г. Томск |
|
05 июля 2016 г. |
Дело N А02-609/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.07.2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего судьи Д.Г. Ярцева
судей: В.М. Сухотиной, М.Ю. Кайгородовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Гавриловой
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия (извещен)
от ответчиков: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай (номер апелляционного производства 07АП-5113/16) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26 апреля 2016 г. по делу N А02-609/2016 (Судья Е.Ф. Кириченко)
по иску исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления-Администрации города Горно-Алтайска (ОГРН 1030400726938, ИНН 0411112575)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Республике Алтай) и Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400745034; 1020400753438, ИНН 0411008817)
о солидарном взыскании 974 736 руб. убытков
УСТАНОВИЛ:
исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - Администрация города Горно-Алтайска (далее по тексту Администрации г. Горно-Алтайска, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай о взыскании в солидарном порядке 974 736 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда республики Алтай от 26.04.2016 г. (резолютивная часть объявлена 25.04.2016 г.) требования истца были удовлетворены частично, с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай за счет средств казны Республики Алтай в пользу Администрации города Горно-Алтайска было взыскано 974 736 руб. убытков. В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации было отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство финансов Республики Алтай подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование своей жалобы ее податель указал, что льгота по обеспечению жилым помещением инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий предусмотрена федеральным законодательным актом, таким образом, финансовое обеспечение таких нужд является расходным обязательством Российской Федерации; убытки истец понес в результате бездействия Российской Федерации, таким образом, они подлежат компенсации за счет федерального бюджета; судом первой инстанции не исследован вопрос о наличии у Российской Федерации неисполненных обязательств, связанных с финансированием мероприятий по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий перед республиканским бюджетом; в оспариваемом решении отсутствуют выводы суда первой инстанции о недостатке денежных средств у муниципального образования "г. Горно-Алтайск" для исполнения решения горно-Алтайского городского суда Республики Алтай.
Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания в суде апелляционной инстанции, стороны своих представителей в заседание суда не направили, письменных отзывов на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 26.04.2016 г., Седьмой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу апелляционным определением от 17.02.2016 г. по делу N 33-105 судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай было изменено решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 30.11.2015 г., суд обязал Администрацию г. Горно-Алтайска предоставить Ивановой Алене Сергеевне, Иванову Мергену Владимировичу, Ивановой Юлии Мергеновне и Тазееву Илье Сергеевичу на семью из четырех человек вне очереди жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным нормам, по договору социального найма, площадью не менее 28,8 кв.м. с учетом права Тазаева Ильи Сергеевича на дополнительную площадь и наличие в собственности у членов семьи жилого помещения, площадью 31,2 кв.м. В остальной части решение было оставлено без изменения.
Полагая, что финансирование расходов на приобретение жилья для последующей его передачи по договору социального найма гр. Ивановой А.С., гр. Иванову М.В., гр. Ивановой Ю.М. и гр. Тазееву И.С., нуждающимся в улучшении жилищных условий, должно производиться за счет средств Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что основания для взыскания убытков за счет средств Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отсутствуют, а указанные расходы подлежат финансированию счет средств Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что финансирование расходов по приобретению жилья для последующей его передачи по договорам социального найма семьям, имеющим инвалидов и нуждающимся в улучшении жилищных условий должно производиться за счет средств Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 1 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция РФ, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище, предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия для осуществления указанного права (п. 2). При этом, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (п. 3).
Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. "ж" п. 1 Конституции РФ).
Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г., к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Таким образом, к предмету ведения субъекта Российской Федерации (в настоящем споре таким субъектом выступает республика Алтай), относятся вопросы социальной защищенности инвалидов.
В силу п. 1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 г., полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
По правилам ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г., инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (п. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Содержащееся в п.п. 3 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, устанавливает только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 г. подлежит финансированию, как верно отмечено судом первой инстанции, за счет субъектов РФ. Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации будет противоречить ст. 84 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом. При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать следующую совокупность обстоятельств: факт причинения убытков и их размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица, а также вину причинителя вреда в произошедшем.
В силу ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Так как законами о бюджете республики Алтай с 2006 г. не были предусмотрены расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функций по предоставлению жилых помещений семьям, имеющим инвалидов и поставленных на учет нуждающихся после 01.01.2005 г., а также размер субсидирования на эти цели, вывод суда первой инстанции о том, что бездействие Республики Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай повлекло возникновение убытков исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления-Администрации города Горно-Алтайска на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов является правомерным.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность субъекта РФ по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом обязания исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления-Администрации города Горно-Алтайска предоставить жилое помещение определенному в решении лицу и несением связанных с этим расходов на приобретение помещения. По этой причине ссылка ответчика на отсутствие в оспариваемом решении выводов суда первой инстанции о недостатке денежных средств у муниципального образования "Город Горно-Алтайск" для исполнения решения горно-Алтайского городского суда Республики Алтай, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данные обстоятельства не имеют значения для разрешения настоящего спора.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не исследован вопрос о наличии у Российской Федерации неисполненных обязательств, связанных с финансированием мероприятий по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий перед республиканским бюджетом судом апелляционной инстанции также отклоняется, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции от 26 апреля 2016 г. по делу N А02-609/2016 является законным и обоснованным, суд полно и всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства и дал им правильную оценку. Нарушения норм материального или процессуального права судом допущено не было, поэтому оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 26 апреля 2016 г. по делу N А02-609/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Д.Г. Ярцев |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-609/2016
Истец: Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления- администрация города Горно-Алтайска
Ответчик: Министерство финансов Республики Алтай, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Республике Алтай)