город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2016 г. |
дело N А32-17064/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ИП Берг Олега Викторовича: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации города Сочи: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Берг Олега Викторовича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 по делу N А32-17064/2015, принятое судьей Боровик А.М., по заявлению индивидуального предпринимателя Берг Олега Викторовича к Администрации города Сочи о признании незаконными отказов в выдаче разрешения на строительство и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Берг Олег Викторович (далее - предприниматель) обратился в суд с заявлением о признании незаконными отказы департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 08.04.2015 г. N 21-0121/8260 и N 21-01-21/8259 в выдаче разрешений на строительство и обязать Администрацию г. Сочи и Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи выдать разрешения на строительство личного подсобного хозяйства на земельных участках расположенных по адресам: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магнитогорская, с кадастровым номером 23:49:0122005:124 и г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магнитогорская, с кадастровым номером 23:49:0122005:123 в течении 10 дней после вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что объект строительства как личное подсобное хозяйство невозможно конкретизировать. Также суд указа, что площадь объекта строительства не соответствует градостроительному плану земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов. Идентифицирует и конкретизирует объект не его название, а проектная документация, которая его подробно описывает. Кроме того термин личное подсобное хозяйство обозначает не только форму деятельности, но и имущественный комплекс. Согласно проектной документации проектируемый объект состоит из объектов, капитального строительства строения для сортировки и сушки продукции, строения для технологических целей, и объектов не являющихся объектами капитального строительства, сельскохозяйственных площадок с удобренным грунтом и проездов с уплотненным грунтом. По периметру земельного участка (в зоне минимальных отступов от границ земельного участка) согласно проектной документации расположены проезды, не являющиеся объектами капитального строительства. Таким образом, цель минимальных отступов - обеспечить пожарные проезды и другие требования безопасности, с учетом отсутствия "проездов" к временным сооружениям нарушение градостроительного плана отсутствует.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Смотровой Н.Н. в отпуске в составе суда на основании определения от 28.06.2016 произведена замена судьи Смотровой Н.Н. на судью Сурмаляна Г.А., рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела согласно договорам аренды от 16.10.2014 N 4900009623 и от 16.10.2014 N 4900009622 Берг О.В. является арендатором земельных участков, расположенных по адресам: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магнитогорская, с кадастровым номером 23:49:0122005:124 и г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магнитогорская, с кадастровым номером 23:49:0122005:123.
Указанные договоры аренды зарегистрированы в Управлении Росреестра Краснодарского края, то подтверждается штампом о государственной регистрации на договорах аренды.
06.04.2015 Берг О.В. представил в МАУ г. Сочи "МФЦ" дело N 208805 и N 208703 документы по вопросу оказания муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта "Личное подсобное хозяйство" на земельных участках расположенных по адресам: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магнитогорская, с кадастровым номером 23:49:0122005:124 и г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магнитогорская, с кадастровым номером 23:49:0122005:123.
08.04.2015 Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи вынесены отказы N 21-01-21/8260 и N 21-01-21/8259 в выдаче разрешений на строительство личного подсобного хозяйства на земельных участках расположенных по адресам: г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магнитогорская, с кадастровым номером 23:49:0122005:124 и г. Сочи, Лазаревский район, ул. Магнитогорская, с кадастровым номером 23:49:0122005:123. С указанием на несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 15.08.2014 N6388 и N6387 соответственно.
Указывая на незаконность данных отказов, заявитель обратился в суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 1).
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4).
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются документы, указанные в данной статье (ч. 7).
Пунктом 11 данной статьи установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2)проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из материалов дела видно, что Берг О.В. представил в МАУ г. Сочи "МФЦ" дело N 208805 и N 208703 документы по вопросу оказания муниципальной услуги "Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объекта "Личное подсобное хозяйство".
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 этой же статьи установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
При таких обстоятельствах указание объекта "личное подсобное хозяйство" идентифицировать и конкретизировать объект строительства не представляется возможным.
Кроме того, в заявлении на выдаче разрешения на земельным участке с кадастровым номером 23:49:0122005:123 указано, что общая площадь проектируемого объекта является 6840 квм.м, при этом площадь земельного участка также указана 6840 кв.м. В заявлении на выдаче разрешения на земельным участке с кадастровым номером 23:49:0122005:124 указано, что общая площадь проектируемого объекта является 7 000 квм.м, при этом площадь земельного участка также указана 7 000 кв.м
Согласно пункту 2 статьи 35 и пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи минимальный отступ от границ участка составляет 3 м. Таким образом, заявленная площадь объекта строительства не соответствует градостроительному плану земельного участка, в том числе в части минимальных отступов.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, однако в качестве разрешенного использования указано размещение многофункционального рекреационного комплекса.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 Земельного кодекса определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 статьи 85).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 названного Кодекса под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Учтенный в ГКН вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений. Определение вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано так, что оно допускает неоднозначное толкование, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке. Фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ГКН. Изложенные правовые подходы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и от 15.12.2011 N 12651/11, от 03.06.2014 N 818/14.
На основании вышеизложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что выдача предпринимателю разрешения на строительство для "личного подсобного хозяйства", не представляется возможным, поскольку возведение данных объектов не соответствует градостроительным планам спорных земельных участков, в которых указано, что основным видом разрешенного использования является курортно-рекреационное обслуживание.
Данные выводы подтверждаются Постановлением АС СКО от 07.07.2015 N А63-10179/2014.
Таким образом, отказы Департамента в выдаче предпринимателю разрешений на строительство от 08.04.2015 г. N 21-01-21/8260 и N 21-01-21/8259 не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2016 по делу N А32-17064/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17064/2015
Истец: Берг О. В., ИП Берг Олег Викторович
Ответчик: Администрация города Сочи
Третье лицо: Администрация г. Сочи