г. Красноярск |
|
01 июля 2016 г. |
Дело N А33-21608/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" июля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу): Яхина Р.Р., представителя на основании доверенности от 22.07.2015 N 05-01/2749, служебного удостоверения,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рос-ДВ"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" апреля 2016 года по делу N А33-21608/2015, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рос-ДВ" (ИНН 2702092824, ОГРН 1022700777296) (далее - ООО "Рос-ДВ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (ИНН 2466121318, ОГРН 1042402960709) (далее - Департамент, ответчик) об оспаривании приказа от 16.06.2015 N 426 "О досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧИТ 02142 БЭ".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 апреля 2016 года по делу N А33-21608/2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Рос-ДВ" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе общество ссылается на следующие обстоятельства:
- Комиссия для рассматривания заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений и дополнений и переоформлении лицензии, а также досрочному прекращению права пользования недрами на территории Забайкальского края, по участкам, отнесенным в компетенции Управления по недропользованию по Забайкальскому краю, образованной признаком Роснедра от 07.06.2010 N 577 (далее - Комиссия) на момент рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧИТ 02142, прекратила свое действие;
- на заседание Комиссии общество не было приглашено, не были заслушаны пояснения общества, тогда как на заседании Комиссии решался вопрос, напрямую затрагивающий интересы общества; общество не получало извещение о дате, времени и месте заседания Комиссии; в настоящее время существует сложившаяся практика направления информации о приглашении недропользователя на заседание Комиссии;
- Комиссия не учла наличие предписания и срок его выполнения; кроме того, в Комиссию Росприроднадзором подлежало направить представление (предложение) о прекращении действия лицензии, а не просто акт проверки, при этом общество также должно было быть ознакомлено с указанными документами.
ООО "Рос-ДВ", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в апелляционной жалобе содержится ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, именно копий: письма Федерального агентства по недропользованию к ООО "ГПК "Лунэн" от 01.04.2015 N ЕК-04-31/3271, письма Департамента к ООО "Рос-ДВ" от 28.01.2015 N 04-04/2852, выписка из протокола от 30.07.2015 N 30, телефонограмм (2-х штук) в адрес ООО "ГПК "Лунэн".
Руководствуясь статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, в связи с отсутствием обоснования невозможности представления указанных документов в суд первой инстанции; вышеуказанные документы подлежат возвращению заявителю.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Рос-ДВ" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022700777296, являлось пользователем недр в Газимуро-Заводском районе Забайкальского края в соответствии с лицензией от 09.08.2010 серии ЧИТ N 02142 БЭ на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча россыпного золота на месторождении "Верхне-Тайнинское". Срок действия указанной лицензии был установлен до 10.08.2021.
Согласно материалам дела Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Забайкальскому краю в отношении ООО "Рос-ДВ" 30.09.2013 проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 30.09.2013 N НВЗАТ-148; обществу выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 30.09.2013 N НВЗАТ- 148/3.
Указанным предписанием на ООО "Рос-ДВ" возложена обязанность в срок до 01.11.2014 устранить нарушение пользования недрами по лицензии ЧИТ 02142 БЭ, а именно подпункта "б" пункта 4.1.1 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии ЧИТ 02142 БЭ) и пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Письмом от 16.12.2013 указанный акт проверки направлен в адрес Управления по недропользованию по Забайкальскому краю.
На заседании Комиссии, результаты которого оформлены протоколом от 28.02.2014 N 02/14, рассмотрен вопрос о нарушениях условий пользования недрами по лицензии от 09.08.2010 серии ЧИТ N 02142 БЭ, выданной ООО "Рос-ДВ" на право пользования недрами по акту проверки от 30.09.2013 N НВЗАТ-148, письму Роснедра от 22.01.2014 N 04-30/563 (вх. от 04.02.2014 N 01-421) и письму общества от 10.02.2014 (пояснения по нарушениям); установлены нарушения ООО "Рос-ДВ", отмеченные актом проверки Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю от 30.09.2013 N НВЗАТ -148 по лицензии от 09.08.2010 серии ЧИТ N 02142 БЭ, выданной ООО "Рос-ДВ" на право пользования недрами, а именно: по лицензии от 09.08.2010 серии ЧИТ N 02142 БЭ (разведка и добыча россыпного золота на месторождении "Верхне-Тайнинское" в Газимуро-Заводском районе) недропользователем не начаты геологоразведочные работы на лицензионном участке (срок не позднее 10.11.2011), нарушен подпункт "б" пункта 4.1.1 Условий пользования недрами.
На основании изложенного Комиссия решила рекомендовать Управлению по недропользованию по Забайкальскому краю принять к сведению информацию, изложенную в акте проверки Управления по недропользованию по Забайкальскому краю от 30.09.2013 N НВЗАТ-148; направить ООО "Рос-ДВ" уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по указанной лицензии лицензиату сроком на 12 месяцев для устранения указанных нарушений.
В соответствии с решением Комиссии Управлением по недропользованию по Забайкальскому краю издан приказ от 12.03.2014 N 52-п "О начале процедуры прекращения действия лицензии ЧИТ 02142БЭ, выданной ООО "РОС-ДВ", по рекомендации Комиссии, согласно которому принято решение начать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами по лицензии 02142БЭ, выданной ООО "РОС-ДВ" на право пользования недрами с целью разведки и добычи россыпного золота на месторождении "Верхне-Тайнинское" в Газимуро-Заводском районе Забайкальского края.
На основании пункта 2 приказа от 12.03.2014 N 52-п Управление по недропользованию по Забайкальскому краю направило в адрес общества уведомление от 13.03.2014 N 04-03/52-489 о начале процедуры досрочного прекращения действия лицензии, в котором обществу предложено в течение двенадцати месяцев после получения уведомления устранить допущенное нарушение и представить в Забайкалнедра информацию о принятых мерах; в уведомлении разъяснено, что в случае неустранения установленного нарушения к указанному сроку действие лицензии может быть досрочно прекращено.
С учетом получения ООО "Рос-ДВ" 25.03.2014 уведомления от 13.03.2014 N 04-03/52-489, устранить нарушения, допущенные при пользовании недрами, обществу необходимо было в срок не позднее 24.03.2015.
В связи с истечением срока, установленного для устранения нарушений, Росприроднадзором в отношении ООО "Рос-ДВ" проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 27.04.2015 N Н-056-в, отразивший невыполнение в установленный срок уведомления от 13.03.2014 N 04-03/52-489, а именно неустранение нарушений подпункта "б" пункта 4.1.1 Условий лицензионного соглашения к лицензии ЧИТ 02142БЭ.
На заседании Комиссии, результаты которого оформлены протоколом от 27.05.2015 N 10-09-34/05-15, рассмотрен вопрос о нарушениях условий пользования недрами по лицензии ЧИТ N 02142 БЭ, недропользователь ООО "Рос-ДВ"; установлено, что Управлением по недропользованию по Забайкальскому краю была проведена внеплановая документарная проверка по выполнению (невыполнению) уведомления от 13.03.2014 Л'а 04-03/52-489, о чем составлен акт от 27.04.2015 N Н-056-в; в ходе проверки установлено, что нарушение абзаца "б" подпункта 4.1.1 Условий пользования недрами не устранено в установленные строки (геологоразведочные работы по глубокозалегаюшей россыпи Верхне-Тайнинского россыпного месторождения не проведены); Комиссией отмечено, что Росприроднадзором выявлено нарушение существенных Условий пользования недрами; нарушение абзаца "б" подпункта 4.1.1 Условий пользования недрами влечет за собой прекращение права пользования недрами на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон от 21.02.1992 N 2395-1); комиссией принято решение - рекомендовать Департаменту прекратить досрочно право пользования недрами по лицензии ЧИТ 02142 БЭ, выданной ООО "Рос-ДВ" с целевым назначением: разведка и добыча россыпного золота на месторождении Верхне-Тайнинское в Газимуро-Заводском районе Забайкальского края на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 - нарушение пользователем недр существенных условий лицензии.
На основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1, учитывая рекомендации Комиссии, Департаментом приказ от 16.06.2015 N 426 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленное обществу по лицензии ЧИТ 02142 БЭ для разведки и добычи россыпного золота на месторождении Верхне-Тайнинское в Газимуро-Заводском районе Забайкальского края.
Полагая, что указанный приказ не соответствует Закону от 21.02.1992 N 2395-1, нарушает права и интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом от 21.02.1992 N 2395-1, обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (преамбула Закона от 21.02.1992 N 2395-1).
Согласно части 1 статьи 1 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 11 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", установлено, что недра в соответствии с Законом от 21.02.1992 N 2395-1 предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона от 21.02.1992 N 2395-1, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Согласно статье 12 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: 1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; 2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;
3) указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; 4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; 5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); 6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;
7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; 8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; 9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ; 9.1) условия снижения содержания взрывоопасных газов в шахте, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм при добыче (переработке) угля (горючих сланцев);
10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу положений статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 право пользования недрами прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
2) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами; 3) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; 4) в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона; 5) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Из толкования пункта 3 части статьи 20 названного Закона следует, что право пользования недрами подлежит прекращению, а не может быть прекращено (в отличие от части 2 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии).
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части второй статьи 22 Закона от 21.02.1992 N 2395-1).
Из анализа указанных норм Закона от 21.02.1992 N 2395-1 следует, что лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, принимает на себя обязанность по его исполнению.
Согласно материалам дела заявитель имел лицензию от 09.08.2010 серии ЧИТ N 02142 БЭ на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча россыпного золота на месторождении "Верхне-Тайнинское", со сроком действия до 10.08.2021.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 предусмотрено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензий.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4.1.1 Условий пользования недрами, являющихся приложением 1 к лицензии от 09.08.2010 серии ЧИТ N 02142 БЭ, по объему, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан начать разведочные работы на лицензионном участке не позднее 10.11.2011.
По пункту 10.1 Условий пользования недрами условие подпункта "б" пункта 4.1.1 Условий пользования недрами является существенным; его нарушение согласно статье 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 может повлечь досрочное прекращение права пользования недрами.
Пунктом 10.3 Условий пользования недрами предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 при невыполнении недропользователем условий пользования недрами, оговоренных в разделе 4 (в указанный раздел входит подпункт "б" пункта 4.1.1 Условий пользования недрами).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Факт нарушения ООО "Рос-ДВ" существенных условий лицензии от 09.08.2010 серии ЧИТ N 02142 БЭ (а именно подпункта "б" пункта 4.1.1 Условий пользования недрами), выразившегося в том, что обществом не начаты геологоразведочные работы на лицензионном участке в срок не позднее 10.11.2011, заявителем признается. Следовательно, у ответчика имелись законные основания для издания оспариваемого приказа.
Довод ответчика о том, что Комиссия на момент рассмотрения вопроса о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧИТ 02142, прекратила свое действие, не принимается апелляционным судом по следующим основаниям.
Последовательность и сроки действий (административных процедур) по исполнению государственных функций по осуществлению внесения изменений в лицензии на пользование участками недр, определяет Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент N 315).
В соответствии с пунктом 51 Административного регламента N 315 в целях обеспечения объективного, качественного и комплексного анализа документов, связанных с внесением изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами, в соответствии с приказом
Роснедра (его территориального органа) образуется постоянно действующий совещательный орган - Комиссия по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий.
Для рассмотрения вопросов, в том числе о досрочном прекращении права пользования недрами, на территории Забайкальского края и "ходящих в компетенцию Управления по недропользованию по Забайкальскому краю, Федеральным агентством по недропользованию создана Комиссия, состав которой утвержден приказом от 07.06.2010 N 577.
Данная Комиссия действовала с момента утверждения и до момента прекращения деятельности Управления по недропользованию по Забайкальскому краю.
Управление, как отдельное юридическое лицо, прекратило свою деятельность 14.04.2014 путем реорганизации Департамента в форме присоединения, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Вопрос о возможном прекращении права пользования по лицензии ЧИТ 02142 БЭ был рассмотрен 28.02.2014 Комиссией, состав которой, как указывалось выше, утвержден приказом Роснедра от 07.06.2010 N 577.
С учтём изложено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вопреки доводам заявителя, на момент рассмотрения вопроса в отношении лицензии ЧИТ 02142 БЭ о возможном досрочном прекращении права, Комиссия рассматривавшая его, являлась единственным уполномоченным и законным совещательным органом по принятию соответствующих решений.
В соответствии с пунктом 94 Административного регламента N 315 государственная функция по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр реализуется Роснедрами или его территориальным органом в соответствии с разграничением полномочий в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр является представление (предложение) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) с приложением копии акта соответствующей контрольной проверки и, в случае наличия, - копий сделанных предписаний по устранению выявленных нарушений, а также других материалов, оформленных по результатам проверок; данные, полученные при осуществлении полномочий Роснедр или его территориальных органов, содержащие основания для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами (подпункт 2 пункта 95 Административного регламента N 315).
По пункту 99 Административного регламента N 315 осуществление Роснедрами и его территориальными органами государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении права пользования участками недр включает в себя:
- регистрацию документов, являющихся в соответствии с пунктом 95 настоящего Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции;
- рассмотрение полученных документов, подготовка и направление комплекта документов в Комиссию по досрочному прекращению права пользования недрами в предусмотренных настоящим Административным регламентом случаях;
- рассмотрение материалов на Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами и принятие рекомендательного решения;
- принятие Роснедрами или его территориальным органом решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;
- реализацию решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В соответствии с пунктом 103 Административного регламента N 315 в случае, если началом осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении права пользования участками недр являются основания, предусмотренные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 95 настоящего Административного регламента, то должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 5 рабочих дней с момента регистрации поступивших документов направляет запрос в Росприроднадзор о предоставлении копии акта проведения проверки о выполнении условий пользования недрами по конкретному участку недр и копии предписания по устранению выявленных нарушений (в случае их отсутствия в поступившем комплекте документов) и в федеральный или территориальный фонд геологической информации о представлении копии лицензии на пользование недрами.
Пунктом 104 Административного регламента N 315 установлено, что после получения запрашиваемой информации, указанной в пункте 103 настоящего Административного регламента, должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней формирует комплект имеющихся документов и осуществляет рассмотрение данных документов на предмет наличия оснований для принятия решений о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, предусмотренных статьей 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1.
Согласно пунктам 107, 108 и 109 Административного регламента N 315 на заседаниях Комиссии принимаются рекомендательные решения о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами, прекращении (без процедуры), приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо рекомендательные решения о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
Решение Комиссии по досрочному прекращению права пользования недрами оформляется протоколом заседания Комиссии. Протокол оформляется в течение 3 рабочих дней с даты заседания Комиссии и подписывается председателем Комиссии и секретарем. Подписанный протокол в течение 2 рабочих дней направляется секретарем Комиссии в структурное подразделение Роснедр или его территориального органа, ответственное за лицензирование.
В случае рекомендации Комиссии о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 20 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии оформляет и подписывает у руководителя Роснедр или его территориального органа письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами.
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 дней с даты подписания уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях направляет указанное уведомление пользователю недр заказным письмом с уведомлением о вручении, а копию этого уведомления направляет в адрес Росприроднадзора для организации контроля за устранением выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 110 Административного регламента N 315 письменное уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях должно содержать: указание на нарушения условий пользования недрами; требования к информации об устранении нарушений, которая должна быть представлена пользователем недр, с указанием на срок исполнения; предупреждение о том, что в случае, если указанные нарушения не будут устранены в указанный в уведомлении срок, то право пользования недрами может быть досрочно прекращено.
Срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых с даты получения пользователем недр уведомления.
Согласно пункту 111 Административного регламента N 315 должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 дней с момента получения копии акта Росприроднадзора о проверке устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях, готовит комплект документов в отношении конкретного участка недр и направляет его на повторное рассмотрение Комиссии.
При этом на повторном рассмотрении материалов по досрочному прекращению, приостановлению или ограничению права пользования недрами Комиссия принимает рекомендательные решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр либо о нецелесообразности проведения указанных административных процедур (о принятии к сведению).
Пунктами 115, 116, 117 и 118 Административного регламента N 315 определено, что должностное лицо структурного подразделения Роснедр или его территориального органа, ответственного за лицензирование, в течение 7 рабочих дней с момента получения протокола заседания Комиссии, в котором выражена рекомендация о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, готовит проект приказа о досрочном прекращении права пользования недрами.
В приказе о досрочном прекращении права пользования недрами в случае, если пользователь недр в указанный в письменном уведомлении срок не устранил нарушения условий пользования недрами, указываются: 1) основание досрочного прекращения права пользования недрами в соответствии со статьей 20 Закона от 21.02.1992 N 2395-1; 2) условия досрочного прекращения права пользования участком недр; 3) указание на необходимость проведения недропользователем мероприятий в связи с досрочным прекращением права пользования участком недр, в том числе по консервации или ликвидации горных выработок и объектов инфраструктуры, а также по рекультивации нарушенных земель; 4) дата вступления в силу решения о досрочном прекращении права пользования недрами; 5) соответствующие поручения территориальным органам Роснедр (в случае если приказ издается Роснедрами) и федеральному фонду геологической информации.
Приказ о досрочном прекращении права пользования недрами подписывает руководитель Роснедр либо соответствующего территориального органа в течение 15 рабочих дней с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами в отношении конкретного участка недр.
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или соответствующего территориального органа, ответственного за делопроизводство, в течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа о досрочном прекращении права пользования недрами направляет копию соответствующего приказа в структурное подразделение Роснедр или его территориального органа, осуществляющее государственную регистрацию лицензий на пользование участками недр, федеральный и территориальный фонды геологической информации, Росприроднадзор, соответствующий налоговый орган, а также пользователю недр.
Пользователю недр копия приказа направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
Должностное лицо структурного подразделения Роснедр или территориального органа Роснедра, осуществляющее государственную регистрацию лицензий на пользование участками недр, в двухдневный срок с момента получения копии приказа делает запись в государственном реестре лицензий на пользование недрами о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
В случае принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами Роснедрами должностное лицо структурного подразделения Роснедр, ответственного за делопроизводство, направляет копию приказа в соответствующий территориальный орган Роснедр (пункт 119 Административного регламента N 315).
Таким образом, действующим законодательством детально регламентирован порядок принятия решений о досрочном прекращении права пользования участками недр Роснедрами или его территориальными органами.
До принятия указанного решения уполномоченный орган обязан соблюсти последовательность, установленную регламентом, то есть совершить ряд действий, составляющих процедуру досрочного прекращения права
В рассматриваемом случае указанный порядок рассмотрения вопроса о досрочном прекращении действия лицензии от 09.08.2010 серии ЧИТ N 02142 БЭ соблюден. Оспариваемый приказ принят ответчиком по результатам рассмотрения материалов, представленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Забайкальскому краю, в соответствии с вышеустановленным порядком и в пределах предоставленной законом компетенции.
Доказательства соблюдения ответчиком приведенных норм (направления пользователю недр уведомления о возможном досрочном прекращении права пользования недрами с указанием сроков устранения нарушений; проведения органами Росприроднадзора проверки устранения (неустранения) пользователем недр нарушений, указанных в письменном уведомлении о допущенных пользователем недр нарушениях; повторного рассмотрения материалов по досрочному прекращению права пользования недрами на Комиссии; подготовки проекта приказа о досрочном прекращении права пользования недрами, содержащего сведения, предусмотренные пунктом 116 Административного регламента N 315; подписания рассматриваемого приказа руководителем уполномоченного органа в установленный срок с момента принятия Комиссией рекомендательного решения о досрочном прекращении права пользования недрами) имеются в материалах дела.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Довод заявителя о нарушении процедуры при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами комиссией 27.05.2015 в связи с отсутствием общества при отсутствии доказательств его извещения о заседании комиссии, правомерно не принят во внимание судом первой инстанции но следующим основаниям.
Заседание Комиссии, на котором рассматривался вопрос о досрочном прекращении права пользования участком недр, предоставленного ООО "РОС-ДВ", состоялось 27.05.2015.
Приказом Федерального агентства по недропользованию от 22.12.2014 N 844 утверждено Положение о комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Забайкальского края, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Положение от 22.12.2014 N 844).
В соответствии с пунктом 6 данного Положения, комиссия вправе приглашать на заседания представителей недропользователей, иных заинтересованных лиц, вопрос по которым включен в повестку дня заседания Комиссии.
Из содержания указанного пункта следует, что действующим законодательством не установлена обязанность Роснедр уведомлять недропользователя о проведении заседаний Комиссии.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что процесс рассмотрения Комиссией вопроса об отзыве лицензии является документарным, не предполагающим заслушивание позиции недропользователя по названному вопросу.
Довод о том, что Комиссия не учла наличие предписания и срок его выполнения, также не принимается апелляционной коллегией как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, доводы общества о нарушении процедуры рассмотрения вопроса о рассмотрении вопроса об отзыве лицензии являются необоснованными, не соответствующие фактическим и правовым обстоятельствам дела.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ соответствует Закону от 21.02.1996 N 2395-1; права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 апреля 2016 года по делу N А33-21608/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел размер государственной пошлины для организаций составляет 1500 рублей. При обращении с апелляционной жалобой обществом уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 11.05.2016. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в больше размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату. Таким образом, государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату ООО "Рос-ДВ".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "20" апреля 2016 года по делу N А33-21608/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рос-ДВ" (ИНН 2702092824, ОГРН 1022700777296) из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 11.05.2016.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21608/2015
Истец: ООО "РОС-ДВ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКОМУ ОКРУГУ