, неправомерно включенные в акты о приемке выполненных работ формы КС-2 от 30.09.2013 N АКТ-1-2, от 25.11.2013 N АКТ-1 -3, от 15.08.2013 N АКТ-1-1, от 31.05.2014 NАКТ-1 -4;
- возведения титульных временных зданий и сооружений в сумме 507 000 рублей, неправомерно включенные в акт о приемке выполненных работ по договору подряда от 25.03.2015 N 6.
По мнению Министерства и Счетной палаты Самарской области, ООО "Весна" в нарушение пунктов 6 Порядков 1 и 2 в 2013-2014 годах при получении субсидии в сумме 2 532 000 руб. (3 617 тыс. рублей х 70%) не исполнило условие в части достоверности сведений в документах, представленных в Министерство в соответствии с пунктами 8 Порядков 1 и 2.
Кроме того, проверкой установлено, что в нарушение пунктов 7, 8 Порядка 2 в справке-расчете от 26.09.2014 к заявлению от 01.10.2014 N 1772-с, в справке-расчете от 17.11.2014 к заявлению от 19.11.2014 N 1999-с, а также справке-расчете к заявлению от 19.11.2014 N 2000-с на предоставление субсидии в целях возмещения затрат в сумме 43 287 000 руб. на реконструкцию оросительной сети, приобретение, монтаж и подключение к оросительной сети 5 дождевальных машин на участках в границах поливных трубопроводов ПТ-25, ПТ-10, ПТ-6, ПТ-5, ПТ-4 Песочинской оросительной системы неверно применена ставка субсидии, установленная для выращивания зерновых культур (70%) (т.1 л.д.29-77).
В связи с вышеизложенным, Счетной палатой сделан вывод, что сумма субсидий в размере 13 967 000 (11 435 000 руб. + 2 532 000 руб.) рублей подлежит возврату в доход областного бюджета.
В целях соблюдения вышеуказанного порядка возврата субсидий Министерством направлено в адрес ООО "Весна" требование от 31.12.2015 N МСХ-2-16-21/5994, о возврате бюджетных средств в доход областного бюджета (т.1 л.д.21-24).
Обществом требование в добровольном порядке не исполнено, что и послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта РФ в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой, деятельность.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Частью 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Как федеральным, так и региональным законодательством установлены императивные нормы предоставления сельхозтоваропроизводителям субсидий в целях финансовой помощи. Данные правила направлены на недопущение злоупотребления указанными субъектами своими правами на получение помощи от государства.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из материалов дела видно, что Министерство обралось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "Весна" субсидии в размере 13 967 000 руб. и 115 204,48 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование своих требований ссылается на результаты контрольных мероприятий проведенных Счетной палатой, которые отражены в акте от 02.11.2015 (т.1 л.д.29-77).
ООО "Весна" возражает относительно заявленных требований, в отношении возврата полученной субсидии в размере 13 967 000 руб.
В отношении доводов Министерства, что обществом не выполнены работы в части перемещения разработанного грунта и перемещения восстановленного грунта на сумму 3 110 000 руб., поэтому неправомерно включены в акты приемки выполненных работ.
Как следует из материалов дела, затраты ООО "Весна" на перемещение разработанного грунта и перемещение восстановленного грунта в размере 3 110 000 руб. подтверждены актами о приемке выполненных работ формы N КС-2 от 30.09.2013 N 1-2, от 25.11.2013 N 1-3, от 15.08.2013 N 1-1, от 31.05.2014 N 1-4 (т. 1 л.д. 93-150, т. 2 л.д. 1-49).
Разработанный грунт объемом 14820 м3 перемещен на расстоянии 90 метров.
Данные объемы работ проверены представителями строительного контроля, о чем свидетельствуют подписи и печати на данных Актах соответствующих профильных организаций - ООО "СтройПроектСамара", ООО "Савар", которые осуществляли строительный контроль объёмов и качества работ.
Включенные в указанные акты о приемке выполненных работ объемы были выполнены на основании раздела N 2 Проекта организации строительства 07/П/13-ПОС стр.8 (ведомость основных объемов работ; раздела N 3 листы: 4,5,6,7, 07/п/13-ТРК.ОРС проектной документации (т. 2 л.д. 50-58).
В соответствии с указанным проектом, снятие растительного грунта на ширине 15 метров, растительный грунт складируют на неопределенном расстоянии от полосы отвода, в спецификации указан объем работ по грунту, соответствующий смете; перемещение грунта до 100 метров было вызвано необходимостью производства сельскохозяйственных работ в зоне размещения отвала земли и сохранения плодородного слоя почвы, который складировался в специально отведенных местах.
Проектно-сметная документация, включая смету на строительство, получила положительное заключение экспертизы N 63-1-5-0401-13 от 19.08.2013 по объекту капитального строительства "Реконструкция поливных трубопроводов в зоне НСП-1 Песочинской оросительной системы, Безенчукского района Самарской области, для орошения зерновых культур (т. 2 л.д. 61-78).
Изготовление и проверка проектной документации профильными организациями подтверждает ее соответствие градостроительному плану земельного участка, заданию на проектирование; отвечает требованиям к содержанию раздела "Конструктивные решения", соответствует действующим в РФ требованиям технических регламентов,строительным нормам и правилам; предусмотренные проектом мероприятия по охране окружающей среды разработаны в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды и природных ресурсов и направлены на предотвращение и снижение негативного воздействия проектируемого объекта на окружающую среду в периоды строительства и последующей эксплуатации.
В разделе N 2 проектной документации 07/П/13 - ПОС, на которую ссылается апеллянт в своей апелляционной жалобе, нет каких-либо указаний на протяженность и направление перемещения грунта.
При подготовке проектной документации, в ООО "ВодСпецПроект" была направлена информация о необходимости максимального сохранения посевных площадей при разработке проекта (письмо ООО "Весна"от 21.03.2013 N 25).
Законное требование заказчика выполнено за счет включения в ПСД перемещения растительного слоя грунта на расстоянии до 100 метров в полосе отвода в зоны не охватываемые сельскохозяйственным процессом.
Фактическое исполнение проектных решений проверено и подтверждено подписями и печатями представителями ООО "Строй ПроектСамара", имеющими допуск СРО для проведения строительного контроля, осуществивших строительный контроль во время производства работ на договорной основе.
В отношении доводов Счетной палаты о несоответствии объемов работ указанных в проекте организации строительства 07/П/13-ПОС и смете 07/П/13-СМ.
Фактически при детальном рассмотрении данных разделов несоответствий в объемах работ не имеется, так как оспариваемый вопрос касается только протяженности перемещения растительного грунта, которая конкретно отражена только в смете. Объема (протяженности) перемещения растительного слоя грунта в проекте организации работ нет, соответственно и сравнение ПОС и сметы не имеет доказательной базы.
Общество указывает, что не присутствуя при непосредственном производстве работ, не имея конкретных данных в одном из сравниваемых документах (ПОС), нельзя сделать вывод о несоответствии работ, зафиксированных в актах формы КС-2, Проекту организации строительства. Работы проводились в летний период, когда поля использовались под выращивание сельскохозяйственных культур, согласно законного требования ООО "Весна" проектной организацией ООО "ВодСпецПроект" в проектно-сметную документацию внесена возможность перемещения фунта на расстояние до 100 метров. Правильность изготовления ПСД подтверждена заключением государственной экспертизы. Указанные организации - ООО "ВодСпецПроект", Государственное автономное учреждение Самарской области "Государственная экспертиза проектов в Строительстве" имеют в своем штате профильных специалистов в сфере выполненных работ, необходимые разрешительные документы для своей деятельности. Фактическое исполнение работ указанных в актах формы N КС- 2 во время непосредственного производства работ подтверждено представителями ООО "СтройПроектСамара" имеющими допуск к указанному виду работ.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Министерство не представило доказательств, опровергающих доводы общества.
Таким образом, довод Министерства о неправомерности включения в акты о приемке выполненных работ формы КС-2 от 30.09.2013, N 1-2, от 25.11.2013, N 1-3, от 15.08.2013, N 1-1 от 31.05.2014 N 1-4, работ по перемещению разработанного грунта и перемещению восстановленного грунта на сумму 3 110 000 руб., правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный и не подтвержденный материалами дела.
В отношении доводов Министерства, что обществом не выполнены работы в части возведения титульных временных зданий и сооружений в сумме 507 000 руб., поэтому неправомерно включены в акт о приемке выполненных работ по договору подряда от 25.03.2015 N 6.
Как установлено судом первой инстанции, на момент проведения проверки Счетной палатой на возведение титульных временных зданий и сооружений, фактически было принято и оплачено работ в сумме 406 696,16 руб. без НДС, с НДС - 479 901,47 руб..
Данные обстоятельства подтверждаются актом приемки выполненных работ формы КС-2 от 30.06.2015 N 1 (т. 1 л.д. 93-100).
Согласно, акту осмотра от 21.10.2015 инспектором Счетной палаты Самарской области при осмотре территории, орошаемых земельных участков, в границах которых выполнены работы по реконструкции мелиоративной системы, оборудования и объектов мелиоративной системы были осмотрены, предохранительный клапан - 3 шт., опорожнительный гидрант - 3 шт., колодец железобетонный - 3 шт., три вагона-прицепа, относящиеся к нетитульным временным зданиям и сооружениям (т. 2 л.д.86-87).
Кроме того Счетной палатой Самарской области сделан вывод, что указанный участок на момент проведения настоящего осмотра не закончен строительством.
Из материалов дела видно, что согласно договора от 05.12.2014 N 17/П/14 заключенного ООО "Весна" со специализированной, имеющей допуск к указанному виду работ организацией ООО "ВодСпецПроект" - изготовлена проектно-сметная документация на объект "Реконструкция орошаемого участка в зоне НСП-1 Песоченской оросительной системы, для орошения зерновых культур, на площади 390 ГА".
23.06.2015 указанная документация получила положительные заключения государственной экспертизы N 63-1-4581-15.
В состав проектной документации входит раздел 9 "Счетная документация", в который включены затраты на временные здания и сооружения определенные по ГСН 81-05-01-2001, п.5.5 приложения 1 с применением коэффициента 0,8 в соответствии с п.2.1 порядка применения норм на реконструкцию.
В соответствии со сборником сметных норм на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстроя РФ от 07.05.2001 N 45, к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и нетитульные.
Перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных нормами сборника, приведен в Приложении N 2.
Титульными временными зданиям и сооружениям из указанного в Приложении N 2 Перечня, возводимыми и приспосабливаемыми при "Реконструкции орошаемого участка в зоне НСП-1 Песоченской оросительной системы, для орошения зерновых культур, на площади 390 га", по Акту - 1 от 30.06.2015, Договору N 6 от 25.03.2015, являются:
п.4. Перемещение деталей складских, вспомогательных, контейнерных и сборно-разборных мобильных (инвентарных) зданий и сооружений на строительную площадку, устройство оснований и фундаментов, монтаж с необходимой отделкой, монтаж оборудования, разборка и демонтаж, восстановление площадки, перемещение деталей на склад;
п.6. Временные материально-технические склады на строительной площадке открытые для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для данной стройки;
п.7. Временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, оборудования, а также для погрузочно-разгрузочных работ;
п.8. Временные производственные мастерские многофункционального назначения (ремонтно-механические);
п. 13. Временные установки для приготовления бетонных смесей;
п. 21. Временные сооружения на территории строительства, связанные с противопожарными мероприятиями;
п.24. Устройство и содержание временных, автомобильных, землевозных дорог и проездов, проходящих по стройплощадке или трассе, в т.ч. соединительных участков между притрассовой дорогой и строящимся линейным сооружением. Разборка дорог и проездов.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Весна" правомерно, на основании фактически выполненных работ включило в акт о приемке затраты по возведению титульных временных зданий и сооружений на сумму 406696,19 тыс. руб. без НДС, с НДС 479901,47 руб., руководствуясь тем, что затраты на временные и сооружения должны включаться в главу 8 сводной сметы по полной форме даже при условии частичного освоения титульных зданий и сооружений (письмо Госстроя России от 06.112003 N 10-637).
Данные затраты предусмотрены сводно-сметным расчетом N 1 от 24.06.2015, получившим положительное заключение государственной экспертизы N 63-1-4581-15 от 23.06.2015 (т.2 л.д.61-78).
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией определяющей объемы и со сметой определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете что и было выполнено.
Таким образом, работы по строительству мелиоративного объекта осуществлялись в соответствии с утвержденной, получившей положительное заключение проектно-сметной документацией, все работы выполнены в полном объеме и оплачены в соответствии со статьями 740, 746 ГК РФ.
В отношении нетитульных временных зданий и сооружений, предъявленных 21.10.2015 инспектору Счетной палаты - три строительных вагончика, которые учитываются в составе норм накладных расходов на строительные и монтажные работы (приложение 3 ГСН 81-05-01-2001).
Полный перечень работ, относящихся к титульным зданиям и сооружениям, представителями Счетной палаты в ходе проверки не запрашивался и не рассматривался.
Перечень титульных временных зданий и сооружений согласно приложению 2 ГСН 81-05-01-2001 состоит из двадцати шести пунктов. В соответствии с "Методикой определения стоимости строительной продукции на территорию Российской Федерации (МДС 81-35.2004) титульные временные здания и сооружения включены в состав сводно-сметного расчета строительства по указанному объекту. Порядок расчетов за временные здания и сооружения, установленный между заказчиком и подрядчиком, должен применяться от начала и до окончания строительства (п.п. 3.3 п.3 ГСН- 2001). При расчетах с подрядчиком ООО "Весна" затраты на титульные временные здания и сооружения оплачивались в виде процента к сумме выполнения - 3,68% согласно сводно-сметному расчету стоимости строительства составленному на основании ГСН 81-05-01-02001 п.5.5 получившему в составе проектной документации положительное заключение экспертизы N . 63-1-5-0401-13 от 19.08.2013. На момент проверки Счетной палатой 21.10.2015 на объекте незавершенного строительства присутствовали, но не были запрошены и осмотрены титульные здания и сооружения отраженные в приложении N 2 ГСН 85-05-01-2001.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Министерство и Счетная плата не представили доказательства, опровергающие доводы общества.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что доказательств, на основании которых сделан вывод, что работы не выполнены, истцом в материалы дела не представлены, следовательно правомерно отклонены как необоснованные и не подтвержденные материалами дела.
В отношении довода Министерства, что ООО "Весна" неверно применена ставка субсидии, установленная для выращивания зерновых культур (70 %).
Счетной палатой в ходе проверки установлено, что фактически 4 из 5 приобретенных дождевальных машин на участках использовались для полива овощей. В результате чего по мнения Министерства, размер предоставленных в 2014 году необоснованно завышен на 11 435 000 руб.
ООО "Весна" в обоснование своих доводов, ссылается на то, что в целом по ООО "Весна" площадь посева зерновых культур не была уменьшена, изменение в плане севооборота ("рокировка" полей д/посева зерновых и овощных культур) произошло в связи с непредвиденными обстоятельствами.
Исполнение проектов "Реконструкция поливных трубопроводов на площади 288 га. Песочинской оросительной системы Безенчукского района Самарской области, для орошения зерновых культур" и проекта "Реконструкция поливных трубопроводов в зоне НСП-1 Песочинской оросительной системы Безенчукского района Самарской области, для орошения зерновых культур", предполагало приобретение и установку дождевальных машин "Vallei" в количестве 5 штук в конце II квартала - в начале III квартала 2014 года с дальнейшим использованием для полива зерновых культур.
Как следует из материалов дела, для исполнения указанных выше работ заключены договора подряда между ООО "Весна" и строительной организацией ООО "АгроМелиоСтрой" N 6 от 25.03.2015, N 7 от 10.06.2014, N 4 от 10.06.2013, N 6 от 23.05.2014.
В свою очередь между ООО Компанией "Агротрейд" и ООО "АгроМелиоСтрой" был заключен договор поставки N 134-01 от 14.05.2014 на поставку дождевальных машин (т. 2 л.д. 92-96).
Произведена предоплата 20 % стоимости по платежному поручение N 339 от 23.05.2014 в размере 2794179,10 руб. (т. 2 л.д. 97).
В июле 2014 года контракт был расторгнут из-за невозможности поставки ДУ "Valley".
Общество в обоснование своих доводов ссылается, на то, что заключение новых договорных отношений с производителями ДУ и их поставка подразумевает длительный срок, в связи с чем общество приняло решение скорректировать агротехнический план севооборота и использовать земельные участки на ПТ-25, ПТ-10, ПТ-4, ПТ-5, общей площадью 230 га под технологическую подготовку почвы для посева овощей.
Согласно Акта об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений от 30.06.2014 на земельные участки ПТ-25, ПТ-10; ПТ-4; ПТ-5 было внесено "Калимаг" - 92,2 тн на сумму 490 466 руб. 10 коп.; "Калий хлористый" - 67,5 тн на сумму 529 131 руб. 35 коп. (т. 2 л.д. 113-114).
Согласно Акта об использовании минеральных удобрений от 31.07.2014 на земельные участки ПТ-25; ПТ-10; ПТ-4; ПТ-5 было внесено "Калимаг" - 16,34 тн на сумму 86 546 руб. 41 коп.; "Калий хлористый"- 67 тн на сумму 529 131 руб. 36 коп. (т. 2 л.д. 111-112).
Всего за период 06.2014 и 07.2014 было внесено на площадь 230 га минеральных удобрений на сумму 1 635 275 руб. 22 коп.
Одновременно обществом заключены договора от 12.09.2014 на поставку ДУ с ООО "АПХ RUS" и ООО "АгроПрайм" на поставку ДУ, которые были поставлены и установлены согласно проекта на ПТ-25 - 19.09.2014, ПТ-10 - 03.11.2014, ПТ-4 - 03.11.2014, ПТ-5 - 03.11.2014, ПТ-6 - 07.11.2014 (т. 2 л.д. 106-109).
Данные действия были предприняты обществом ввиду того, что технология возделывания зерновых не требует таких значительных финансовых вложений и использование земельных участков с внесенными минеральными удобрениями под выращивание овощей является не рациональным для экономики хозяйства.
Из пояснений ООО "Весна" следует, что в связи с пропуском сроком посева озимых культур, посев озимых культур по агротехническому плану был перенесен на сентябрь 2015 года. На ПТ-6 проведен посев овса в мае 2015 года.
Общество ссылается на то, что им обрабатывается 1 848 га пахотных земель. Все земли мелиорируемы. Из них 1104 га были реконструируемы в рамках "Программы развития мелиорации" Самарской области. Также на 354 га мелиорируемых земель организация восстановила и реконструировала поливные трубопроводы за счет собственных и кредитных средств. Магистральный трубопровод протяженностью 6 км восстановлен за счет собственных средств. При этом в целях экономической эффективности процессов производства появляется агротехнологическая необходимость корректировки плана севооборота и производить "рокировку" сельскохозяйственных участков по предполагаемым сельскохозяйственным культурам, что и было произведено на осмотренных участках реконструируемых поливных трубопроводов и дождевальных машин, когда из-за поздних сроков поставки дождевальных машин озимая пшеница была посеяна в сентябре 2014 года на тех орошаемых участках, где мелиорация была восстановлена за счет собственных и кредитных средств.
27.08.2015 в рамках проведения контрольного мероприятия "Проверка использования средств обеспечения бюджета, выделенных Министерством сельского хозяйства Самарской области в 2012-2014 гг. на мероприятия по развитию земель сельскохозяйственного назначения" сотрудниками Счетной палаты Самарской области Камышовым А.Л и Коротковым С.В. был произведен осмотр орошаемых земель сельскохозяйственного назначения реконструирования поливных трубопроводов и приобретенных дождевальных машин в границах земельных участков ООО "Весна" - где отмечено, что в границах ПТ-25 и ПТ-10 ДУ "Valley" были использованы для орошения овощей, а ДУ "Фрегат" были использованы под полив зерновых культур.
Реализация проекта "Реконструкция поливных трубопроводов на площади 288 га Песочинской оросительной системы Самарской области для орошения зерновых культур" предусматривало реконструкцию поливного трубопровода протяженностью 2 895 м., приобретение, монтаж к оросительной сети дождевальных установок "Valley" в количестве двух штук для орошения 128 га земельных площадей в границах поливных трубопроводов ПТ-25 и ПТ-10.
Как указывает общество, для орошения остальной площади в границах ПТ-25 и ПТ-10 в количестве 160 га. использовались дождевальные установки "Фрегат", приобретенные ООО "Весна" за счет собственных средств вне проекта реконструкции.
Согласно отчету ФN 1-фермер - Сведения об итогах сева под урожай 2015 год, посевные площади зерновых культур в 2015 году состояли из посевов озимой пшеницы в количестве 552 га. с урожайностью 27 ц/га; посевов овса в количестве 300 га с урожайностью 15 ц/га, посевов горчицы (сидеральные пары под посевы зерновых культур) в количестве 252 га. (т. 2 л.д. 88-91).
Таким образом, ставка субсидии 70%, установленная для выращивания зерновых культур, была правильно применена при расчете в отношении возмещения части затрат на реконструкцию оросительной сети протяженностью 2 895 м., так как поливные трубопроводы использовались для орошения большей части площади зерновых культур и обеспечивали снабжение водой дождевальные установки "Фрегат", которые располагались на концевых участках реконструируемых трубопроводов, размер предоставленной субсидии в данной части не завышен.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в данном случае нарушения Постановления Правительства Самарской области N 7 от 16.01.2014 не произошло, так как обязательства по посеву зерновых культур в 2014 году площадью 1104 га. были соблюдены в рамках Соглашений с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области. (т. 2 л.д. 117-131).
В 2015 году было введено в действие Постановление Правительства Самарской области N 723 от 12.11.2015 "О внесении изменений в отдельные Постановления Правительства Самарской области", которое вносит изменения в Постановление Правительства Самарской области от 16.01.2014 N 7 "Об утверждении Порядка предоставления в 2014 - 2016 годах субсидий за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на строительство и реконструкцию мелиоративных систем и внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 14.02.2012 N53 "О мерах, направленных на реализацию областной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 25.10.2011 N595", распространяет свое действие на отношения, возникшие с 04 августа 2015 года, предоставляет возможность сельхозтоваропроизводителям произвести перерасчет субсидий, предоставленных после 04 августа 2015 года (в целях эффективности реализации областной программы по развитию мелиорации были утверждены равнозначные процентные ставки субсидий установленные для выращивания зерновых и овощных культур).
Данное Постановление принято в целях исключения ограничений сельскохозяйственных товаропроизводителей в праве самостоятельно регулировать мероприятия по севообороту орошаемых земель.
Представителями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области совместно с заказчиком и подрядчиком осуществлялись визуальные осмотры объектов реконструкции оросительной сети, в отношении которых осуществлялось субсидирование, замечаний по объему и качеству работ, включаемых в акты приема выполненных работ не было.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области перечисление субсидий осуществлялось на основании соглашений с сельхозтоваропроизводителем ООО "Весна", после проверки документов, предоставленных ООО "Весна".
Все условия Соглашений о предоставлении в 2013-2015 годах субсидий за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на строительство и реконструкцию мелиоративных систем: от 20.10.2014 N 202, от 02.12.2014 N 220, от 02.12.2014 N 221, заключенных между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и ООО "Весна", в соответствии с Порядком предоставления в 2012-2014 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственым товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на проектирование, строительство и реконструкцию мелиоративных систем, утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 14.02.2012 N 53; Порядком предоставления в 2014-2016 годах субсидий за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на строительство и реконструкцию мелиоративных систем, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2014 N 7, были выполнены; объемы площадей посевов зерновых культур на мелиорируемых землях, были соблюдены.
Исполнение данных Соглашений начинается с момента завершения агротехнологических работ предыдущего периода на земельных участках, на которых происходила реконструкция, но не более одного года.
Строительные работы по реконструкции оросительной сети были выполнены в соответствии с проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение экспертизы (т. 2 л.д. 61-78).
В нарушение статьи 65 АПК РФ Министерство и Счетная палата не представили доказательств, опровергающих доводы общества.
В силу части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что субсидии получены обществом правомерно.
В силу статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При этом согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В ходе рассмотрения настоящего дела Министерство в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило доказательств правомерности исковых требований.
Исходя из вышеизложенного, ООО "Весна" использовало все денежные средства субсидии по целевому назначению, в соответствии с условиями соглашения, неправомерного получения средств, а также их нецелевого расходования, судом не установлено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отсутствуют основания для возврата субсидии, так как Министерство не представило убедительных доказательств, подтверждающих свои исковые требования.
Кроме того, Министерство просит взыскать с общества проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 115 204 руб. 48 коп.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Поскольку судом не установлено оснований для возврата субсидии, проценты за пользование чужими денежными средствами также не подлежат взысканию.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Счетной палатой Самарской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 апреля 2016 года по делу N А55-3880/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3880/2016
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Ответчик: ООО "Весна"
Третье лицо: Антипова Светлана Юрьевна, Счетная палата, Счетная палата Самарской области