г. Саратов |
|
06 июля 2016 г. |
Дело N А12-16129/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.И. Антоновой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахоновой Д.И.,
без участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Импел-Сервис" на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июня 2016 года по делу N А12-16129/2016 об оставлении искового заявления без рассмотрения (судья Любимцева Ю.П.), принятое в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Импел-Сервис" (ИНН 3435116285 ОГРН 1123435004318)
к публичному акционерному обществу "Российская государственная страховая компания" (ИНН 7707067683 ОГРН 1027739049689)
о взыскании 122926 руб.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Импел-Сервис" с иском к публичному акционерному обществу "Российская государственная страховая компания" о взыскании страхового возмещения в сумме 21800 руб., неустойки в сумме 17222 руб., финансовой санкции в сумме 15800 руб., расходов на оплату услуг эксперта в сумме 15300 руб., расходов на оплату юридических услуг в сумме 50000 руб., расходов на оплату государственной пошлины в сумме 2804 руб.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 03.06.2016 года исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Импел-Сервис" оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с принятым судебным актом общество с ограниченной ответственностью "Импел-Сервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
05.11.2015 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля марки Форд Фьюжн, государственный номер С 586 ЕС 34, под принадлежащий на правое собственности Галбацову С.М.
В результате ДТП автомобилю были причинены механические повреждения.
Гражданская ответственность потерпевшего на момент ДТП была застрахована в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в ООО "Росгосстрах" (полис ХХХ N 000000056420).
Из представленных материалов следует, что заявление о страховой выплате было направлено истцом в адрес Саратовского филиала ПАО "Росгосстрах": г. Саратов, ул. Аэропорт,1.
Ответчиком в отзыве на заявление пояснено, что заявление им получено не было.
Досудебная претензия направлена в Волгоградский филиал ответчика, однако, доказательств того, что к досудебной претензии были приложены документы, подтверждающие наступление страхового случая не представлено.
Доказательств, что заявитель направил полный пакет документов, предусмотренных Правилами ОСАГО, в адрес ответчика не представлено, заявитель не предпринял исчерпывающих мер для подачи заявления о страховой выплате и обеспечения получения ее ответчиком Волгоградским филиалом ПАО СК "Росгосстрах".
Неоплата страхового возмещения явилась основанием для обращения ООО "Импел-Сервис" с настоящим иском в Арбитражный суд Волгоградской области.
Суд первой инстанции, принимая решение об оставлении искового заявления без рассмотрения, исходил из того, что истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора.
Коллегия суда апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правомерными.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Пунктом 1 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что её страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы (пункт 4 статьи 931 ГК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ в случае, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
Деятельность страховщиков при осуществлении страховых выплат регламентируется Законом РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Законом об ОСАГО.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона об ОСАГО до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страховой выплаты, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования. При наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в течение пяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока страховщик обязан удовлетворить выраженное потерпевшим требование о надлежащем исполнении обязательств по договору обязательного страхования или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", потерпевший вправе подать претензию со дня, когда узнал или должен был узнать об отказе страховщика от выплаты страхового возмещения или о выплате его страховщиком не в полном объеме, либо со дня, следующего за днем истечения двадцатидневного срока, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня подачи заявления о страховой выплате с представлением всех необходимых документов для принятия решения страховщиком.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Центральным Банком России 19.09.2014 N 431-П, при наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия потерпевшего с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты потерпевший направляет страховщику претензию с приложенными к ней документами, обосновывающими требование потерпевшего, которая подлежит рассмотрению страховщиком в срок, установленный статьей 16.1 Закона об ОСАГО.
К претензии должны быть приложены документы, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации к их оформлению и содержанию, подтверждающие обоснованность требований потерпевшего (заключение независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) и т.п.).
Претензия должна содержать:
наименование страховщика, которому она направляется;
полное наименование, адрес места нахождения/фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства или почтовый адрес потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на который направляется ответ на претензию в случае несогласия страховщика с предъявляемыми требованиями;
требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации;
банковские реквизиты потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на которые необходимо произвести страховую выплату в случае признания претензии страховщиком обоснованной, или указание на получение денежных средств в кассе страховщика;
фамилию, имя, отчество (при наличии), должность (в случае направления претензии юридическим лицом) лица, подписавшего претензию, его подпись.
Потерпевший в приложении к претензии представляет оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов (если какой-либо из перечисленных ниже документов не был представлен страховщику ранее при обращении с заявлением о страховом случае):
паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя; документов, подтверждающих право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
справки о дорожно-транспортном происшествии, выданной органом полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, протокола и постановления об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции предоставляется извещение о дорожно-транспортном происшествии;
полиса обязательного страхования потерпевшего (в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции), кроме случаев предъявления требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.
Претензия предоставляется или направляется страховщику по адресу места нахождения страховщика или представителя страховщика.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", абзацем четвертым пункта 21 статьи 12, абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 и пунктом 3 статьи 19 Закона об ОСАГО с 1 сентября 2014 года предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Положения об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона об ОСАГО, подлежат применению, если страховой случай имел место после 1 сентября 2014 года.
Из материалов дела усматривается, что ДТП, вследствие которого заявлен настоящий иск, произошло 05.11.2015 года, следовательно, правоотношения сторон по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств возникли после 01 сентября 2014 года, в связи с чем к ним подлежат применению положения абзаца второго пункта 1 статьи 16.1 Закона об ОСАГО.
11.12.2015 года потерпевший направил заявление о выплате страхового возмещения в филиал ПАО "Росгосстрах" в Саратовской области по адресу: г. Саратов, ул. Аэропорт, д. 1, что подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения в ценное письмо.
17.03.2016 года истец направил досудебную претензию в филиал ПАО "Росгосстрах" в Волгоградской области по адресу: г. Волгоград, ул. Историческая, д. 122, что подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения в ценное письмо.
Другие доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора истцом в материалы дела не представлены.
Вместе с тем, учитывая, что ООО "Импел-Сервис" обратилось с иском к ПАО "Росгосстрах" в лице Волгоградского филиала, суд первой инстанции правомерно не принял представленные документы в качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Доказательств, что ООО "Импел-Сервис" направлял в адрес Волгоградского филиала или по юридическому адресу страховщика заявление о страховой выплате с приложением необходимых документов каким-либо способом, обеспечивающим фиксацию их направления и получения адресатом материалы дела не содержат.
Апелляционным судом отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что заявление о страховой выплате и претензия могут быть направлены в любой филиал страховщика.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате или прямом возмещении убытков в связи с причинением вреда его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, направляются страховщику по месту нахождения страховщика или представителя страховщика, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат или прямого возмещения убытков.
Порядок и сроки предъявления страховщику требования о страховой выплате или о прямом возмещении убытков установлены Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 N 431-П (далее - Правила страхования).
В соответствии с пунктом 3.8 Правил страхования заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховой выплате.
Таким образом, потерпевший вправе обратиться не в любой филиал, а к представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие либо непосредственно по месту нахождения страховщика.
Представленная в материалы дела претензия (л.д.36) сама по себе не может свидетельствовать о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора истцом.
Как следует из материалов дела, основной пакет документов, предусмотренных Правилами (пункт 3 статьи 11 Закона об ОСАГО), был направлен с заявлением о страховой выплате в Саратовский филиал ПАО "Росгосстрах", что подтверждается описью вложения в ценное письмо (л.д. 32).
Однако, как ранее отмечалось, указанное отправление не было получено ответчиком - Волгоградским филиалом ПАО "Росгосстрах", а, следовательно, получение претензии, содержащее в себе повторное требование о выплате ущерба, в отсутствии соответствующих документов, не позволяют страховщику реализовать обязанность по страховой выплате.
Учитывая вышеизложенное, в отсутствии доказательств вручения страховщику заявления о страховой выплате со всеми документами, подтверждающими обоснованность заявленных требований, направленная 17.03.2016 претензия не является надлежащим доказательством соблюдения досудебного порядка, установленного Законом об ОСАГО.
Как было указано выше, потерпевший вправе подать претензию со дня, когда узнал или должен был узнать об отказе страховщика от выплаты страхового возмещения или о выплате его страховщиком не в полном объёме, либо со дня, следующего за днём истечения двадцатидневного срока.
В данном случае ответчик в отсутствие заявления и документов не имел возможности удовлетворить его требования в добровольном порядке или приступить к рассмотрению заявления о страховом случае, а затем и претензии.
В силу пункта 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Таким образом, истец своими действиями лишил ответчика возможности удовлетворить требования добровольно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал, что представленные документы не подтверждают соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснено, что судья возвращает исковое заявление в случае несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при предъявлении потерпевшим иска к страховой организации или одновременно к страховой организации и причинителю вреда.
При изложенных обстоятельствах, оценив и проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно оставил исковое заявление без рассмотрения в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ, поскольку основания для признания претензионного порядка урегулирования спора соблюденным, в данном случае, отсутствуют.
При этом оставление искового заявления без рассмотрения не препятствует повторному обращению ООО "Импел-Сервис" с этим требованием в суд первой инстанции в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его оставления без рассмотрения.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены судебного акта не установлено.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июня 2016 года по делу N А12-16129/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16129/2016
Истец: ООО "ИМПЕЛ-СЕРВИС"
Ответчик: ПАО "Росгосстрах", ПАО "Росгосстрах" филиал в г. Волгограде, ПАО "РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ"