город Ростов-на-Дону |
|
06 июля 2016 г. |
дело N А32-8671/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Илюшина Р.Р., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница N 6": представитель по доверенности N 1326 от 17.06.2016, Сетдарова Л.Б.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2016 по делу N А32-8671/2016, принятое в составе судьи Николаева А.В., по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница N 6" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница N 6" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N 6", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным сообщения от 24.02.2016 N 23/039/002/2016-075 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на нежилое здание - зубной кабинет, гинекология, литер Г 26, общей площадью 125 кв. м, инвентарный номер 22647, находящееся по адресу: Краснодарский край, Отрадненский район, пос. Пенькозавод, ул. Широкая, д. 2 (далее - спорный объект), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 23:23:1305004:8, и об обязании управления зарегистрировать за учреждением право оперативного управления спорным объектом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2016 заявленные требования удовлетворены, с управления в пользу учреждения взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Судебный акт мотивирован отсутствием обстоятельств, свидетельствующих о прекращении права оперативного управления учреждения в отношении спорного объекта; договор о закреплении спорного объекта на праве оперативного управления за правопредшественником учреждения ввиду отсутствия доказательств отказа сторон в продлении договора считается действующим, заключенным на неопределенный срок.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что учреждением не представлен правоустанавливающий документ, необходимый для осуществления государственной регистрации права оперативного управления. Срок действия договора о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества истёк, тогда как согласно пункту 1.3 договора имущество передано учреждению на срок действия договора. Кроме того, управление полагает, что с заявлением о регистрации должны обратиться обе стороны договора.
В отзыве на апелляционную жалобу учреждение не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просило оставить решение суда без изменения, сославшись на то, что соответствующие правоустанавливающие документы представлены управлению. Договор в силу пункта 6.3 считается продленным на тот же срок при отсутствии заявлений одной из сторон договора. В случае регистрации права оперативного управления действующее законодательство не предусматривает обязательное обращение с заявлением о регистрации права всех сторон договора. Статья 551 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) требует обращения всех сторон сделки в случае регистрации права собственности.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница N 6" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 30.03.1994 N 05/206 создано государственное учреждение "Удобненская краевая психиатрическая больница" с местонахождением по адресу: Краснодарский край, Отрадненский район, х. Пенькозавод.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения от 30.03.1994 N 05/206 имущество, числящееся на балансе учреждения по состоянию на 01.01.1994, закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением здравоохранения "Удобненская краевая психиатрическая больница" согласно договору.
Согласно договору от 30.03.1994 о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества Комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края последним Удобненской краевой психиатрической больнице передано в оперативное управление государственное имущество, балансовой стоимостью 256 961 034 руб., являющееся краевой собственностью, в соответствии с приложением N 1 - неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 1.4 договора от 30.03.1994 имущество считается переданным предприятию в оперативное управление с момента заключения настоящего договора. Имущество передано по акту передачи имущества в оперативное управление на срок действия договора (приложение N 1 к договору).
Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края выдано свидетельство от 04.12.2000 N 000114 о внесении в реестр краевого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным учреждением здравоохранения "Удобненская краевая психиатрическая больница".
Спорный объект передан учреждению в оперативное управление по акту передачи имущества (N 3 в акте) с инвентарным номером 01010008.
Собственником указанного объекта недвижимости является субъект Российской Федерации - Краснодарский край. Государственная регистрация права государственной собственности на нежилое здание - зубной кабинет, гинекология, произведена в 2012 году, что подтверждается свидетельством от 06.12.2012 N 23-АЛ 162337, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.12.2012 сделана запись регистрации N 23-23-39/046/2012110.
Правопреемником Удобненской краевой психиатрической больницы является ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N 6", которое 12.01.2016 обратилось в Отрадненский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на нежилое здание.
Сообщением от 24.02.2016 N 23/039/002/2016-075 учреждению отказано в государственной регистрации права на недвижимое имущество со ссылкой на отсутствие правоустанавливающего документа, необходимого для государственной регистрации права. В пункте 3 распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 30.03.1994 N 05/206 указано, что имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления согласно договора. Представленный договор о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества Комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края за Удобненской краевой психиатрической больницей от 30.03.1994 в пункте 1.3 содержит условие, согласно которому имущество передается на срок действия настоящего договора, пунктом 6.6 срок действия договора устанавливался на три года, с 30 марта 1994 года по 30 марта 1997 года.
Полагая, что отказ в регистрации права является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2 статьи 16 Закона о регистрации прав).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации прав).
Как следует из оспариваемого сообщения управления от 24.02.2016 N 23/039/002/2016-075 отсутствие правоустанавливающего документа, необходимого для государственной регистрации права. Согласно позиции управления в пункте 3 распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 30.03.1994 N 05/206 указано, что имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления согласно договора. Представленный договор о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества Комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края за Удобненской краевой психиатрической больницей от 30.03.1994 в пункте 1.3 содержит условие, согласно которому имущество передается на срок действия настоящего договора, пунктом 6.6 срок действия договора устанавливался на три года, с 30 марта 1994 года по 30 марта 1997 года.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 12.01.2016 (том 1, л.д. 96) учреждением для государственной регистрации права представлены заявление, договор от 30.03.1994 о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества Комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края, постановление Совета министров - Правительство Российской Федерации от 22.09.1993 N 965, распоряжение Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 30.03.1994 N 05/206, инвентарная карточка от 12.01.2016 N 787, приказ от 20.03.2015 N 159-л.
Как было указано выше, ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N 6" является правопреемником Удобненской краевой психиатрической больницы.
В соответствии с пунктом 3 распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края от 30.03.1994 N 05/206 имущество, числящееся на балансе учреждения по состоянию на 01.01.1994, закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением здравоохранения "Удобненская краевая психиатрическая больница" согласно договору. Согласно договору от 30.03.1994 о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества Комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края последним Удобненской краевой психиатрической больнице передано в оперативное управление государственное имущество, балансовой стоимостью 256 961 034 руб., являющееся краевой собственностью, в соответствии с приложением N 1 - неотъемлемой частью договора. Спорный объект передан учреждению в оперативное управление по акту передачи имущества (N 3 в акте) с инвентарным номером 01010008.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, представленными для государственной регистрации документами надлежащим образом подтверждено право оперативного управления учреждения на спорный объект. Правоустанавливающие документы, необходимые для государственной регистрации права, представлены в полном объёме.
Ссылка управления на истечение срока действия договора от 30.03.1994 о взаимоотношениях сторон и закреплении государственного имущества Комитетом по управлению госимуществом Краснодарского края, как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии правоустанавливающего документа, основан на неправильном толковании норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления является вещным правом.
На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Доказательства того, что право оперативного управления учреждения в отношении спорного объекта прекращено по вышеуказанным основаниям, в материалах дела отсутствуют.
Истечение срока действия договора от 30.03.1994 не является основанием прекращения права оперативного управления, поскольку такое основание прекращения права оперативного управления законом не предусмотрено. Истечение срока действия указанного договора не имеет юридического значения для существования вещного права, возникшего с момента передачи имущества учреждению.
Ссылка управления на то, что с заявлением о регистрации права оперативного управления должны обратиться обе стороны сделки, является несостоятельной. В силу пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации прав в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Таким образом, законом установлена альтернативная возможность регистрации права, возникшего на основании акта органа государственной власти или местного самоуправления, или сделки, заключенной с последними, как по заявлению публичного образования, так и по заявлению лица, в отношении которого принят соответствующий акт или с которым заключена сделка.
По вышеизложенным основаниям суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу о несоответствии оспариваемого отказа в регистрации права действующему законодательству и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2016 по делу N А32-8671/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8671/2016
Истец: ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N 6 "Министерства здравоохранения КК, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Специализированная психиатрическая больница", Сетдарова Л. Б.
Ответчик: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Департамент имущественных отношений КК, Отрадненский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК, Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по КК