Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2016 г. N Ф07-9261/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным бездействия в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
05 июля 2016 г. |
Дело N А56-75321/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Есиповой О.И., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: Гурьяновой О.В. по доверенности от 12.02.2016;
от заинтересованного лица: 1) Петровой Е.А. по доверенности от 06.11.2015; 2) Гончаровой М.В. по доверенности от 22.06.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6240/2015) ООО "НОВИКОМ" на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2016 по делу N А56-75321/2015 (судья Буткевич Л.Ю.), принятое
по заявлению ООО "НОВИКОМ"
к Кингисеппской таможне
о признании незаконным бездействия
установил:
ООО "НОВИКОМ" (191002, Санкт-Петербург, ул.Социалистическая, д.2/30, лит.А, ОГРН, далее- общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Кингисеппской таможни (188480, Ленинградская область, г.Кингисепп, ул.Большая Гражданская, д.5, ОГРН 1024701427376, далее- таможенный орган) выразившегося в нарушении срока выпуска товара по таможенной декларации (ДТ) N 10218040/180715/0014632 в период 21.07.2015.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказано в связи с правомерными действиями таможенного органа по принятию решения о продлении срока выпуска товаров, и как следствие, соблюдения срока его выпуска.
Не согласившись с решением суда, общество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в судебном акте о недоказанности бездействия таможенного органа по выпуску товаров с нарушением срока, не соответствуют обстоятельствам дела. Представитель общества пояснил, что после завершения досмотра согласно части 2 статьи 220 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" у таможенного органа не имелось оснований для продления сроков выпуска, указанные в докладной записке от 19.07.2015; применение такой меры, как реализация системы управления рисками, также не является основанием для продления срока выпуска товаров.
Представители таможенного органа в судебном заседании не согласились с доводами апелляционной жалобы общества, возражения изложили в отзыве и просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, 18.07.2015 ООО "НОВИКОМ" подало на Усть-Лужский таможенный пост ДТ N 10218040/180715/0014632 с целью оформления товара "шины новые пневматические для грузовых автомобилей...", прибывшие на территорию Таможенного союза в контейнерах OOLU9902003 и TCNU6912264.
19.07.2015 таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости, у общества запрошены дополнительные документы, а также предложено заполнить форму КТС и предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 116 545,72 рублей.
19.07.2015 общество направило таможенному органу письмо исх.N 665 о распоряжении денежными средствами, внесенными на счет таможенного органа (п/п N 660 от 06.07.2015) в сумме 116 545,72 рублей в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
18.07.2015 обществом было получено уведомление о проведении таможенного досмотра. Досмотр проведен 20.07.2015.
Согласно отметке о выпуске товара на ДТ N 10218040/180715/0014632 датой выпуска является 21.07.2015.
Считая незаконным бездействие таможенного органа, выразившееся в нарушении сроков выпуска товаров по ДТ N 10218040/180715/0014632 на один день- 21.07.2015, ООО "НОВИКОМ" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал оценку обстоятельствам, установленным по делу, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
При этом в соответствии с п.3 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Пунктом 2 статьи 190 ТК ТС дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.
Согласно пункту 7 статьи 190 ТК РФ таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, с момента ее регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий: 1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств -членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров; 2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с: пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза; пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза; 3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 ТК ТС.
Пунктом 1 статьи 196 ТК ТС установлено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О Порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров (далее - Порядок) установлено, что если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (статья 69 Кодекса) любым способом, не запрещенным международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государства - члена Союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 14 Порядка при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.
Пунктом 16 Порядка установлено, что одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган сообщает декларанту (таможенному представителю) сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 5 статьи 88 Кодекса).
Частью 1 статьи 220 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311 -ФЗ) установлено, что выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ в случае проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 настоящего Федерального закона, продление срока выпуска товаров допускается до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров.
В соответствии с пунктом 1.4 Временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 23.04.2014 N 767 (далее - Временная инструкция), при принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно положениям части 1 статьи 162 Закона N 311-ФЗ, система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Таможенного Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле: имеющих устойчивый характер; связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывающих конкурентоспособность отечественных производителей и затрагивающих другие важные интересы Таможенного союза и Российской Федерации, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающем проведение таможенного досмотра (пункт 1.5 Временной инструкции).
Судом первой инстанции установлено, что при осуществлении таможенных операций и проведении таможенного контроля уполномоченным должностным лицом Усть-Лужского т/п Кингисеппской таможни на основании рисков, выявленных при помощи программных средств, применены меры, содержащиеся в указанных профилях рисков, а именно, мера, предусматривающая проведение таможенного досмотра товаров (код меры - 109) и мера, предусматривающая принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению контроля таможенной стоимости (код меры-608), в соответствии с Приложением N 18 к Временной инструкции (в редакции приказа ФТС России от 02.06.2015 N 1071)..
В связи с указанными обстоятельствами 19.07.2015 должностным лицом таможенного органа подготовлена докладная записка о необходимости проведения таможенного досмотра ввезенных обществом товаров и о продлении сроков выпуска товаров по спорной ДТ на время, необходимое для завершения таможенного контроля.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 196 ТК ТС, на основании докладной записки руководителя таможенного органа от 19.07.2015 N 21-90/3207дз, срок выпуска товаров, заявленных в ДТ N 10218040/180715/0014632, был продлен до 28.07.2015 для завершения форм таможенного контроля(таможенного досмотра).
Таможенный досмотр в объеме 100 %, с целью идентификации всей партии товара, находящегося в контейнерах OOLU9902003 и TCNU6912264, был проведен в течение 19.07.2015-20.07.2015, о чем составлен акт таможенного досмотра N 10218040/200715/000854).
Пунктом 13 Приложением N 18 к Временной инструкции определено, что решения всеми подразделениями таможни, указанными в Направлении, принимаются с учетом сроков, установленных Кодексом для выпуска товаров ( в рассматриваемом случае- в соответствии с пунктом 4 статьи 196 ТК ТС).
Согласно данным о принятии решения по отдельным мерам по минимизации риска по ДТ N 10218040/180715/0014632 наравление на согласование сформировано-18.07.2015, 20.07.2015-принято решение по направлению контроля таможенной стоимости, 21.07.2015-рассмотрение завершено и снято с контроля.
В соответствии с отчетом по выявленным рискам по спорной ДТ применение меры по минимизации рисков кода 608 предусмотрено после применения меры по минимизации рисков кода 109.
Поскольку на основании докладной записки руководителя таможенного органа от 19.07.2015 N 21-90/3207дз, срок выпуска товаров, заявленных в ДТ N 10218040/180715/0014632 был продлен до 28.07.2015, в течение указанного периода 20.07.2015 проведен таможенный досмотр, 21.07.2015 снята с контроля мера (код 608) по принятию соответствующего решения и 21.07.2015 таможенным органом осуществлен выпуск товара, то суд первой инстанции правильно указал на соблюдение таможенным органом срока выпуска товара, задекларированного по ДТ N10218040/180715/0014632 и соответствие действий таможенного органа по выпуску товара требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что обществом не доказано, что в нарушение положений ч.1 ст.198 АПК РФ действия таможенного органа нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Утверждение общества о том, что продление сроков выпуска товара до 28.07.2015 влечет издержки, связанные с хранением товара, является несостоятельным.
Согласно информации, предоставленной таможне Усть- Лужским контейнерным терминалом (УЛКТ), товар, находящийся в контейнерах OOLU9902003 и TCNU6912264, был выгружен на УЛКТ-08.07.2015, а декларация подана обществом только 18.07.2015, то есть именно действия общества повлекли необходимость оплаты хранения, после истечения первых 10 суток, плата в течение которых не взимается.
Таким образом, выводы, изложенные в судебном акте о законности действий таможенного органа по принятию решения о продлении сроков выпуска товара и недоказанности бездействия таможенного органа по выпуску товаров с нарушением срока, соответствуют обстоятельствам дела.
Учитывая вышеизложенное, основания для удовлетворения заявленного требования ООО "НОВИКОМ" о признании незаконным бездействия Кингисеппской таможни, выразившегося в нарушении срока выпуска товаров по ДТ N 10218040/180715 0014632 в период 21.07.2015, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 января 2016 года по делу А56-75321/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "НОВИКОМ" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75321/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 октября 2016 г. N Ф07-9261/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "НОВИКОМ"
Ответчик: Кингисеппская таможня Северо-Западного Таможенного Управления Федеральной Таможенной Службы