г. Москва |
|
04 июля 2016 г. |
Дело N А40-75393/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Елоева А.М.,
Судей: Банина И.Н., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "РН-Транс" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2016 по делу N А40-75393/15 по иску Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" к АО "РН-Транс"
о взыскании 134 739 руб. 16 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Жмурова Л.В. по доверенности от 01.03.2016;
от ответчика: Борисов Б.Я. по доверенности от 11.01.2016;
УСТАНОВИЛ:
ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "РН-Транс" о взыскании 110 920 руб. 00 коп. основного долга и 23 819 руб. 16 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 07.04.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить в части взыскания стоимости услуг по охране груза при увеличении нормативных сроков доставки в сумме 55 460 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 11 909 руб. 58 коп.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 10.01.2012 между ФГП ВО ЖДТ России (далее Охрана) и ЗАО "Юкос-Транссервис" (после переименования - ЗАО "РН-Транс") (далее Заказчик) заключен договор на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом N N9/НОР-3/1107/ЮТС/819/2012 (далее Договор).
В соответствии с п 2.1 Договора, Охрана обязуется на основании гл. 39 ГК РФ оказывать возмездные услуги по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом в пути следования по территории Российской Федерации, а заказчик обязуется принимать и оплачивать указанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.
Согласно п.3.2.6 Договора Заказчик обязан производить оплату услуг по сменному сопровождению и охране грузов и сверхнормативной охране грузов в соответствии с разделом 4 указанного Договора.
В соответствии с п.4.4.1. Договора (в редакции протокола согласования разногласий от 10.01.2012) за оказание услуги по сменному сопровождению и охране грузов в период времени, превышающий первоначальный нормативный срок доставки грузов, с Заказчика дополнительно взимаются сборы за время сверхнормативной охраны.
Основанием для исчисления времени сверхнормативной охраны является истечение первоначального нормативного срока доставки грузов по причинам, зависящим от Заказчика, и наличие факта нарушения срока доставки грузов, оформленного актом общей формы, повлекшие за собой нарушение срока доставки. Причинами, зависящими от Заказчика, являются: - задержка груженых вагонов в пути следования (включая задержку вагонов на станции отправления после оформления перевозочного документа) по причине технической или коммерческой неисправностей вагона; - задержка груженых вагонов на станции назначения по причине отказа грузополучателя в приеме вагонов с грузом, при наличии акта общей формы.
Оплата производится по отдельно выставляемому структурным подразделением Охраны счету с указанием его платежных реквизитов и приложением документов, подтверждающих причину задержки и затраты Охраны.
Согласно п. 1.17. указанного Договора, документами, подтверждающими оказание услуги по сверхнормативной охране грузов, являются копии транспортной железнодорожной накладной; акта общей формы ГУ-23, составленного в соответствии с п. 4.4.1 Договора; акта приема (выдачи) грузов; памятки приемосдатчика формы ГУ- 45; приемо-сдаточного акта формы КЭУ-5; других документов, подтверждающих продолжительность оказания услуги по сверхнормативной охране.
В соответствии с Приложениями N 1 и N 2 настоящего Договора существует порядок передачи вагонов, контейнеров с грузами между Заказчиком и Охраной: составляется Акт приема (выдачи) вагонов, контейнеров с грузами, один экземпляр передается Охране, второй экземпляр остается у Заказчика.
Как установлено судом первой инстанции, 03.08.2012 в соответствии с указанным Договором ФГП ВО ЖДТ РФ приняло под охрану от грузоотправителя ЗАО "РН-Транс" на ст. Кашпир Куйбышевской железной дороги:
- 6 вагонов (N N 57346827, 51880250, 57196024, 51861250, 54591011. 57199051) с грузом - топливо для реактивных двигателей, по акту "приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России" серия П N 63307/2262 от 03.08.2012, отправленные до станции Лобня Московской железной дороги в адрес ЗАО "ТЗК Шереметьево" согласно дорожной ведомости Э06211051 со сроком доставки 07.09.2012.;
- 5 вагонов (N N 54703368, 58649591, 54712583, 57333767, 52113792) с грузом - топливо для реактивных двигателей, по акту "приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России" серия П N 63307/2267 от 03.08.2012, отправленные до станции Лобня Московской железной дороги в адрес ЗАО "ТЗК Шереметьево" согласно дорожной ведомости Э0645954 со сроком доставки 07.09.2012;
- 3 вагона (N N 51883031, 52130796, 73222382) с грузом - топливо для реактивных двигателей, по акту "приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП ВО ЖДТ России" серия П N 63307/2261 от 03.08.2012, отправленные до станции Лобня Московской железной дороги в адрес ЗАО "ТЗК Шереметьево" согласно дорожной ведомости ЭО621018 со сроком доставки 07.09.2012.
08.09.2012 согласно акту общей формы N 798, составленного на основании приказа о задержке поезда N 124 от 08.09.2012, вышеуказанные вагоны поставлены на простой на ст. Икша МЖД по неприему поезда станцией назначения на территории России по причине, зависящей от грузополучателя (ЗАО "ТЗК Шереметьево").
Согласно акту общей формы N 818 от 14.09.2012 поезд, в составе которого находились указанные вагоны, был отправлен со станции Икша МЖД, и 14.09.2012 указанные вагоны прибыли на ст. Лобня Московской железной дороги, о чем свидетельствуют отметки в графе "календарные штемпеля" в железнодорожных ведомостях Э06211051, Э0645954. ЭО621018.
15.09.2012 в 17 час. 30 мин. вагоны N N 57346827, 51880250, 57196024, 51861250, 54591011, 57199051 (дорожная ведомость ЭО6211051), 52130796, 73222382 (дорожная ведомость ЭО621018) сданы согласно акту выдачи N17304/2722 от 15.09.2014.
17.09.2012 в 05 час, 30 мин вагоны N N 51883031 (дорожная ведомость ЭО621018), 54703368, 58649591, 54712583, 57333767, 52113792 (дорожная ведомость Э0645954) сданы согласно акту выдачи N17304/2740 от 17.09.2012.
Согласно п. 1.16 Договора время сверхнормативной охраны - время, исчисляемое с 00.00 часов суток, следующих за днем истечения первоначального нормативного срока доставки грузов, до момента выдачи грузов грузополучателю либо перевозчику по акту приема (выдачи) грузов.
Таким образом, согласно документам в период с 00 час. 00 мин. 08.09.2012 до 17 час. 30 мин. 15.09.2012, т.е. в течение 7 суток и 18 часов, ФГП ВО ЖДТ России производило в пути следования сверхнормативную охрану 8 вагонов (N N 57346827, 51880250, 57196024, 51861250, 54591011, 57199051 (дорожная ведомость ЭО6211051), 52130796, 73222382 (дорожная ведомость ЭО621018)) с грузом - топливо для реактивных двигателей; в период с 00 час. 00 мин. 08.09.2012 до 05 час. 30 мин. 17.09.2012, т.е. в течение 9 сут. 6 час, ФГП ВО ЖДТ России производило в пути следования сверхнормативную охрану 6 вагонов ('N N 51883031 (дорожная ведомость ЭО621018), 54703368, 58649591, 54712583, 57333767, 52113792 (дорожная ведомость Э0645954)) с грузом - топливо для реактивных двигателей.
Указав на то, что ФГП ВО ЖДТ России выполнило свои договорные обязательства по сверхнормативной охране вагонов, при этом заказчиком оплата за сверхнормативную охрану груза не произведена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кроме того, истцом указывается, что ФГП ВО ЖДТ России, не являясь участником отношений по перевозке охраняемого им имущества, лишено какой-либо возможности влиять на задержку вагонов, контейнеров с грузами в пути их следования, определять условия перевозки, более того, условиями заключенного Договора не предусмотрено прекращение охраны вагонов, задержанных в пути следования Перевозчиком по каким-либо причинам.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 утверждены Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охраной грузоотправителей.
Согласно пункту 2 Правил N 38 сменное сопровождение производится непрерывно и осуществляется ведомственной охраной.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 38 при перевозке грузов между станциями отправления и назначения в пределах Российской Федерации сменное сопровождение осуществляется на всем пути следования, от момента приема груза к перевозке до момента их выдачи грузополучателю.
В соответствии с п. 61 Приложения N 3 к Приказу Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38 "Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования" топливо для реактивных двигателей требует обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
Согласно п.7.1.9. Приказа N К-10/324 от 29.11.2011 "О введении в действие Ставок сбора за услуги ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом на 2012 год" в случае превышения первоначального установленного нормативного срока доставки груза, указанного в перевозочном документа, структурным подразделением ФГП ВО ЖДТ России с заказчика услуг по сменному сопровождению и охране грузов взимается дополнительная плата за сверхнормативную охрану грузов, указанная в Разделе 5 приложения N2 к приказу, которая составляет 800 руб. в сутки.
В соответствии с п.6.2. Порядка определения и исчисления времени оказания услуг по сверхнормативной охране грузов Приказа N К-10/324 от 29.11.2011 время сверхнормативной охраны рассчитывается в сутках, при охране грузов, менее суток, сбор взимается исходя из расчетной почасовой ставки, считая неполный час полным.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что задолженность Ответчика составляет 110 920 руб.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 18.09.2012 по 23.04.2015 в размере 23 819 руб. 16 коп.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив все представленные доказательства в совокупности с учетом положений ст. 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает, что ответчик ссылается на расчет, произведенный исходя из ставки 400 руб. за вагон в сутки, применяемой в расчете за увеличение сроков доставки грузов, тогда как в рамках рассматриваемого спора истцом заявлено требование, связанное с оплатой за сверхнормативной охраны грузов, которая составляет 800 руб. в сутки.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.2016 по делу N А40-75393/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "РН-Транс" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75393/2015
Истец: ФГП ВО ЖДТ России
Ответчик: АО "РН-Транс", ЗАО "РН-Транс"