Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2016 г. N Ф07-8424/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
04 июля 2016 г. |
Дело N А56-94257/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ганичевой В.А.,
при участии:
от заявителя: Альшанников Д.О., по доверенности от 30.12.2015
от ответчика: Жолобов В.С., по решению от 01.11.2015, Рассохин А.А., по доверенности от 31.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11427/2016) ЗАО "Биотранс СП" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2016 по делу N А56-94257/2015 (судья Радынов С.В.), принятое
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
к ЗАО "Биотранс СП"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941, место нахождения: 191014, г. Санкт-Петербург, ул. Чехова, д.6, лит. А, далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "БИОТРАНС СП" (ОГРН 1027800554594, ИНН 7801078523, место нахождения: 199155, г. Санкт-Петербург, ул. Железноводская, д.17/5, лит. Д, далее - ЗАО "БИОТРАНС СП", Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.03.2016 заявленные требования удовлетворены, ЗАО "БИОТРАНС СП" привлечено к административной ответственности в соответствии с названной квалификацией с назначением штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с принятым решением суда, ЗАО "БИОТРАНС СП" направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что после опломбирования технических средств, при помощи которых осуществляется передача данных о перемещении автомобиля в Автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее также - АСКП), ЗАО "Биотранс СП" было лишено возможности оказывать какое-либо влияние на их техническое состояние и работу. Недопустимо возложение на перевозчика ответственности за техническое состояние оборудования после его опломбирования уполномоченным органом и выдачи лицензии.
По мнению Общества, в законодательстве не прописан механизм взаимодействия перевозчика спиртосодержащей продукции и лицензирующего органа при обнаружении перебоев в работе указанных технических средств. Факт наличия на автотранспорте опломбированных технических средств и оборудования, что отражено в лицензии, свидетельствует о соответствии деятельности ЗАО "Биотранс СП" лицензионным требованиям. Заявителем указывается отсутствие лишь отдельных элементов информации (о начале перевозки), а также о неких "перебоях". То есть, в целом информация поступала в лицензирующий орган в соответствии с требованиями закона. Доказательств надлежащей работы средств регулирующего органа заявителем не представлено. Нестабильность работы системы АСКП подтверждается ранее направленными ЗАО "Биотранс СП" письмами, а также показаниями свидетеля Рябоконь П.Ю. Кроме того, указание Общества на несоответствие дат в протоколе об административном правонарушении и дат, указанных в распечатках Росалкогольрегулирования, оставлено судом без внимания.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 25.09.2015 N 638 (согласовано прокуратурой по решению от 28.09.2015) Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ЗАО "БИОТРАНС СП" на выполнение требований абзаца 4 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), в соответствии с которой перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Общество осуществляет деятельность на основании лицензии на перевозку нефасованной спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (бланк лицензии РА 00133П N 78ТСП0003615 от 11.04.2014, срок действия до 11.04.2019), а также лицензии на перевозку этилового спирта (бланк лицензии РА 001332 N 78ТСЭ0003616 от 11.04.2014, срок действия до 29.07.2018), выданных Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В ходе проверки установлено нарушение Обществом в процессе перевозки продукции абзаца 4 пункта 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ и пункта 7 Правил ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 688 (далее - Правила N 688), а именно:
- в перевозках от 30.07.2015 N N в АСКП:
193-37894000001236697, 209-37894000001236705, 197-37894000001236711, 197-37894000001236711, 200-37894000001236789, 208-37894000001236791, 199-37894000001236793, 231-37894000001236795. 203-37894000001236799, 277-37894000001237028, 278-37894000001237030, 280-37894000001237034, 287-37894000001237052, 305-37894000001237364, 326-37894000001237370, 325-37894000001237368, 316-37894000001237366. 339-37894000001237741, 331-37894000001237743, 308-37894000001237747, 336-37894000001237751, 335-37894000001237749, 342-37894000001237763, 337-7894000001237769, 315-37894000001237783, 311-37894000001237781, 345-37894000001237777, 229-37894000001237791, 346-37894000001237806, 348-37894000001237814, 349-37894000001237816, 381-37894000001237830, 383-37894000001238076;
- в перевозке от 24.07.2015 N 351-37894000001237812 в АСКП;
- в перевозке от 18.07.2015 N 342-37894000001237773 в АСКП
не соблюдалось требование о передаче в АСКП информации о дате и времени начала перевозки (не производилось назначение емкости к перевозке в программных средствах АСКП перевозчика до момента начала перевозки), а так же информация с координатно-временным определением местоположения, временем и местом стоянок направлялась в АСКП с перебоями;
- в перевозках от 21.07.2015 N N 230-37894000001236701, 235-37894000001236717, 282-37894000001237032, 249-37894000001237036, 309-37894000001237745, 344-37894000001237775, 318-37894000001237787, 310-37894000001237789 информация с координатно-временным определением местоположения, временем и местом стоянок направлялась в АСКП с перебоями.
Указанные факты подтверждаются данными, содержащимися в АСКП.
Данные нарушения зафиксированы Управлением в акте проверки N у2-а505/08 от 25.11.2015.
По факту выявленного нарушения в отношении Общества составлен протокол от 09.12.2015 N 08-364 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
В порядке, предусмотренном абзацем 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, заявитель направил в арбитражный суд первой инстанции материалы административного дела для рассмотрения и решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и определяя конкретную меру наказания, обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, что для юридических лиц влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается, в том числе, перевозка, на которую распространяется действие данного Закона N 171-ФЗ.
Абзацем 4 пункта 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2012 N 648, предусмотрено, что лицензионными условиями для перевозки продукции являются, в том числе: в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) технических средств, соответствующих требованиям, установленным лицензирующим органом; ж) соблюдение предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 19 Закона N 171-ФЗ требований к приобретенному основному технологическому оборудованию в целях его использования для перевозок продукции.
Согласно пункту 7 Правил N 688 в процессе перевозки продукции организации-перевозчики посредством использования технических средств регистрации обеспечивают передачу в АСКП по каждому автотранспортному средству, используемому для перевозки продукции, следующей информации:
а) пройденный маршрут перевозки продукции (координатно-временное определение местонахождения);
б) время и место стоянок автотранспортного средства (местоположение в конкретное время);
в) дата и время начала и окончания перевозки продукции;
г) адрес места начала перевозки (загрузки) продукции и адрес места доставки (выгрузки) продукции.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 688 система контроля перевозок обеспечивает сбор и систематизацию информации о перевозках продукции, указанной в пунктах 5 - 7 Правил, в целях ее использования для организации и проведения государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07.09.2012 N 258 утверждены Требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.10.2012 N 25722).
Указанным документом установлены требования к составу и техническим характеристикам специальных технических средств регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении транспортных средств, осуществляющих перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции на территории Российской Федерации по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в АСКП этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, а также к выполняемым ими функциям (далее - Требования N 258). Установлено требование по передаче данных в АСКП до 24 часов с момента осуществления конкретного действия.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Требований N 258 технические средства должны обеспечивать передачу в АСКП данных в автоматическом режиме (с использованием спутниковых навигационных систем) о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок автомобильного транспортного средства (далее - навигационные данные).
Пунктом 5 Требований N 258 установлено, что технические средства должны обеспечивать выполнение следующих функций: а) определение текущего местоположения оснащенного техническими средствами автомобильного транспортного средства по данным спутниковой навигации ГЛОНАСС и (или) GPS; б) запись и хранение навигационных данных в энергонезависимой памяти; в) передачу в АСКП навигационных данных с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 минут до 24 часов); г) запись данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в АСКП информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в АСКП записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети; д) обмен данными по протоколу GPRS TCP/IP в зоне покрытия сотовой связи.
Согласно пункту 7 Требований N 258 контроллер должен обеспечивать получение цифровых данных от технических средств с заданной периодичностью (в диапазоне от 5 секунд до 24 часов) и их запись в энергонезависимой памяти с привязкой ко времени и координатам местонахождения автомобильного транспорта.
В соответствии с пунктом 8 Требований N 258 технические средства должны осуществлять передачу сведений о перевозках продукции в АСКП, обеспечивая предотвращение искажения и подделки передаваемой информации.
Однако, в силу вышеуказанных норм в опровержение автоматических данных, представленных Управлением, Общество не представило доказательств записи данных о состоянии технических средств (данных об уровне зарядки аккумулятора, о наличии сбоев в работе технических средств) и передаваемой в АСКП информации в энергонезависимую память при потере сигнала сотовой сети с последующей автоматической передачей в АСКП записанной информации при возобновлении сигнала сотовой сети (подпункт "г" пункта 5 Требований N 258).
Убедительные доказательства того, что в указанные даты по указанным в протоколе перевозкам технические средства Общества передавали в АСКП полные информации, Общество не представило. Доводы Общества о том, что информация с координатно-временным определением местоположения, временем и местом стоянок направлялась в АСКП, но с перебоями, не зависящими от пользователя системы, обусловленные действиями третьих лиц, контрагентов "БИОТРАНС СП", предоставляющих услуги связи ПАО "МТС" и ООО "СпейсТимСервис", не содержат объяснения причин отсутствия полной информации о маршруте и выполнения названных положений Требований N 258, поскольку в силу вышеизложенного даже при перебоях в передаче информация должна записываться и храниться на источнике Общества и в дальнейшем при устранении перебоев и возобновлении сигнала передаваться контролирующему органу. Осведомленность самого Общества о перебоях в передаче данных следует из его писем заявителю.
Общество не спорит, что автоматические данные по перевозкам, на которые ссылается Управление, сопоставимы с данными Единой государственной автоматизированной системы ЕГАИС по уведомлениям о перевозках.
Показания свидетеля Рябоконь П.Ю. при отсутствии других доказательств не являются достаточным доказательством соблюдения Обществом лицензионных требований.
Доказательств невозможности соблюдения вышеуказанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, Обществом в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях Общества события и состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства дела и характер совершенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
Назначенное судом наказание в виде минимального штрафа в размере 100 000 руб. соответствует тяжести и характеру правонарушения, степени вины правонарушителя, принципам соразмерности, справедливости и индивидуализации.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не установлено.
Таким образом, материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, не допущено.
Заявителю следует возвратить из федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы, поскольку по данной категории дел она не уплачивается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2016 по делу N А56-94257/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Биотранс СП" из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 04.04.2016 N 575.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-94257/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2016 г. N Ф07-8424/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ЗАО "Биотранс СП"
Третье лицо: Рассохина А. А., Рябоконь Павел Юрьевич