Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти по договору газоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
05 июля 2016 г. |
Дело N А12-6905/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Курышовой Е.В.
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Газпром газораспределение Волгоград" Афанасьевой Т.В., действующей по доверенности от 19.06.2016 N юр818/16, представителя комитета тарифного регулирования Волгоградской области Орловой В.В., действующей по доверенности от 25.02.2016 N 11,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Волгоград" (403003, Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, пер. Красного октября, д. 27, ОГРН 1023402971514, ИНН 3443013847)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 апреля 2016 года по делу N А12-6905/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Волгоград" (403003, Волгоградская область, Городищенский район, р.п. Городище, пер. Красного октября, д. 27, ОГРН 1023402971514, ИНН 3443013847)
к комитету тарифного регулирования Волгоградской области (400050, г. Волгоград, ул. Рокоссовского, д. 62),
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось акционерное общество "Газпром газораспределение Волгоград" (далее - АО "Газпром газораспределение Волгоград", заявитель) с заявлением к комитету тарифного регулирования Волгоградской области (далее - комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 04.02.2016 N 03-08/16-022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Газпром газораспределение Волгоград" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, удовлетворить заявленные требования.
Комитет возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Газпром газораспределение Волгоград" является субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории Волгоградской области.
Во исполнение приказа председателя комитета от 28.09.2015 N 184-ВН "Об утверждении перечня субъектов контроля, подлежащих систематическому наблюдению и анализу за соблюдением стандартов раскрытия информации на 4 квартал 2015 года" 29 декабря 2015 комитетом проведено систематическое наблюдение и анализ за соблюдением АО "Газпром газораспределение Волгоград" положений Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам" (далее - Постановление N 872) в период с 01.01.2015 по 29.12.2015.
В ходе проведения контрольных мероприятий проанализированы содержание официального сайта АО "Газпром газораспределение Волгоград" (www.34gaz.ru), а так же факты соблюдения сроков сообщений АО "Газпром газораспределение Волгоград" о размещении информации на официальном сайте заявителя, предусмотренной Стандартами в комитет.
В результате контрольных мероприятий административным органом выявлены нарушения сроков сообщения о размещении информации, предусмотренной подпунктом "к" пункта 11 Стандартов.
Приказом комитета от 28.01.2015 N 2/2 внесены изменения в постановление комитета от 14.11.2014 N 45 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Волгоград" на 2014 - 2015 годы", которое опубликовано на официальном сайте (ссылка: http://34gaz.ru/disclosure/19891/19813/).
Крайний срок опубликования изменений на сайте АО "Газпром газораспределение Волгоград" - 04 февраля 2015 года. Крайний срок уведомления комитета о размещении информации АО "Газпром газораспределение Волгоград" на официальном сайте - 11 февраля 2015 года.
Сообщение о размещении указанной информации направлено АО "Газпром газораспределение Волгоград" 03 марта 2015 года исх. N АР-04/1099, в комитет поступило 10 марта 2015 года с нарушением срока сообщения о размещении указанной информации на 13 рабочих дней.
Приказом комитета от 31.03.2015 N 10/7 внесены изменения в постановление комитета от 14.11.2014 N 45 "Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО "Газпром газораспределение Волгоград" на 2014 - 2015 годы", которое опубликовано на официальном сайте (ссылка: http://34gaz.ru/disclosure/19891/19813/).
Крайний срок опубликования изменений на сайте АО "Газпром газораспределение Волгоград" - 07 апреля 2015 года. Крайний срок уведомления комитета о размещении информации АО "Газпром газораспределение Волгоград" на официальном сайте - 14 апреля 2015 года.
Заявителем сообщение о размещении указанной информации направлено 17 апреля 2015 года исх. N АР-04/2065, в комитет указанное сообщение поступило 22 апреля 2015 года с нарушением срока сообщения о размещении указанной информации на 6 рабочих дней.
Приказом комитета от 11.02.2015 N 3/1 внесены изменения в постановление комитета от 30.12.2014 N 57/10 "Об утверждении стандартизированных тарифных ставок для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сети газораспределения ОАО "Газпром газораспределение Волгоград", которое опубликовано на официальном сайте (ссылка: ttp://34gaz.ru/disclosure/l 9891/19813/).
Крайним сроком опубликования изменений на сайте АО "Газпром газораспределение Волгоград" является 18 февраля 2015 года. Крайний срок уведомления комитета о размещении информации АО "Газпром газораспределение Волгоград" на официальном сайте - 25 февраля 2015 года.
Административным органом установлено, что АО "Газпром газораспределение Волгоград" сообщение о размещении указанной информации направило в комитет 03 марта 2015 года исх. N АР-04/1099, указанное сообщение поступило в комитет 10 марта 2015 года.
Таким образом, срок сообщения о размещении указанной информации нарушен на 8 рабочих дней.
Административный орган квалифицировал допущенное нарушение по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
22 января 2016 года административным органом в присутствии представителя Афанасьевой Т.В. составлен протокол об административном правонарушении, которым зафиксировано допущенное правонарушение (т.1. л.д.77-79). О дате, времени и месте составления протокола заявитель уведомлён надлежащим образом (т.1 л.д.141-142).
04 февраля 2016 года административным органом вынесено постановление N 03-08/16-022 о привлечении АО "Газпром газораспределение Волгоград" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей. О дате, времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заявитель уведомлён надлежащим образом (т.1 л.д.80, т.2 л.д.16).
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Нарушений административным органом не допущено.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины АО "Газпром газораспределение Волгоград", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности и отсутствия оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным в соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Субъектом данного административного правонарушения является юридическое лицо, на которое нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов возложена обязанность по представлению в орган государственного регулирования тарифов сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию, а также государственного контроля за применением тарифов.
На основании N 872 субъекты естественных монополий, оказывающие услуги по транспортировке газа по трубопроводам, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее - субъекты естественных монополий) обязаны раскрывать информацию о своей деятельности в порядке и сроки в соответствии с указанным постановлением.
В соответствии с пунктом 3 стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденных Постановлением N 872 (далее - Стандарты), субъектами естественных монополий информация раскрывается путём опубликования на официальном сайте субъекта естественных монополий и (или) ином официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа неограниченного круга лиц к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий независимо от цели получения указанной информации.
В силу подпункта "б" пункта 8 Стандартов изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, на официальном сайте - в течение 5 дней со дня принятия решения о внесении изменений.
Пунктом 7 Стандартов установлено, что субъекты естественных монополий в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации сообщают о её размещении (с указанием официальных печатных изданий и (или) адреса официального сайта) федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, в нарушение подпункта "к" пункта 11 информация о плате за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставках, определяющих её величину, в отношении которых осуществляется государственное регулирование доведена до потребителей и сообщена в комитет с нарушением срока.
В силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае вина АО "Газпром газораспределение Волгоград" заключается в том, что при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для выполнения установленной обязанности, им не были приняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения сроков сообщения о размещении информации.
Апелляционной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что комитетом превышены полномочия при привлечении комитета к административной ответственности.
Пунктом 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" предусмотрено, что государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий осуществляется органами государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, утвержденными постановлением Правительства РФ 28.09.2010 N 764 контроль в отношении субъектов регулирования, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расположенным в пределах территории субъекта Российской Федерации, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3). При этом контроль осуществляется, в том числе, в такой форме как систематическое наблюдение и анализ информации применительно к подпунктам "а" - "е" пункта 4 настоящих Правил. Пунктом 7 названных Правил предусмотрено, что Систематическое наблюдение и анализ информации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 7 настоящих Правил, осуществляются в порядке, утвержденном органом по контролю.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных указывающих на наличие административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 23.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 19.7.1 об административных правонарушениях.
Таким образом, превышения полномочий административным органом не допущено.
АО "Газпром газораспределение Волгоград" полагает, что административный состав может образовываться только в случае нарушения заявителем установленного пунктом 7 Постановления N 872 пятидневного срока со дня опубликования информации, а именно, если срок между размещением информации в официальном печатном издании и датой направления сообщения в Комитет превысит 5 рабочих дней.
Кроме того, ссылаясь на часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации АО "Газпром газораспределение Волгоград" обращает внимание, что неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и считают, что только после официального опубликования тарифного решения Комитета у заявителя появляются сведения, необходимые для раскрытия, возникает возможность указать источник официального опубликования решения органа регулирования об установлении платы на технологическое присоединение.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Стандартами установлено, что субъектами естественных монополий информация раскрывается путём:
а) опубликования на официальном сайте субъекта естественных монополий и (или)
ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации;
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации,
распространяемых в субъектах Российской Федерации, на территории которых субъекты естественных монополий оказывают регулируемые услуги по транспортировке газа по трубопроводам.
В случае если информация размещается субъектом естественных монополий только на выбранном им официальном сайте, он обязан опубликовать сведения об этом в официальных печатных изданиях со ссылкой на соответствующий официальный сайт.
На территориях, где отсутствует доступ к сети Интернет, информация раскрывается путём опубликования в официальных печатных изданиях в полном объеме.
Субъекты естественных монополий в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации сообщают о её размещении (с указанием официальных печатных изданий и (или) адреса официального сайта) федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации.
Изменения, внесённые в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация:
а) в течение 30 дней со дня принятия решения о внесении изменений - в официальных печатных изданиях;
б) в течение 5 дней со дня принятия решения о внесении изменений - на официальном сайте.
Таким образом, субъекты естественных монополий, оказывающие услуги по
транспортировке газа по трубопроводам, обязаны раскрывать информацию, предусмотренную Стандартами, а также изменения, внесённые в раскрытую информацию, в сроки установленные Стандартами, на официальном сайте организации, в печатных изданиях, а также сообщать в орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, об опубликовании информации в каждом информационном ресурсе (сайт, печатное издание).
АО "Газпром газораспределение Волгоград" вменяется нарушение срока сообщения в комитет о размещении информации на официальном сайте организации. В ходе проведения контрольных мероприятий оценка соблюдения срока сообщения в комитет о размещении информации в официальном печатном издании не давалась и не вменяется заявителю.
Также в данном конкретном случае речи о применении неопубликованного нормативного правового акта (начисление потребителям платы за услуги по транспортировке газа по трубопроводам) не идёт. Постановлением Правительства Российской Федерации N 872 установлена обязанность субъекта естественной монополии опубликовать информацию (на сайте и (или) в печатном издании), предусмотренную Стандартами, то есть довести до потребителя не зависимо от цели её получения в установленные пунктом 8 Стандартов сроки.
Таким образом, АО "Газпром газораспределение Волгоград" обоснованно привлечено комитетом к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правомерным является и вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершённого заявителем правонарушения малозначительным.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.
Суд апелляционной инстанции считает, что обстоятельства, свидетельствующие об исключительности случая совершённого АО "Газпром газораспределение Волгоград" деяния, отсутствуют.
Как верно указал суд первой инстанции, существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причинённого непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания для переоценки данного вывода суда первой инстанции отсутствуют.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятого решения. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.04.2016 по делу N А12-6905/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-6905/2016
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛГОГРАД"
Ответчик: Комитет тарифного регулирования Волгоградской области