г. Челябинск |
|
04 июля 2016 г. |
Дело N А07-30409/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2016 по делу N А07-30409/2015 (судья Айбасов Р.М.).
В судебном заседании принял участие представитель:
акционерного общества Башкирское специальное конструкторское бюро "Нефтехимавтоматика" - Камаев В.Р. (доверенность от 10.08.2015).
Открытое акционерное общество Башкирское специальное конструкторское бюро "Нефтехимавтоматика" (в настоящее время акционерное общество Башкирское специальное конструкторское бюро "Нефтехимавтоматика", далее - АО БСКБ "Нефтехимавтоматика", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, ответчик), в котором просит в целях урегулирования спора, возникшего при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:0029, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, пр-т Октября, 149, пункт 2.1 договора изложить в следующей редакции: "Цена участка в соответствии с пунктом 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации составляет 495 871 руб. 99 коп." (с учётом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьёй 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, т. 1, л. д. 124).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее также - Управление, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.04.2016 (резолютивная часть объявлена 06.04.2016) исковые требования удовлетворены: суд урегулировал разногласия, возникшие между обществом и Администрацией, предписав пункт 2.1 договора о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:0029, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, пр-т Октября, 149, изложить в редакции общества: "Цена участка составляет 495 871 руб. 99 коп. (четыреста девяносто пять тысяч восемьсот семьдесят один руб. 99 коп.)".
С вынесенным решением не согласилось третье лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Управление (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм и процессуального права. Так, Управление указывает, что согласно постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А07-934/2015 общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации 27.11.2014. Следовательно, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом данного заявления.
Отзывы на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились. С учетом мнения представителя истца и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указал на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании плана приватизации, утвержденного заместителем председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью от 13.09.1995 (т. 1, л. д. 57-61), общество является собственником нежилых строений - инженерно-лабораторных корпусов, количество этажей - 4, подземные: подвал, общей площадью 5421 кв. м, литеры А, А1, Б, Б1, В, В1, Д, инвентарный N 791, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, Октябрьский пр-т, д. 149, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.04.2002 серии 02-УФ N 195355 (т. 1, л. д. 56).
Указанный объект находится на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020215:29.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2014 по делу N А07-8828/2014 (т. 1, л. д. 92-100) отказано в удовлетворении заявления общества о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженного в письме от 30.05.2011 N ИА-53/8405, о предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:0029, площадью 3195 кв. м, в связи с пропуском обществом процессуального срока для обращения в суд.
Из решения следует, что ОАО БСКБ "Нефтехимавтоматика" является собственником нежилых строений - инженерно-лабораторных корпусов, подвала, общей площадью 5421 кв. м, расположенных по адресу: г. Уфа, пр-т Октября, 149. Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, рассмотрев обращение общества о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:0029, площадью 3195 кв. м, в своем письме от 30.05.2011 N ИА-53/8405 сообщило, что испрашиваемый земельный участок попадает на территорию общего пользования, также земельный участок в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 06.07.2010 N 27/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" находится в границах территорий, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд. В этой связи Министерство сообщило ОАО БСКБ "Нефтехимавтоматика" об отсутствии оснований для предоставления вышеуказанного земельного участка в собственность.
Также в рамках дела N А07-934/2015 постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 был признан недействительным отказ Администрации в предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29, площадью 3195 кв. м, выраженный в письме от 25.12.2014 N 29404, как не соответствующий пунктам 1, 6 статьи 36 и пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации. На Администрацию была возложена обязанность в месячный срок со дня принятия постановления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность, и в пятнадцатидневный срок со дня принятия названного решения направить в адрес общества проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29, площадью 3195 кв. м (т. 1, л. д. 105-113).
В данном постановлении арбитражный суд апелляционной инстанции, среди прочего, указал, что 27.11.2014 общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29 в собственность. Письмом от 25.12.2014 N 29404 Администрация сообщила заявителю об отказе в предоставлении земельного участка, мотивируя отказ тем, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий, в силу чего земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность. Также решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.12.2010 N 32/15 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (в редакции Решения от 18.12.2013 N 26/10) утвержден Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено отсутствие спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29 в вышеуказанном Перечне. Доказательства того, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зарезервированных земель, заинтересованным лицом не представлены, в силу чего оснований для применения положений подпункта 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации в настоящем случае не имеется. С учетом отсутствия доказательств того, что в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, утверждены документы территориального планирования, в соответствии с которыми планируемые (изменяемые, вновь образуемые) красные линии определены таким образом, что спорный участок полностью либо частично входит в состав земель общего пользования, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности выраженного в письме от 25.12.2014 N 29404 отказа Администрации в предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29.
Исполняя указанное решение суда, ответчик предоставил истцу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29, расположенного по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский р-н, пр-т Октября, д. 149, в котором в пункте 2.1 указал стоимость земельного участка 14 214 906 руб. 45 коп. (т. 1, л. д. 13-15).
Истец, получив и рассмотрев проект договора купли-продажи земельного участка, не согласился с пунктом 2.1 в части определения выкупной стоимости земельного участка. Для согласования условий договора купли-продажи истец 12.11.2015 направил ответчику протокол разногласий к договору купли-продажи (т. 1, л. д. 10).
Письмом от 14.12.2015 N Н-7044 Администрация отказала обществу в согласовании условий договора в редакции, предложенной покупателем (т. 1, л. д. 11, 12).
Истец, полагая, что выкупная цена земельного участка должна указываться в договоре в редакции, предложенной истцом, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования АО БСКБ "Нефтехимавтоматика", арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 названного Кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из материалов настоящего дела следует, что между сторонами возник преддоговорной спор по условию договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29, приобретаемого истцом в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), относительно цены выкупа земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, в данном случае нежилые строения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 указанной статьи в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли- продажи, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: 20 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенных норм права следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности, собственником которых стало лицо, претендующее на выкуп земельного участка. Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Аналогичное толкование пункта 1 статьи 2 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2009 N 14649/08.
Из материалов настоящего дела следует, что находящийся на спорном земельном участке объект недвижимости - инженерно-лабораторный корпус был отчужден в собственность обществу из государственной собственности.
С заявлением о выкупе указанного выше земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец впервые обратился до 01.07.2012 года, о чем свидетельствует ответ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.05.2011 N ИА-53/8405.
Управление в апелляционной жалобе указывает, что моментом обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность является 27.11.2014, что установлено постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А07-934/2015, имеющим преюдициальное значение. Соответственно, по мнению третьего лица, выкупная стоимость земельного участка должна определяться на момент обращения общества от 27.11.2014.
Указанный довод нельзя принять в качестве обоснованного.
Как верно отмечено арбитражным судом первой инстанции в обжалуемом решении, при рассмотрении дела N А07-934/2015 не исследовались основанные на доказательствах фактические обстоятельства, связанные с подачей истцом ранее иных (кроме 27.11.2014) заявлений о приобретении земельного участка в собственность, поскольку данные обстоятельства не являлись юридически значимыми для рассмотрения спора о правомерности отказа Администрации.
Отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30.05.2011 N ИА-53/8405, оспоренный обществом в рамках дела N А07-8828/2014, и отказ Администрации от 25.12.2014 N 29404, явившийся предметом спора по делу N А07-934/2015, имели одинаковые основания, что следует из содержания судебных актов по названным делам. Иное Администрацией не доказано.
При этом постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А07-934/2015 отказ Администрации был признан недействительным.
Таким образом, истец первоначально обратился с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29 еще до 01.07.2012.
При этом общество ранее обращалось с заявлением о выкупе земельного участка в надлежащий орган, что следует из статьи 25.2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", действовавшей в момент подачи обществом соответствующего заявления.
Как отмечено выше, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.10.2014 по делу N А07-8828/2014 было отказано в удовлетворении заявления общества о признании незаконным отказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, выраженного в письме от 30.05.2011 N ИА-53/8405, о предоставлении в собственность обществу земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:0029, площадью 3195 кв. м, лишь в связи с пропуском обществом процессуального срока для обращения в суд.
Указанное обстоятельство, по мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, не свидетельствует о том, что истцом утрачено предоставленное законом право на выкуп земельного участка по льготной цене.
Исходя из названного, цена выкупаемого земельного участка должна определяться в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Соответственно, при урегулировании разногласий по договору купли-продажи выкупная цена должна быть определена исходя из кадастровой стоимости в размере 19 834 879 руб. 50 коп. на момент обращения общества с заявлением о выкупе, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 28.03.2016 (т. 1, л. д. 125).
Таким образом, выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020215:29 должна составлять 495 871 руб. 99 коп., что составляет 2,5 % кадастровой стоимости участка, равной 19 834 879 руб. 50 коп.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм закона и не опровергают выводы арбитражного суда первой инстанции, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2016 по делу N А07-30409/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-30409/2015
Истец: АО БАШКИРСКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "НЕФТЕХИМАВТОМАТИКА", ОАО БАШКИРСКОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "НЕФТЕХИМАВТОМАТИКА"
Ответчик: Администрация ГО город Уфа Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: УЗИО г. Уфы, Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан