город Омск |
|
16 июня 2016 г. |
Дело N А46-24/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5236/2016) Министерства труда и социального развития Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.03.2016 по делу N А46-24/2016 (судья Воронов Т.А.), принятое по иску Министерства труда и социального развития Омской области (ИНН 5503079341, ОГРН 1045504007603) к индивидуальному предпринимателю Волкову Александру Геннадьевичу (ИНН 550901296172, ОГРНИП 314554302800240), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Горьковского района", о взыскании 148 051 рубля 16 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства труда и социального развития Омской области - Глущенко М.Ю. (по удостоверению, по доверенности N Исх-15/МТСР 15315 от 05.11.2015 сроком действия по 31.12.2016);
от индивидуального предпринимателя Волкова Александра Геннадьевича - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Волкову Александру Геннадьевичу (далее - ИП Волков А.Г., ответчик) о взыскании (с учетом принятых судом 25.02.2016 уточнений) 148 051 рубля 16 копеек, из которых 49 700 рублей 00 копеек - основной долг по арендной плате по договору N 2 от 26.01.2015, 98 351 рубль 16 копеек - неустойка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Горьковского района" (далее - БУ "КЦСОН Горьковского района", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.03.2016 по делу N А46-24/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При этом, податель жалобы настаивает на том, что Министерство является надлежащим истцом. По мнению подателя жалобы, поскольку средства, полученные от сдачи в аренду помещения поступают в бюджет Омской области через Министерство как главного распорядителя и администратора денежных средств бюджетного учреждения Омской области, Министерство в праве обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности и неустойки, возникших вследствие пользования помещением, находящимся в собственности Омской области, и закрепленным на праве оперативного управления за Учреждением, функции учредителя которого осуществляет Министерство.
ИП Волков А.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также в отсутствие указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
От представителя Министерства труда и социального развития Омской области поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания задолженности по арендной плате в размере 49 700 руб.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу полномочий, предоставленных суду апелляционной инстанции главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает возможным принять частичный отказ Министерства от требования о взыскании с ИП Волкова А.Г. задолженности по арендной плате в размере 49 700 руб., так как этот отказ не нарушает права других лиц и не противоречит действующему законодательству (часть 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Последствием частичного отказа и его принятия судом апелляционной инстанции является согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращение производства по делу в соответствующей части.
При таких обстоятельствах производство по делу в части взыскания с ИП Волкова А.Г. задолженности по арендной плате в размере 49 700 руб. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, соответствующие доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в части взыскания с ответчика в пользу истца неустойки в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Между БУ "КЦСОН Горьковского района" (арендодатель) и ИП Волковым А.Г. заключен договор аренды N 2 от 26.01.2015 имущества, находящегося в собственности Омской области (далее - Договор) - нежилого помещения площадью 843,7 кв.м., этаж 1, этаж 2, подвал, расположенного по адресу: Омская область, Горьковский р-н, с. Сухое, ул. Карбышева, д. 23, пом. 1 П, кадастровый (или условный) номер: 55:04:110101:1032.
Договор заключен в соответствии с протоколом N 1 заседания комиссии БУ "КЦСОН Горьковского района" по организации торгов на право заключения договоров аренды имущества, находящегося в оперативном управлении БУ "КЦСОН Горьковского района".
Помещение передано по акту приема-передачи 26.01.2015.
Пунктами 3.1-3.2 Договора установлено, что арендная плата составляет 49 700 рублей и вносится ежемесячно на счет БУ "КЦСОН Горьковского района".
Пунктом 4.2.1 установлено, то при несвоевременном внесении арендной платы уплачивается пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки.
В связи с тем, что арендатор в установленные договором сроки арендную плату не вносил, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением, в котором кроме основного долга 49 700 руб. истец просил взыскать с ИП Волкова А.Г. неустойку в размере 98 351 руб. 16 коп.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (статья 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В подтверждение своего права на обращение с настоящим исковым заявлением, Министерство ссылается на то, что задолженность по арендной плате и неустойке подлежит зачислению в бюджет Омской области; Министерство труда и социального развития Омской области вправе осуществлять от имени Омской области функции учредителя государственных учреждений и является учредителем БУ "КЦСОН Горьковского района" (согласно пункту 7 части 13, пункту 5, пункту 11 Положения о Министерстве труда и социального развития Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 23.05.2008 N 56, подпункту 2 пункта 1.2 Устава БУ "КЦСОН Горьковского района", утв. Распоряжением министерства от 27.12.2013 N 2993-р).
В соответствии с частью 9 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, Министерство формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания. Согласно пункту 3.6 Устава, Министерство устанавливает государственное задание в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется Министерством с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенного им за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Между тем, в соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Как следует из материалов дела, собственником вышеуказанного нежилого помещения, переданного в аренду по договору N 2 от 26.01.2015, является Омская область.
Указанный объект недвижимости закреплен за БУ "КЦСОН Горьковского района" на праве оперативного управления, данное обстоятельство подтверждается истцом и третьим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
В случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, указанное распоряжение может быть осуществлено учреждением с согласия собственника.
При этом передача имущества в аренду с установленными ограничениями не может повлечь за собой квалификацию этого имущества как излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению.
Доказательств изъятия собственником имущества из оперативного управления БУ "КЦСОН Горьковского района" спорного имущества не представлено, в силу статей 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение арендной платы от арендатора принадлежит арендодателю, которым согласно условиям Договора является БУ "КЦСОН Горьковского района".
Как верно отмечено судом первой инстанции, положения Бюджетного кодекса, на которые ссылается истец, говорят о формировании государственного задания и финансовом обеспечении его выполнения, но не определяют содержание прав учреждений на доходы, полученные учреждениями от приносящей доход деятельности, не изменяют закрепленный Гражданским кодексом Российской Федерации объем прав учреждения относительно данных доходов и приобретенного за счет них имущества.
Таким образом, право на взыскание задолженности по арендной плате и неустойки принадлежит арендодателю - БУ "КЦСОН Горьковского района", у которого имущество находится на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Министерство труда и социального развития Омской области не является надлежащим истцом по настоящему делу, поскольку вышеуказанными полномочиями не обладает.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Министерством, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Омской области оставить без удовлетворения.
Принять отказ Министерства труда и социального развития Омской области от исковых требований в части взыскания задолженности по арендной плате в размере 49 700 рублей, производство по делу в данной части прекратить, в остальной части решение Арбитражного суда Омской области от 24.03.2016 по делу N А46-24/2016 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-24/2016
Истец: Министерство труда и социального развития Омской области
Ответчик: ИП ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ
Третье лицо: Бюджетное учреждение Омской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Горьковского района"