город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2016 г. |
Дело N А53-6935/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель Михайлова Е.В. по доверенности от 28.04.2016;
от управления: представитель Лавринов В.В. по доверенности от 04.07.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 24.05.2016 по делу N А53-6935/2016
по заявлению Управления Пенсионного фонда в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону
к Южному следственному управлению на транспорте Следственного комитета Российской Федерации
о взыскании задолженности по пеням,
принятое в составе судьи Тихоновского Ф.И.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону (далее - учреждение, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южному следственному управлению на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (управление) о взыскании задолженности по пеням.
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2016 с Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации взыскана пеня в размере 9 126,90 руб., в том числе: в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 326,91 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 8 799,99 руб.
Решение мотивировано доказанностью факта несвоевременного и неполного исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Южное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что поскольку денежные средства для уплаты долга из бюджета отсутствовали, решение о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов принято не было, несвоевременная оплата обязательств по оплате страховых взносов произошла при отсутствии вины ответчика. Указанные объективные обстоятельства исключают наличие оснований для привлечения управления к ответственности в соответствии со ст. 401 ГК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель следственного управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель пенсионного фонда просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Южное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Южное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования и зарегистрировано в качестве страхователя в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону установлено, что Южное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации несвоевременно оплачивало ежемесячные обязательные платежи по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования.
В связи с несвоевременной уплатой Южным следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за отчетный период 9 месяцев 2015 года, пенсионным фондом начислена пеня в общей сумме 9 126,90 руб., в том числе:
- в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 326,91 руб.,
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 8 799,99 руб.
В адрес учреждения направлены требования от 17.11.2015 N 071S01150091279, 071S01150091266 с предложением уплатить пеню начисленную в срок до 08.12.2015.
Однако, требования пенсионного фонда в добровольном порядке страхователем не исполнены, задолженность по пеням не погашена, что послужило основанием обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании пени.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования в силу части 1 статьи 3 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) возложен на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18, пунктом 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки на денежную сумму, которую плательщик страховых взносов должен выплатить, начисляются пени.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (пункт 2 Закона N 212-ФЗ).
В случае неисполнения в установленный срок требования к плательщику страховых взносов применяются меры по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, предусмотренные статьями 19, 20, 21 Закона N 212-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что учреждение имело задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2015 года, которую не уплатило в установленные законодательством сроки.
Управление ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе не заявляло возражений относительно наличия самого факта задолженности.
Управление в апелляционной жалобе обосновывает несвоевременность оплаты пени отсутствием бюджетного ассигнования и выделенных лимитов, а также возвращением без рассмотрения заявления о предоставлении рассрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Апелляционный суд отклоняет данные доводы управления.
Обязанность по уплате пеней не поставлена в зависимость от платежеспособности страхователя, в том числе, в случае зависимости финансового обеспечения от фактических поступлений средств из соответствующего бюджета.
В материалы дела не представлено доказательств того, что управлению было отказано в выделении денежных средств.
Несвоевременная уплата страховых взносов, ввиду отсутствия бюджетных ассигнований, в силу норм гражданского законодательства РФ не освобождает ни от обязанности уплачивать страховые взносы в установленный законом срок, ни от уплаты пеней в связи с нарушением этих сроков.
Так, главой 24.1. Бюджетного кодекса РФ определен порядок выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа.
Суд первой инстанции верно отклонил довод управления о том, что неуплата пени также обоснована возвращением заявления от 12.11.2015 о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Решением органа Пенсионного фонда от 09.12.2015 N 1342 управлению было возвращено заявление о предоставлении рассрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов без рассмотрения в связи с погашением суммы задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС в полном объеме.
03.12.2015 управление произвело уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии и страховые взносы на обязательное медицинское страхование, что подтверждается платежными поручениями от 03.12.2015 N 682529, 682532.
При этом управление не учло, что любые решения органа, к компетенции которого относится принятие решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки), отказе в ее предоставлении, досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки)), могут быть обжалованы плательщиком страховых взносов в установленном порядке (ч. 12 ст. 18.4 Федерального закона N 212-ФЗ).
Однако управление решение пенсионного фонда от 09.12.2015 N 1342 не обжаловало, соответствующее решение вступило в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направлены на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Таким образом, апелляционный суд считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.05.2016 по делу N А53-6935/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6935/2016
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЛЕТАРСКОМ РАЙОНЕ Г. РОСТОВА - НА - ДОНУ, Управление Пенсионного фонда в Пролетарском районе г. Ростова-на-Дону
Ответчик: ЮЖНОЕ СЛЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ