Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2016 г. N 09АП-24833/16
г. Москва |
|
04 июля 2016 г. |
Дело N А40-7638/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2016 по делу N А40-7638/16, принятое судьей Блинниковой И.А. (шифр судьи 120-43)
по заявлению 1) ООО "Нома Петролиум"; 2) ООО "Даэрс-финанс"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным решение от 25.12.2015 N 10006000/400/251215/Т0031/000, о признании недействительным акт от 25.12.2015 камеральной таможенной проверки N 10006000/400/251215/А0031, на основании которого принято обжалуемое решение, о признании незаконным требование об уплате таможенных платежей от 13.01.2016 г. ,
при участии:
от заявителя: |
1) Василевич А.А. по дов. от 02.11.2015, 2) Грушенков К.Н. по дов. от 11.01.2016; |
от заинтересованного лица: |
Вольвач И.В. по дов. от 11.01.2016, Шахназарян Л.Ф. по дов. от 11.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нома Петролиум" и ООО "Даэрс-финанс" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными требования Центральной энергетической таможни (далее - таможенный орган, ответчик) от 13.01.2016 N 1/2, о признании незаконным решение от 25.12.2015 N 10006000/400/251215/Т0031/000, о признании недействительным акт от 25.12.2015 камеральной таможенной проверки N 10006000/400/251215/А0031, на основании которого принято обжалуемое решение.
Решением суда от 30.03.2016 заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал незаконным решение от 25.12.2015 N 10006000/400/251215/Т0031/000, признал незаконным требование об уплате таможенных платежей от 13.01.2016 N 1/2. В части признания недействительным акта камеральной таможенной проверки от 25.12.2015 N 10006000/400/251215/А0031 производство по делу прекратил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражал против изложенных в жалобе доводов, представил отзыв на жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 15.01.2016 Центральная энергетическая таможня в порядке части 4 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" направила таможенному представителю ООО "Даэрс-финанс" требование об уплате таможенных платежей от 13.01.2016 N 1/2 (исх. N 01-21/209 от 15.01.2016) в связи с нарушением положений и требований статей 176, 181, 183, 188 Таможенного кодекса Таможенного союза при перемещении через таможенную границу товаров, заявленных в таможенной декларации 10006021/300515/0002683.
В обоснование заявленного требования Центральная энергетическая таможня в пункте 4 апелляционной жалобы дословно приводит содержание страниц 4, 5, б, 8, 9 акта камеральной таможенной проверки N 10006000/400/251215/А0031 от 25.12.2015, который был исследован в судебном заседании Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-7638/2016-120-43.
В апелляционной жалобе, равно как в акте камеральной таможенной проверки N Ю006000/400/251215/А0031 от 25.12.2015 Центральная энергетическая таможня сознательно подменяет понятия "товар, подлежащий таможенному декларированию, декларируемый товар" и "фактически вывезенный товар".
В соответствии со статьей 163 Таможенного кодекса Таможенного союза для убытия с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Таможенного союза. Таким образом, вывозу товаров Таможенного союза/российских товаров с таможенной территории Таможенного союза должно предшествовать таможенное декларирование данных товаров и принятие компетентным таможенным органом решения о выпуске товаров в соответствии заявленной таможенной процедурой.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в декларации на товары указываются, в том числе в кодированном виде, помимо прочих, сведения о количестве товаров в килограммах (вес брутто и вес нетто) и других единицах измерения. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых в отношении декларируемых товаров заполнена таможенная декларация, к которым помимо прочих относятся документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы (подпункты 2, 3 пункта пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза). Пунктом 3 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаяx^ предусмотренных законодательством государств - членов Таможенного союза - после выпуска товаров.
Особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в случае, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования, установлены статьей 194 Таможенного кодекса Таможенного союза. Порядок таможенного декларирования товаров путем подачи неполной декларации на товары установлен статьей 212 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, также говорится о декларируемом товаре, в частности в соответствии с Порядком заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории (раздел III Инструкции) при декларировании товаров, помимо прочих, в таможенной процедуре экспорта в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТЫ ВЭД ЕАЭС, а также грузовых местах.
В соответствии с Порядком заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории (раздел III Инструкции) при декларировании товаров, помимо прочих, в таможенной процедуре экспорта в графе 35 декларации на товары указывается в килограммах масса "брутто" товара, сведения о котором указываются в графе 31 ДТ, в графе 38 указывается в килограмма масса "нетто" декларируемого товара, в том числе для товара, перемещаемого без упаковки (насыпом, наливом, навалом), - общая масса товара.
В соответствии с Порядком заполнения ДТ на товары, вывозимые с таможенной территории (раздел III Инструкции) при декларировании товаров, помимо прочих, в таможенной процедуре экспорта в графе 42 декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ, в том числе указывается признак, подтверждающий представление либо непредставление документа при подаче ДТ, порядок внесения записи об обязательстве декларанта представить недостающие документы с указанием даты, а также указываются, помимо прочих, номера (регистрационные номера) и даты (при наличии дат) транспортных (перевозочных) документов, по которым будет осуществляться международная перевозка), номер и дата документа, подтверждающего совершение внешнеэкономической сделки, либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки, номера и даты коммерческих документов, имеющихся в декларанта (счет на оплату и поставку товаров, счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс) и др.).
Что касается вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза, то в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 164 Таможенного кодекса Таможенного союза товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру. Товары Таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров. В соответствии с Порядком подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330, при убытии товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза таможенному органу места убытия представляются, помимо прочих, транспортные (перевозочные) документы на товары, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза.
При убытии (фактическом вывозе) товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза коммерческие документы (счет на оплату и поставку товаров, счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс) таможенному органу не представляются. Аналогичные требования установлены Порядком действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденным Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327, в соответствии с которым для подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации таможенному органу представляются, помимо прочих, таможенная декларация или ее копия, заверенная в установленном порядке, и экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации. Данным Порядком представление таможенному органу коммерческих документов (счета на оплату и поставку товаров, счеты-фактуры (инвойса), счета - проформы (проформы-инвойса) не предусмотрено.
30.05.2015 таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" от имени и по поручению декларанта ООО "Нома петролиум" в соответствии со статьей 212 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311 - ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Южному энергетическому таможенному посту Центральной энергетической таможни была подана неполная декларация на товары. На особенности
таможенного декларирования товара таможенным представителем ООО "Даэрс-финанс" было указано графе 7 декларации на товары.
В данной таможенной декларации таможенному органу были заявлены сведения о вывозимом в соответствии с договором международной купли-продажи товаров от 20.05.2015 г. N 150520/01 российском товаре: тяжелые дистилляты, топлива жидкие для прочих целей, мазуты (прямогонный мазут топочной марки М-40) производства ООО "Славянск-ЭКО", код ТН ВЭД ЕАЭС 2710 196 40 1, всего 23 000 тонн нетто, стоимостью 7 860 250 долларов США. Необходимые для исчисления вывозной таможенной пошлины сведения о количестве товара в графах 35, 38 неполной декларации на товары были заявлены на основании коммерческого счета N КО-150520/01-01 от 26.05.2015, представленного таможенному органу при подаче данной неполной декларации на товары. В отношении транспортных (перевозочных) документов в графе 44 неполной декларации на товары была внесена запись об обязательстве их представления до 13.07.2015. В день подачи неполная декларация на товары была зарегистрирована Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни (присвоен регистрационный номер N 10006021/300515/0002683) и выпущена в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта.
Судом первой инстанции правомерно признаны необоснованными выводы Центральной энергетической таможни, изложенные в акте камеральной таможенной проверки N 10006000/400/25215/А0031 от 25.12.2015, решении по результатам таможенной проверки N 10006000/400/251215/Т0031/000 от 25.12.2015, о нарушении ООО "Нома петролиум" положений и требований статей 181, 183, 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций", а также несоблюдения условий подачи неполной декларации на товары, установленных статьей 212 Федерального закона от 27.11.2010 N 311 - ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований в апелляционной жалобе Центральная энергетическая таможня указала, что при подаче неполной декларации на товары N 10006021 / 300515 / 0002683 вывозная таможенная пошлина была исчислена и уплачена по ставке, действующей на 30.05.2015, - 88,5 долларов США за тонну, однако в связи с тем, что датой погрузки части заявленного в неполной таможенной декларации N 10006021/300515/0002683 товара в количестве 13 840,23 тонн на борт танкера "ЗЕАМЕКСИКУ" и фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза является 04.06.2015 исчисление и уплата вывозной таможенной пошлины в отношении данной части должно быть произведено по ставке, действующей на 4 июня 2015 года - 109,7 долларов США за тонну. По мнению Центральной энергетической таможни, данное требование установлено пунктом 4 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Данный довод апелляционной жалобе незаконен в силу прямого противоречия таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле, Центральная энергетическая таможня сознательно вводит суд в заблуждение.
К отношениям в связи с подачей неполной декларации на товары, регулируемым статьей 212 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не применяются отношения в связи с временным периодическим таможенным декларированием вывозимых товаров Таможенного союза, регулируемым статьей 214 данного Федерального закона.
В решении от 30.03.2016 по делу N А40-7638/2016-120-43 Арбитражный суд г. Москвы обоснованно указал, что с учетом того, что регистрация таможенным органом неполной таможенной декларации N 10006021/300515/0002683 не была отменена, в рассматриваемом случае применению подлежат положения пункта 1 статьи 77 и/или пунктов 4, 5 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с которыми сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, меры таможенно-тарифного регулирования применяются не на день фактического пересечения товарами таможенной границы 4 июня 2015 года, а на день регистрации таможенным органом неполной декларации на товары N 10006021/300515/0002683 - 30.05.2015.
В решении от 30.03.2016 по делу N А40-7638/2016-120-43 Арбитражный суд г. Москвы обоснованно указал, что с учетом недоказанности перемещения ООО "Нома петролиум" товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, требование Центральной энергетической таможни исчислить в неполной декларации на товары N 10006021 / 300515/ 0002683, зарегистрированной и выпущенной таможенным органом 30.05.2015, вывозную таможенную пошлину по ставке, действующей на 04.06.2015, незаконно в силу прямого его противоречия императивным положениям статей 77, 81 Таможенного кодекса Таможенного союза
В обоснование заявленных требований Центральная энергетическая таможня в апелляционной жалобе ссылается на неопубликованное распоряжение ФТС России от 12.06.2011 N 118-р "Об утверждении методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела". Данный довод апелляционной жалобы Центральной энергетической таможни незаконен в силу прямого противоречия таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлены правомочия вышестоящего таможенного органа или вышестоящего должностного лица таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Таможенного союза или законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
С учетом пункта 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с даты регистрации 30 мая 2015 года и присвоения Южным энергетическим таможенным постом Центральной энергетической таможни регистрационного номера N 10006021/300515/0002683 неполная декларация на товары, поданная в отношении вывозимых в соответствии с договором международной купли-продажи товаров от 20.05.2015 N 150520/01 23 000 тонн прямогонного мазута топочной марки М-40, производства ООО "Славянск-ЭКО", свидетельствует о фактах,: имеющих юридическое значение. Ни Центральной энергетической таможней, ни Федеральной таможенной службой в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" регистрация неполной декларации на товары N 10006021/300515/0002683, равно как решение о выпуске данной неполной декларации на товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой экспорта не отменялись.
Ни Центральной энергетической таможней, ни Федеральной таможенной службой в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не принимались новые решения о необходимости подачи новой таможенной декларации в отношении части или всего ранее заявленного в неполной декларации на товары N 10006021/300515/0002683 прямогонного мазута топочной марки М-40, производства ООО "Славянск-ЭКО", вывозимого в соответствии с договором международной купли-продажи товаров от 20.05.2015 N 150520/01.
Распоряжение ФТС России от 12.06.2011 N 118-р "Об утверждении методических рекомендаций по проведению ведомственного контроля решений, действий (бездействия) в области таможенного дела" не прошло государственную регистрацию, обязательную в соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009. Незарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации и не опубликованное в установленном порядке распоряжение ФТС России от 12.06.2011 N 118-р никакие обязанности для юридических лиц и организаций, не входящих в структуру таможенных органов Российской Федерации, не создает. Ни статья 99 Таможенного кодекса Таможенного союза, ни статья 24 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", не допускают установление таможенными органами, включая Федеральную таможенную службу, обязанностей лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таможенного союза, путем издания методических рекомендаций. Непредусмотренное Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, незарегистрированное и не опубликованное в установленном порядке распоряжение ФТС России от 12.06.2011 N 118-р не может являться основанием для отмены решения от 30.03.2016 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-7638/2016-120-43.
В обоснование заявленного требования Центральная энергетическая таможня указывает на невозможность исчислить размер вывозной таможенной пошлины при отсутствии перевозочного (транспортного) документа на дату подачи и регистрации неполной декларации на товары. Данный довод апелляционной жалобы Центральной энергетической таможни незаконен в силу прямого противоречия таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
По результатам судебного разбирательства Арбитражным судом г. Москвы были признаны необоснованными изложенные в акте камеральной таможенной проверки N 10006000/400/25215/А0031 от 25.12.2015, решении по результатам таможенной проверки N 10006000/400/251215/Т0031/000 от 25.12.2015 выводы Центральной энергетической таможни о невозможности исчислить размер вывозной таможенной пошлины при отсутствии перевозочного (транспортного) документа на дату подачи и регистрации неполной декларации на товары.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, с учетом и в смысловой связи с подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 подпунктами 2, 3 пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза Таможенным кодексом Таможенного союза в графах 35, 38 неполной декларации на товары сведения о массе "брутто" и "нетто" вывозимых декларируемых товаров указываются на основании документов, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а также и иных коммерческих документов, имеющихся я в распоряжении декларанта: транспортных (перевозочных) документов. Принимая во внимание, что в коммерческих документах российской стороны внешнеэкономической сделки содержатся сведения о количестве поставляемых иностранному покупателю российских товаров, в том числе в силу прямого установления подпунктом 6 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности продавца указать в выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав счете-фактуре, помимо прочих, количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-Фактуре товаров (работ, услуг), исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания), отсутствие у декларанта (таможенного представителя) транспортных (перевозочных) документов на момент таможенного декларирования вывозимых товаров не препятствует заполнению неполной декларации на товары, исчисления в ней вывозной таможенной пошлины по специфическим ставкам, подаче неполной декларации на товары таможенному органу и ее регистрации таможенным органом. Отсутствие на дату таможенного декларация товаров транспортных (перевозочных) документов, которые при подаче неполной декларации на товары по установленной форме декларант обязуется представить позднее, не препятствует исчислению вывозной таможенной пошлины по специфической ставке.
Подача неполной декларации на товары N 10006021 /300515/ 0002683 сопровождалась представлением таможенному органу коммерческого счета N РО-150520/01-01 от 26.05.2015, сведения о котором указаны графе 44 неполной декларации на товары. В коммерческом счете N РО-150520/01-01 от 26.05.2015, выставленном ООО "Нома петролиум" иностранному покупателю, указаны, помимо прочих, сведения о количестве (23 000 тонн) поставляемого в соответствии с договором международной купли-продажи товаров N 150520/01 от 20.05.2015 прямогонного мазута М-40. Сведения в коммерческом счете N РО-150520/01-01 от 26.05.2015 о количестве поставляемого товара корреспондируют сведениям о весе брутто и нетто, заявленным в графах 35, 38 неполной декларации на товары N 10006021/300515/0002683.
В решении от 30.03.2016 по делу N А40-7638/2016-120-43 Арбитражный суд г. Москвы указал" что в соответствии с порядком заполнения графы 44, установленным Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в данной графе неполной декларации на товары N 10006021/300515/0002683 содержится обязательство декларанта представить недостающие коносаменты до 13 июля 2015 года, поскольку на дату подачи и регистрации неполной декларации на товары N 10006021 / 300515/0002683 ни декларант, ни таможенный представитель сведениями о номере/номерах данных документов не располагали и не могли располагать, принимая во внимание, что погрузка вывозимых российских товаров в трюмы транспортного средства международной перевозки производилась 31.05.2015 и 03.06.2015. В решении от 30.03.2016 г. по делу N А40-7638/2016-120-43 Арбитражный суд г. Москвы указал, Что составление капитаном танкера "8ЕАМЕКС1ШУ" коносамента/ коносаментов после погрузки российских товаров на борт соответствует положениям пункта 1 статьи 142 Кодекса торгового мореплавания.
Что касается транспортных (перевозочных) документов, то как указано в пункте 1 настоящего отзыва в соответствии с Порядком подтверждения таможенным органом, расположенным в месте убытия, фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 330, Порядком действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденным Приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327, они обязательны при убытии товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза в количестве, не превышающем заявленное в момент их помещения под определенную таможенную процедуру, и подтверждении их фактического вывоза.
По результатам судебного разбирательства, на основании представленных в материалы дела сторонами доказательств в решении от 30.03.2016 по делу N А40-7638/2016-120-43 Арбитражный суд г. Москвы обоснованно указал, что сведения о количестве товара, являющегося предметом договора международной купли-продажи товара, в первую очередь указываются в коммерческих документах, имеющихся у декларанта: счете на оплату и поставку товаров, счете-фактуре, счете-проформе. Арбитражный суд г. Москвы признал необоснованным довод Центральной энергетической таможни о невозможности исчисления размера вывозной таможенной пошлины при отсутствии перевозочного (транспортного) документа на дату подачи и регистрации неполной декларации на товары.
Произвольное толкование Центральной энергетической таможней таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле не может являться основанием для отмены решения от 30.03.2016 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-7638/2016-120-43.
В обоснование заявленных требований Центральная энергетическая таможня в апелляционной жалобе приводит содержащуюся на странице 3 акта от 25 декабря 2015 года камеральной таможенной проверки N 10006000/400/251215/А0031, страницах 1, 2 решения N 10006000/400/251215/Т0031/000 от 25.12.2015 хронологию погрузки товара на борт танкера "ЗЕАМЕКС1ШУ" 31.05.2015, 03.06.2015. Данные сведения недостоверны и не подтверждаются приобщенными к материалам арбитражного дела N А40-7638/2016-120-43 имеющими отношение к прибытию, погрузке, перемещению и убытию танкера "8ЕАМЕКС1ЖУ" письменными доказательствами, представленными Центральной энергетической таможней. При этом в нарушение части 5 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Центральной энергетической таможней не приложен обязательный надлежащим образом заверенный перевод на русский язык исполненных полностью или в части на иностранном языке письменных доказательств.
Из представленных Центральной энергетической таможней материалов следует, что порожний танкер "8ЕАМЕКС1ЖУ" пришел из порта Марсашлокк (Мальта) в порт Новороссийск 24 мая 2015 года; в 04.54 судно легло в дрейф (т.д. 5 л.д. 67). Заявление капитана о приходе в морской порт России N 246/2169 для швартовки к причалу N 6 нефтегавани "Шесхарис" (т.д. 5 л.д. 77) было зарегистрировано в 01.30.2015 31.05.2015.
27.05.2015 капитаном танкера "ЗЕАМЕКС1ЖУ" было подано, портом принято уведомление о готовности судна (т.д. 6 л.д. 44, 64). Ориентировочная дата постановки судна под погрузку указана 27 - 28 мая 2015 года (в зависимости от погодных условий).
С 27.05.2015 по 30.05.2015 танкер "8ЕАМЕЯС1ЖУ" ожидал разрешение на заход в порт Новороссийск; разрешение было получено вечером 30.05.2015 танкер "ЗЕАМЕКСШУ". Приход судна в порт Новороссийск был зарегистрирован в 00 час. 10 мин. 31.05.2015.
31.05.2015 судовым агентом "Алмар Сервисиз" было подано ОСТП N 1 Южного энергетического таможенного поста ЦЭТ уведомление о прибытии судна б/н от 31.05.2015, в котором сообщалось, что прибывший 24.05.2015 из порта Марсашлокк (Мальта) порожний танкер "ЗЕАМЕКС1ЖУ" должен убыть 31.05.2015.
В соответствии с поданным АО "Транснефть-сервис" поручением на погрузку N 86/1 М пришвартованный к причалу N 6 нефтегавани "Шесхарис" морского порта Новороссийск 31.05.2015 танкер "ЗЕАМЕКС1ШУ" в 01 час. 30 мин. начал погрузку товара, которая продолжалась до 12.00 местного времени. В 12 час. 00 мин. погрузка была прервана в связи со штормовым предупреждением N 103, которое действовало 31.05.2015 с 11 час. 50 мин. до 19 час. 20 мин. местного времени. В 16 час. 30 мин. местного времени погрузка была завершена (т.д. 2 л.д. 54, 56, т.д. 4 л.д. 21, 22, 25, 28). В течение дня в танки 1-6 танкера, за исключением танка 4Р, было погружено 9 159,77 тонн мазута.
Капитаном судна были составлены коносаменты от 31.05.2015 N 1, 2. До истечения срока, указанного в уведомлении о прибытии судна, в 23 час. 40 мин. 31.05.2015 был зарегистрирован отход танкера "ЗЕАМЕКСТЛЯУ". В 02 час. 24 мин. 01.06.2015 танкер "ЗЕАМЕКС1ШУ" встал на якорную стоянку (лег в дрейф) в ожидании дальнейших указаний. Было подано уведомление о готовности судна. Ориентировочная дата постановки судна под погрузку указаны 02.06.2016 - 03.06.2015 года (в зависимости от погодных условий).
В 14 час. 20 мин. 01.06.2015 танкер "8ЕАМЕКС1ЖУ" приступил к внутренней перекачке загруженного мазута; перекачка была завершена в 00 час. 01 мин. 02.06.2015.
В 01 час. 06 мин. 03.06.2015 танкер "ЗЕАМЕКСШУ" 9 159,77 тоннами ранее загруженного мазута пришвартовался к причалу N 7 нефтегавани "Шесхарис" морского порта Новороссийск (т.д. 5 л.д. 59, 61), который с 06.40 1 июня 2015 года до 22.20 02.06.2015 был занят танкером "ВАТ_1С1".
Приход судна в порт Новороссийск был зарегистрирован в 01.30 3 июня 2015 года. На танки 23, 2Р, 48, 4Р, в которых находились 9159,77 тонн мазута, загруженных в первый заход в морской порт Новороссийск, были наложены таможенные обеспечения ФТС N 05468. Предыдущий порт в общей декларации судна указан Новороссийск. Аналогичные сведения о предыдущем порте указаны в заявлении капитана о приходе в морской порт России N 253/2211 от 03.06.2015 г. (т.д. 5 л.д. 75), уведомлении о прибытии судна б/н от 03.06.2015.
В соответствии с поданными АО "Транснефть-сервис" поручениями на погрузку N0 88/1 М, 88/2 М, 88/3 М от 02.06.2015 N 88/4 М от 03.06.2015 в 03.00 03.06.2015 танкер "8ЕАМЕ&С11КУ" начал погрузку товара, которая продолжалась до 23.36 того же дня. Всего 03.06.2015 на борт танкера "ЗЕАМЕКС1ЖУ" было загружено 22 204,581 тонна мазута о чем капитаном судна были составлены коносаменты от 03.06.2015 N 3, N 4, 5, 6. Из общего количества товара, загруженного 03.06.2015, 13 840,230 тонн мазута были заявлены в неполной декларации на товары N 10006021/300515/0002683, 7 000,00 тонн мазута были заявлены во временной таможенной декларации N 10006021/300515/0002684 (т.д. 7 л.д. 56), 1 364,351 тонны мазута были заявлены во временной таможенной декларации N 10006021/020605/0002747.
Итого, из загруженных 31.05.2015 и 03.06.2015 31 364, 351 тонны мазута по коносаментам N 1, 2 от 31.05.2015, N 3 от 03.06.2015 г. приняты к перевозке 23 000,00 (6 900,00 + 2 259,770 + 13 840,230) тонн мазута (неполная декларация на товары N 10006021/300515/0002683), по коносаментам N 4, 5 от 03.06.2015 приняты к перевозке 7000,00 тонн мазута (временная таможенная декларация N 10006021/300515/0002684), по коносаменту N 6 от 03.06.2015 г. приняты к перевозке 1 364,351 тонны мазута (временная таможенная декларация N 10006021/020605/0002747), на что указано в декларации о грузе, поданной капитаном танкера "ЗЕАМЕКС1ЖУ" (т.д. 5 л.д. 49).
4 июня 2015 г. танкер "ЗЕАМЕКС1ЖУ" убыл за пределы таможенной территории Таможенного союза.
Приход танкера "8ЕАМЕКС1ЖУ" в морской порт Новороссийск и его выход из морского порта Новороссийск, швартовки к причалам N 6, 7 нефтегавани "Шесхарис" морского порта Новороссийск были надлежащим образом формализованы в соответствии с требованиями обязательных постановлений в морском порту Новороссийск, утвержденных приказом от 12.08.2014 N 223 Министерства транспорта Российской Федерации.
В силу изложенного довод апелляционной жалобы Центральной энергетической таможни о выходе танкера "8ЕАМЕКС1ШУ" за пределы таможенной территории Таможенного союза в период с 1 по 3 июня 2015 года необоснован, находящимися в материалах дела письменными доказательствами данный довод Центральной энергетической таможни не подтверждается.
В обоснование заявленных требований в апелляционной жалобе Центральная энергетическая таможня ссылается на судебные акты, в которых она участвовала в качестве одной из стороной.
Данные судебные акты не имеют преюдициального значения по арбитражному делу N А40-7638/2016-120-43, сторонами которого являются ООО "Нома петролиум", ООО "Даэрс-финанс" и Центральная энергетическая таможня и по которому оспаривается законность требования таможенного органа об уплате таможенных платежей в связи с подачей неполной декларации на товары в соответствии со статьей 212 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", поскольку:
- сторонами арбитражного дела N А40-74959/2014-144-395 являлись ОАО "НОВАТЭК" и Центральная энергетическая таможня; по делу оспаривалась законность требования таможенного органа об уплате таможенных платежей в связи с подачей таможенной декларации в общем порядке, без применения особенностей таможенного декларирования (стр. 5 решения от 11,09.2014);
- сторонами арбитражного дела N А40-53659/2014-149-456 являлись ООО "ЛАК-Интернешнл" и Центральная энергетическая таможня; по делу оспаривалась законность решения таможенного органа об уплате таможенных платежей в связи с подачей таможенной декларации в общем порядке, без применения особенностей таможенного декларирования (стр. 2 решения от 30.06,2014);
- сторонами арбитражного дела N А40-174358/2013-158-1589 являлись ООО "Уфимское производственное предприятие" и Центральная энергетическая таможня; по делу оспаривалась законность требований об уплате таможенных платежей в связи с подачей таможенной декларации в общем порядке, без применения особенностей таможенного декларирования (стр. 2, 3 решения от 06.02.2014);
- сторонами арбитражного дела N А40-36260/2013-119-354 являлись ООО "Алекс" и Центральная энергетическая таможня; по делу оспаривалась законность требований об уплате таможенных платежей в связи с подачей таможенной декларации в общем порядке, без применения особенностей таможенного декларирования (стр. 3 решения от 28.05.2013);
- сторонами арбитражного дела N А40-86349/2011-119-730 являлись ООО "ТАИФ-НК" и Центральная энергетическая таможня; по делу оспаривалась законность требований об уплате таможенных платежей в связи с периодическим таможенным декларированием товаров заявителя по делу (статья 138 Таможенного кодекса Российской Федерации, утратил силу с 29 декабря 2010 года) (стр. 2 решения от 07.12.2011 г.).
Принимая во внимание, что по арбитражному делу N А40-7638/2016-120-43 оспаривалась законность решений, принятых Центральной энергетической таможней в связи подачей ООО "Даэрс-финанс" неполной декларации на товары в отношении вывозимых российских товаров ООО "Нома петролиум", ссылка Центральной энергетической таможни на судебные акты по арбитражным делам, в которых участвовали иные лица и предметом которых являлись решения, принятые таможенным органом в связи в подачей таможенных деклараций в общем порядке, без применения особенностей таможенного декларирования, необоснованна и незаконна. Представленные Центральной энергетической таможней судебные акты по арбитражным делам, в которых данная таможня была стороной, не являются законным основанием для отмены решения от 30.03.2016 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-7638/2016-120-43.
В обоснование заявленных требований в апелляционной жалобе Центральная энергетическая таможня ссылается на положения Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Данный довод апелляционной жалобы Центральной энергетической таможни незаконен в силу прямого противоречия таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии со статьей 122 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная проверка, осуществляемая в виде камеральной таможенной проверки и выездной таможенной проверки, проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Пункт 1 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза не включает "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81 -ФЗ в состав таможенного законодательства Таможенного союза.
В равной мере "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ не осуществляет таможенное регулирование в Российской Федерации. Статьей 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что отношения в области таможенного дела в Российской Федерации регулируются таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Федерального закона от 27.11.2010 N 311 - ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ не принимался в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и к законодательству Российской Федерации о таможенном деле не относится.
Ссылка в апелляционной жалобе на положения Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации незаконна в силу установленного пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации запрета, если иное не предусмотрено законодательством, применения к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе налоговым и другим финансовым и административным отношениям (включая отношения по таможенному декларированию товаров) гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются Кодексом торгового мореплавания. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым Кодексом торгового мореплавания, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации.
Незаконное применение Центральной энергетической таможней положений федерального закона, регулирующего гражданско-правовые отношения в области торгового мореплавания, к публично-правовым отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области таможенного дела не является законным основанием для отмены решения от 30.03.2016 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-7638/2016-120-43.
По результатам судебного разбирательства, на основании представленных в материалы дела сторонами доказательств в решении от 30.03.2016 по делу N А40-7638/2016-120-43 Арбитражный суд г. Москвы обоснованно указал? что сведения о количестве товара, являющегося предметом договора международной купли-продажи товара, в первую очередь указываются в коммерческих документах, имеющихся у декларанта: счете на оплату и поставку товаров, счете-фактуре, счете-проформе, признал необоснованным довод Центральной энергетической таможни о невозможности исчисления размера вывозной таможенной пошлины при отсутствии перевозочного (транспортного) документа на дату подачи и регистрации неполной декларации на товары.
В обоснование заявленных требований Центральной энергетической таможней в апелляционной жалобе указано, что в ходе таможенной проверки таможенным органом не устанавливались факты недостоверности и неправомерности классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза товаров, заявленных в неполной таможенной декларации N 10006021/300515/0002638, в силу чего решение от 30.03.2016 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-7638/2016-120-43 подлежит отмене.
Данный довод апелляционной жалобы Центральной энергетической таможни не обоснован и не соответствует содержанию решения от 30.03.2016 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-7638/2016-120-43.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции исследованы все доказательства, представленные сторонами дела, заслушаны доводы сторон, на страницах 7-10 решения от 30.03.2016 Арбитражным судом г. Москвы указаны акты законодательства, положения которых были нарушены Центральной энергетической таможней при принятии решения N 10006000/400/251215/Т0031/000 от 25.12.2015 и направлении требования об уплате таможенных платежей от 13.01.2016 N 1/2, а именно: статьи 3, 77, 81, 194 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьи 208, 212 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Доказательства установления условий применения неполного таможенного декларирования и применения ставок вывозных таможенных пошлин.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ответчик указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.03.2016 по делу N А40-7638/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-7638/2016
Истец: ООО "НОМА ПЕТРОЛИУМ", ООО Даэрс - финанс, ООО Даэрс-финанс
Ответчик: ООО "Даэрс-финанс", Центральная энергетическая таможня, ЦЭТ
Третье лицо: ООО "НормаПетролиум"