г. Москва |
|
05 июля 2016 г. |
Дело N А41-4243/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Гамолиной Ю. А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Территориального управления Росимущества в Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица по делу - Управления Росреестра по Московской области: Курбанов К.А. (по доверенности от 27.04.2016 73/Д, по удостоверению ТО 022742),
от третьего лица по делу - Администрации городского округа Краснознаменск: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от третьего лица по делу - ПАО "Газпром": Юлчебаев А.Ю. (по доверенности от 05.12.2015 N 847).
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управление Росимущества в Московской области и Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11.04.2016 по делу N А41-4243/16, принятое судьей А.О. Уваровым, по заявлению Территориального управление Росимущества в Московской области к Управлению Росреестра по Московской области, третьи лица: Администрация городского округа Краснознаменск, публичное акционерное общество "Газпром",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества по Московской области (далее - ТУ Росимущества в МО) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, Управление Росреестра по МО), в котором просит суд (с учетом уточнений):
1. Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области от 19.10.2015 г. N 50-50/001-50/001/004/2015-9325 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кн 50:51:0020101:720, площадью 1663 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Краснознаменск, ул. Минская, дом 1в, под размещение газораспределительной станции N 180.
2. Обязать Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кн 50:51:0020101:720, площадью 1663 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Краснознаменск, ул. Минская, дом 1в, под размещение газораспределительной станции N 180.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2016 года по делу N А41-4243/16 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020101:720, изложенный в письме от 19 октября 2015 года N 50-50/001-50/001/004/2015-9325. В удовлетворении остальной части заявления отказал (л.д. 57-60).
Не согласившись с указанным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявления, ТУ Росимущества в МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Управление Росреестра по МО, не согласившись с решением суда первой инстанции в части удовлетворения заявления также обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ТУ Росимущества в МО, администрации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по МО, поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в части удовлетворенного требования отменить, в удовлетворении заявления полностью отказать. Возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ТУ Росимущества в МО.
Представитель ПАО "Газпром" поддержал позицию ТУ Росимущества в МО, против удовлетворения апелляционной жалобы Управления Росреестра по МО возражал.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежит отмене в обжалуемой ТУ Росимущества в МО части.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпром" на праве собственности принадлежит здание ГРС N 180 "Голицыно", площадью 99 кв. м, инв. N 0028-17, лит.1Б, о чем в ЕГРП сделана запись регистрации N 50-50-20/115/2006-245 от 18.10.2006 года.
Данный объект расположен на земельном участке с кн 50:51:0020101:720, площадью 1663 кв. м, категория земель- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, разрешенное использование- под размещение здания газораспределительной станции N 180.
09.09.2015 в Управление Росреестра по Московской области сотрудником ОАО "Газпром" Арнаутовой А.Н. действующей на основании доверенности от имени Территориального управления ФАУГИ в Московской области подано заявление о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок с приложением необходимых документов.
Сообщением от 19.10.2015 г. N 50-50/001-50/001/004/2015-9325 ТУ ФАУГИ в Московской области отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, поскольку земельный участок не относится в силу закона к землям федеральной собственности, документы, подтверждающие возникновение данного права у Российской Федерации, не представлены.
Полагая, что данный отказ нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суд первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным отказа управления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020101:720, изложенный в письме N 50-50/001-50/001/004/2015-9325, однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требования об обязании Управления Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее закон о регистрации) в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно статьям 16-18 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 69-ФЗ газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Федерального закона N 69-ФЗ федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций - собственников Единой системы газоснабжения, организаций - собственников региональных систем газоснабжения, организаций - собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
Как установлено судом, на земельном участке с кадастровым номером 50:51:0020101:720, площадью 1 663 кв.м., располагается газораспределительная станция N 180.
Указанный объект принадлежит на праве собственности ПАО "Газпром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-HАN 1386346, и используется для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, которые входят в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, газопроводам-отводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что вышеуказанный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поскольку на этом участке расположен объект недвижимости, который принадлежит субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
В связи с тем, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020101:720, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации прав, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный выше земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части признания незаконным отказа управления в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020101:720, изложенного в письме N 50-50/001-50/001/004/2015-9325, подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Вместе с тем, арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для обязания регистрирующего органа зарегистрировать право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:51:0020101:720, сделанным со ссылкой на то, что площадь вышеназванного земельного участка (1 663 кв.м.) существенно превышает площадь строения, расположенного на нем, а обоснования необходимости использования такой площади заявителем не представлено.
Указывая на несоразмерность площадей земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости, используемого для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения, суд первой инстанции не учел, что Федеральный закон N 122-ФЗ не предусматривает такого основания для отказа в государственной регистрации права.
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в указанных размерах.
Кроме того, указанное судом первой инстанции основание не было приведено в обжалуемом отказе Управления Росреестра по Московской области.
Данная правовая позиция согласовывается с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27 мая 2016 года по делу N А41-37227/15.
Учитывая изложенное выше, заявленные ТУ Росимущества в Московской области требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2016 года по делу N А41-4243/16 отменить в обжалуемой Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области части.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кн 50:51:0020101:720, площадью 1 663 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Краснознаменск, ул. Минская, д. 1в, с разрешенным использованием - размещение здания газораспределительной станции N 180.
В остальной части решения суда первой инстанции оставить изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4243/2016
Истец: Территориальное управление Росимущества в Московской области
Ответчик: Управление Федеральной слубы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Краснознаменск Московской области, Администрация городского окуруга Домодедово Московскоой области, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА", ПАО "Газпром", Управление Федеральной слубы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области