г. Санкт-Петербург |
|
05 июля 2016 г. |
Дело N А21-8283/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Я.А. Ткаченко
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен,
от ответчика (должника): не явился, извещен,
от 3-го лица: Хлебниковой М.В. по доверенности от 30.12.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12280/2016) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2016 по делу N А21-8283/2015 (судья Любимовой С.Ю.), принятое
по заявлению ООО "Балтнива"
заинтересованное лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области
3-е лицо: ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным действия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтнива" (ОГРН 1023901003961, место нахождения: 238210, Калининградская область, г. Озерск, ул. Московская, 9) (далее - ООО "Балтнива", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН 1043902802030, место нахождения: 236040, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, 27) (далее - Управление Росимущества по Калининградской области, Управление, заинтересованное лицо) утвердить схему расположения земельного участка.
В качестве восстановления нарушенного права просит обязать ТУ Росимущества в Калининградской области утвердить приложенную к заявлению схему расположения земельного участка площадью 459846 кв.м., в Калининградской области, Правдинский район, пос. Крылово для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости ООО "Балтнива".
Определением от 07.12.2015 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечено Федеральное казенное учреждение Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда от 28.03.2016 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Управление Росимущества по Калининградской области обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества. По мнению Управления, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка всем обстоятельствам спора и сделаны неправильные выводы.
ООО "Балтнива" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает ее доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Балтнива" является собственником объектов бывшего военного городка, расположенного по адресу: Калининградская область, Правдинский район, пос. Крылово, 2,6 км от пос. Крылово:
- казарма, в том числе столовая, клуб, общей площадью 650,3 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430084, выдано 10.11.2006);
- казарма, в том числе штаб, общей площадью 675,4 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430085, выдано 10.11.2006);
- склад, общей площадью 26 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430086, выдано 10.11.2006);
- склад, общей площадью 76,8 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430087, выдано 10.11.2006);
- склад, общей площадью 84,4 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430088, выдано 10.11.2006);
- склад, общей площадью 24,8 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430089, выдано 10.11.2006);
- пункт приема личного состава, общей площадью 48,4 кв.м свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430090, выдано 10.11.2006);
- склад ГСМ, общей площадью 10,8 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430091, выдано 10.11.2006);
- баня, общей площадью 64,3 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430092, выдано 10.11.2006);
- свинарник, общей площадью 168 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430093, выдано 10.11.2006);
- мойка, общей площадью 3 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430094, выдано 10.11.2006);
- насосная станция, общей площадью 6,3 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430095, выдано 10.11.2006);
- хранилище техники, общей площадью 325 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430096, выдано 10.11.2006);
- хранилище техники, общей площадью 71,1 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430097, выдано 10.11.2006);
- хранилище техники, общей площадью 289,9 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430098, выдано 10.11.2006);
- хранилище техники, общей площадью 829,9 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430099, выдано 10.11.2006);
- хранилище техники, общей площадью 33,4 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права 39-АА N 430100, выдано 10.11.2006).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 39:11:080023:26, площадью 468700 кв.м. с категорией: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного значения, находящемся в собственности Российской Федерации и закрепленным на праве постоянного (бессрочного) пользования за Гвардейской КЭЧ района на основании решения Калининградского облисполкома от 18.02.2961 N 6с, от 05.09.1963 N 21рс, решения Малого совета Правдинского районного совета народных депутатов от 22.12.1992 N 89 с разрешенным использованием - для нужд Министерства обороны.
28.09.2015 ООО "Балтнива" обратилось в Управление Росимущества по Калининградской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 458590 кв.м., сформированного для обслуживания и эксплуатации объектов недвижимости ООО "Балтнива" и принятии решения о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность ООО "Балтнива".
Письмом от 05.11.2015 N 5241 Управление Росимущества отказало в удовлетворении заявления Общества по причине отсутствия полномочий по распоряжению землями, находящимися в ведении Министерства обороны, отсутствия согласия землепользователя земельного участка, и несоразмерности испрашиваемого земельного участка и объектов недвижимого имущества, расположенных на нем, ссылаясь на статьи 11.2, 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
ООО "Балтнива", считая данный отказ Управления Росимущества незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные Обществом требования являются обоснованными, в связи с чем удовлетворил их в полном объеме.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Согласно части 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка, которая регламентирована нормами, содержащимися в статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктами 3 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 11.10 Земельного кодекса подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно части 1 статьи 11.9 Земельного кодекса предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Из представленной ООО "Балтнива" схемы следует, что общая площадь предполагаемого к формированию земельного участка равняется 468700 кв.м.., в то время как площадь расположенных на нем объектов недвижимого имущества - 3287,7 кв.м. Площадь предполагаемого к формированию земельного участка в 140 раз превышает площадь занимаемых объектов недвижимости, что свидетельствует о превышении предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков для предоставления в собственность.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом и другими законами.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В результате такой оценки апелляционный суд признает, что из представленных в деле доказательств не следует, что весь испрашиваемый земельный участок необходим Обществу для эксплуатации принадлежащих ему объектов, расположенных на этом участке.
Апелляционный суд исходит из того, что положения приведенных выше норм земельного законодательства направлены на определение площади подлежащего предоставлению земельного участка без проведения торгов исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов.
Как следует из материалов дела, первоначально земельный участок с кадастровым номером 39:11:080023:26, площадью 468700 кв.м. был сформирован с учетом категории: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного значения, с разрешенным использованием: для нужд Министерства обороны.
Из представленной ООО "Балтнива" схемы невозможно установить какими исходными данными руководствовался заявитель, определяя площадь испрашиваемого земельного участка в размере 468700 кв.м, с учетом установленных предельных размеров земельных участков и иных требований технических регламентов, СНиП, расчетов, предусмотренных для выбранной им цели использования земельного участка и с учетом целевого назначения объектов, принадлежащих на праве собственности заявителю их фактического использования, что так же влияет на определение площади участка.
Доказательства того, что именно такая площадь земельного участка необходима для эксплуатации принадлежащих заявителю зданий, материалы дела не содержат.
Следовательно, нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, отказ Управления соответствует закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Таким образом, обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежит взысканию с Общества.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2015 по делу N А21-8283/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Балтнива" отказать.
Взыскать с ООО "Балтнива" в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8283/2015
Истец: ООО "Балтнива"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в К/о
Третье лицо: ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации