г. Вологда |
|
05 июля 2016 г. |
Дело N А05-11999/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 июля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 апреля 2016 года по делу N А05-11999/2015 (судья Бекарова Е.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" (место нахождения: 163035, г. Архангельск, ул. Парковая, д. 2; ОГРН 1072901002052, ИНН 2901160290; далее - общество, ООО "Управляющая компания "Левобережье", ООО "УК "Левобережье") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания от 06.07.2015 N ОК-06/07-06/142 Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38/1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) "об устранении выявленных нарушений", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (место нахождения: 150040, г. Ярославль, просп. Октября, д. 42; ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; далее - ОАО "ТГК N 2", ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 апреля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что обязательность применения данных технического паспорта на дом при осуществлении расчетов за коммунальные услуги нигде не регламентирована. Отмечает, что на спорные нежилые помещения право собственности не зарегистрировано, лица, имеющие притязания отсутствуют, в связи с этим начисление платы за тепловую энергию на данные помещения неправомерно.
Инспекция в отзыве доводы жалобы не признала, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От ОАО "ТГК N 2" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка в целях рассмотрения обращения потребителя жилищно-коммунальных услуг дома N 43 по ул. Магистральной в городе Архангельске с жалобой на нарушения требований законодательства при определении размера платы за отопление за период с января 2012 года по апрель 2015 года. Проверка проведена на основании распоряжения от 14.05.2015 N ОК-06/01-15/1735.
При проверке правомерности определения обществом размера платы за отопление в платежных документах за расчетные периоды с января 2012 года по апрель 2015 года инспекция пришла к выводу о том, что общество допустило обсчет потребителей, проживающих в квартирах N 40, 11, 26, 37 дома N 43 по ул. Магистральной в городе Архангельске.
В ходе проведения проверки установлено, что дом N 43 по ул. Магистральная в Архангельске оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии. Согласно данным имеющегося в проверяемом периоде технического паспорта на здание общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома составляет 4167,4 кв. м (2725,6 кв. м - жилые, 1441,8 кв. м - нежилые).
Вместе с тем, расчет размера спорной платы произведен управляющей компанией исходя из общей площади всех помещений МКД равной 3530,6 кв. м (исключена площадь подвала - 637,2 кв. м), что повлекло за собой обсчет потребителей.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 10.06.2015 N ОК-06/07-01/408 и выдано предписание от 06.07.2015 N ОК-06/07-06/142, в котором обществу предписано в срок до 05.10.2015 произвести:
- потребителю, проживающему в квартире N 40 дома N 43 по ул. Магистральной в Архангельске, перерасчет платы за отопление в период с января по апрель 2015 года в размере 2356 руб. 24 коп.;
- потребителю, проживающему в квартире N 11 дома N 43 по ул. Магистральной в Архангельске, перерасчет платы за отопление в период с января 2012 года по апрель 2015 года в размере 13 417 руб. 23 коп.;
- потребителю, проживающему в квартире N 26 дома N 43 по ул. Магистральной в Архангельске, перерасчет платы за отопление в период с января 2012 года по апрель 2015 года в размере 13 944 руб. 49 коп.;
- потребителю, проживающему в квартире N 37 дома N 43 по ул. Магистральной в Архангельске, перерасчет платы за отопление в период с января 2012 года по апрель 2015 года в размере 13 989 руб. 36 коп.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании его недействительным.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Действующие в проверяемом периоде нормативные акты, принятые в соответствии с нормами статьи 157 ЖК РФ, определяющие порядок установления платы для конкретного жилого помещения в многоквартирном доме (далее - МКД) за коммунальную услугу - отопление, предусматривали в формуле расчета стоимости коммунальной услуги площадь жилых и нежилых помещений МКД.
В период до 31.08.2012 расчет осуществлялся в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с формулой, приведенной в пункте 2 Приложения 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
, (7)
где:
- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
, (8)
где:
- размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.);
- общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м);
- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Таким образом, в соответствии с Правилами N 307 при расчете стоимости коммунальной услуги по отоплению жилого помещения в МКД учитывает общая площадь помещений в МКД.
В соответствии с пунктом 3 приложения 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3:
,
где:
- объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом;
- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (в редакции Постановления Правительства от 16.04.2013 N 344, действующей с 01.06.2013), в предыдущей редакции вместо показателя в формуле применялся показатель - общая площадь всех помещений многоквартирного дома, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии. Во всех приведённых выше установленных нормативными актами формулах расчёта стоимости коммунальной услуги отопление жилого помещения в МКД учитывается общая площадь помещений в МКД.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома, содержащиеся в этом письме разъяснения не противоречат нормам ЖК РФ.
В соответствии со статьей 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Однако общество при расчете размера платы за отопление в качестве общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме считает необходимым использовать показатель 3530,6 кв. м. По мнению заявителя, в общую площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме не подлежит включению площадь подвального помещения (637,2 кв. м).
По мнению административного органа, значение - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или - общая площадь всех помещений многоквартирного дома, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается согласно данным технического паспорта (по состоянию на 05.02.1999), в рассматриваемом случае Sоб (после 01.06.2013) (в период с 01.09.2012 по 31.05.2013) (в период с 01.01.2012 по 31.08.2012) равна 4167,4 кв. м, в том числе, 2725,6 кв. м - площадь жилых помещений, 1441,8 кв. м - площадь нежилых помещений в доме.
Действительно, как следует из технического паспорта на жилой дом N 43 по ул. Магистральная, составленного по состоянию на 05.02.1999, в спорный период и на момент проведения проверки общая площадь дома составила 4167,4 кв. м, из них: площадь жилых помещений - 2725,6 кв. м, площадь нежилых помещений - 1441,8 кв. м.
Таким образом, общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 4167,4 кв. м.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что при расчете платы за отопление должен использоваться указанный в техническом паспорте показатель общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, равный 4167,4 кв. м. Расчет платы за отопление, выполненный ответчиком и приведенный в оспариваемом предписании соответствует действующему законодательству и фактическому положению дел. Общество иного расчета исходя из изложенного выше принципиального подхода к определению площади всех жилых и нежилых (или входящих в состав общего имущества) помещений МКД по изложенным в предписании периодам в материалы дела не представило.
Ссылки общества на новый технический паспорт на спорный жилой дом, составленный по состоянию на 08.09.2015, отклоняются, поскольку его данные не относятся к спорному периоду.
Таким образом, предъявление к оплате собственникам или пользователям жилых помещений в многоквартирном доме сумм по статье "отопление", превышающих размер платы, рассчитанный в соответствии с Правилами N 307, Правилами N 354 в соответствующей редакции, является нарушением установленного этими Правилами порядка ценообразования, норм статей 154, 157 ЖК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно учтено также и преюдициальное значение для разрешения настоящего дела, вступившего в законную силу судебного акта Арбитражного суда Архангельской области - решения от 22.10.2015 по делу N А05-9375/2015 с участием тех же лиц, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 22.04.2015 N ОК-03/07-06/74, касающихся обсчета потребителей, приживающих в квартире N 4 спорного дома в периоды с января 2012 года по октябрь 2013 года и с января по декабрь 2014 года.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 апреля 2016 года по делу N А05-11999/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Левобережье" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11999/2015
Истец: ООО "Управляющая компания "Левобережье"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ОАО " Территориальная генерирующая компания N 2"