Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2016 г. N Ф06-13813/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга и пени по договору аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
07 июля 2016 г. |
Дело N А55-31081/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой Т.В.,
с участием в судебном заседании :
от заявителя апелляционной жалобы - представитель Пюльзю А.К. (доверенность от 24.12.15),
от ответчика - представитель Сергеева Т.А. (доверенность от 01.12.15) (до перерыва), представитель Почекуева Е.С. (доверенность от 01.12.15) (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июля 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2016 года по делу N А55-31081/2015 (судья Ануфриева А.Э.)
по исковому заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871, ИНН 6315800001), г.Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "СПАРТА" (ОГРН 1066318028171, ИНН 6318153419), г. Самара,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "СПАРТА" о взыскании 3 808 542 руб. 93 коп., в том числе задолженность за период с июля 2013 по 31.10.2015 в сумме 3 431 374 руб. 18 коп., пени за период с 11.10.2013 по 31.10.2015 в сумме 377 168 руб. 75 коп. по договору аренды земельного участка N 2517/а-2012/2013 от 22.11.2012.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2016 года по делу N А55-31081/2015 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании 28.06.2016 в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 05.07.2016 до 16 часов 10 минут, после чего судебное заседание продолжено.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители ООО "СПАРТА" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей сторон, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, между Министерством имущественных отношений Самарской области (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор N 2517/а-2012/2013 от 22.11.2012 аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, площадью 1103,50 кв.м, расположенный по адресу: г. Самара Советский район ул. 22 партсъезда с кадастровым номером 63:01:0915003:1, под временный универсальный розничный рынок, сроком на один год с даты подписания акта приема-передачи земельного участка.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.12.2012.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Разделом 3 договора предусмотрено, что арендная плата в размере, определяемом в соответствии с приложением N 2 к договору, вносится ежеквартально до десятого дня начала следующего квартала, а за 4 квартал - до 25 ноября текущего года.
Пунктом 3.3. договора определено, что арендатор согласен с односторонним пересмотром арендной платы арендодателем на основании правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления с даты, указанной в данном правовом акте.
В соответствии с пунктом 6.2.1 договора за просрочку аренды платежей начисляется пеня в размере 0,06% с просроченной суммы за каждый день просрочки.
Дополнительным соглашением от 23.12.2013 стороны изменили назначение участка под временные павильоны без устройства фундамента, изменили расчет арендной платы.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, с 01.07.2006 полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством было наделено Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с п.2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД, вступившим в силу 01.03.2015, внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", в Закон Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" в части исключения из компетенции органов государственной власти Самарской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Устава городского округа Самара (принят решением Думы городского округа Самары от 10.07.2006 N 294) Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Согласно пп. 7 п. 2 Постановления Администрации городского округа Самара от 19.08.2015 N 929 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент) обеспечивает контроль за соблюдением условий договоров аренды земельных участков, а также в силу пп. 8 п. 2 является администратором доходов от договоров аренды земельных участков, пп. 13 п. 2 вправе в судебном порядке взыскивать суммы задолженности по арендной плате, процентов за использование земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
По истечении срока действия договора, ответчик продолжал пользоваться арендованным земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, что позволяет считать его возобновленным на неопределенный срок.
Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что арендатор обязан своевременно вносить арендную плату.
Как указывает истец, в нарушение условий договора и норм права, регулирующих арендные правоотношения, ответчик не исполнял обязанности по полному и своевременному внесению арендной платы, в связи с чем за ним образовалась задолженность за период с июля 2013 по 31.10.2015 в сумме 3 431 374 руб. 18 коп.
Кроме того за просрочку внесения арендной платы ответчику начислены пени из расчета 0,06 за каждый день просрочки на основании п.6.2.1 договора за период за период 11.10.2013 по 31.10.2015 в сумме 377 168 руб. 75 коп.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано отказал в иске, поскольку ответчик не допускал просрочки внесения в установленном размере арендной платы, а истцом не доказано наличие задолженности и просрочка внесения арендной платы за период с июля 2013 по 31.10.2015 по договору аренды земельного участка N 2517/а-2012/2013 от 22.11.2012, исходя из следующего.
Возражая против заявленного иска, ответчик отметил неправомерное начисление арендной платы за 2014 год, т.к. данный спор был предметом судебного разбирательства по делу N А55-2044/2015, что исключает наличие задолженности. Кроме того, относительно расчета арендной платы за 2015 год указывает на неправильное применение удельного показателя кадастровой стоимости и коэффициента вида использования земельного участка.
Решением Арбитражного суда по делу N А55-2044/2015 от 28.05.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного суда от 26.08.2015 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2015, с муниципального образования городской округ Самара в лице Администрации городского округа Самара за счет казны муниципального образования городской округ Самара в пользу ООО "Спарта" взыскано неосновательного излишне в виде излишне уплаченной арендной платы за 2014 год в сумме 235 654 руб. 62 коп. по договору аренды земельного участка N 2517/а-2012/2013 от 22.11.2012. Судебными актами установлено неправильное применение арендодателем удельного показателя кадастровой стоимости и коэффициента вида использования земельного участка. О данном судебном акте истец был осведомлен.
Таким образом суд первой инстанции верно указал, что в силу ст. 69 АПК РФ данные обстоятельства имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора и не подлежат доказыванию.
Суд первой инстанции неоднократно предлагал представить: - расчет взыскиваемой суммы, - подробный расчет начислений арендной платы за весь спорный период с указанием методики и документальным подтверждением каждого примененного показателя, - обосновать расчет арендной платы с учетом утвержденной кадастровой стоимости и вида разрешенного использования земельного участка; -уточнить исковые требования. Однако данные определения истцом не выполнены.
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что доказывание размера взыскиваемой задолженности в силу ст. 65 АПК является одной из основных обязанностей истца по рассматриваемому спору, т.к является предметом заявленного иска.
В соответствии со ст. 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом неблагоприятные последствия. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные настоящим Кодексом последствия.
Учитывая, что платность пользования землей в силу ст. 1 Земельного кодекса РФ является основным принципом земельного законодательства, игнорирование определения суда в этой части является со стороны истца злоупотреблением своим правом и невыполнением процессуальных обязанностей, что также свидетельствует о проявленном неуважении к суду.
В соответствии со ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно ст. 131 АПК РФ, непредставление дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Со ссылками на нормы статей 614, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции верно указал, что стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Данный вывод соответствует п. 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в котором разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
В соответствии с п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Методикой определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, размер арендной платы за земельные участки определяется по формуле: Ап=S*Скад*Ка*Кпр*Кв*Ки, где Скад - удельный показатель кадастровой стоимости земли, Ка - коэффициент категории арендатора, для данного арендатора равный - 1; Кв - коэффициент вида использования земельного участка; Кпр - коэффициент приближенности к культурно-административному центру для данного земельного участка равный 0,4; Ки - коэффициент инфляции расчетного года.
В соответствии с указанной Методикой, при определении размера арендной платы за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, значение Скад определяется по состоянию на 1 января расчетного года.
Постановлением Правительства Самарской от 13.11.2013 года N 610 утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 11 780 745,30 руб.
В соответствии с абзацем 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 09.06.2014 N 14/18с-54 утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 5 595 848 руб. 50 коп., что при площади земельного участка 1103,5 кв.м соответствует удельному показателю кадастровой стоимости 5 071 руб./кв.м, который в силу указанных норм подлежит применению с 01.01.2014.
Как указывает ответчик, арендодателем не произведен перерасчет аренной платы в связи с изменившейся кадастровой стоимостью земельного участка.
Коэффициент вида использования земельного участка должен соответствовать разрешенному использованию земельного участка.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 20.09.2013 спорный земельный участок сформирован 21.03.2005 площадью 1103,5 кв.м с кадастровым номером 63:01:0915003:1 разрешенным использованием под временные павильоны без устройства фундамента.
В соответствии Порядком организации и проведения ярмарок на территории Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 22.12.2010 N 699 Решением Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области торговые объекты, организуемые ООО "Спарта", включены в реестр ярмарок Самарской области с номером записи в реестре: 1-20/1 - универсальная ярмарка по адресу: г.Самара ул.22 партсъезда/ ул.Красных Коммунаров, с 17.05.2014 по 30.04.2015 года, что подтверждается письмом от N 7-30/112 от 20.04.2014 Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Аналогичное решение о включении в реестр ярмарок Самарской области торговых объектов, организуемых ООО "Спарта" с номером записи в реестре: 1-20/1 - универсальная ярмарка по адресу: г.Самара ул.22 партсъезда/ ул.Красных Коммунаров, с 14.08.2015 по 12.08.2016 (письмо от 11.08.2015 N 7.30/242 Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области).
Следовательно, в соответствии Методикой определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и предоставляемых для целей, не связанных со строительством, должен применяться Коэффициент вида использования земельного участка, расположенного на территории городского округа Самара (Кв) в период с 01.01.2015 по 30.04.2015 и с 14.08.2015 по 31.12.2015 для ярмарок, который составляет 0,13 (пункт 5.2.9 Таблицы N 2 ), а в период с 01.05.2015 по 13.08.2015 - 0,6 для под торговыми киосками, павильонами ( п.5.2.6 Таблицы 2).
Применение значения Кв - 0,13 для ярмарок в период с 01.01.2015 по 30.04.2015 и с 14.08.2015 по 31.12.2015 по своей сути не изменяет разрешенное использование земельного участка под объектами торговли, а отвечает фактическому виду целевого использования с учетом решения о включении в реестр ярмарок торгового объекта истца, и, кроме того, соответствует ненормативному акту Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области о включении в реестр ярмарок Самарской области торгового объекта, организуемого ООО "Спарта", принятого в пределах компетенции.
Данный вывод соответствует судебным актам по делу N А55-2044/2015 между теми же сторонами по спору, вытекающему из того же договора.
Таким образом суд первой инстанции верно указал, что с учетом изложенного размер арендной платы в 2015 году составляет: с 01.01.2015 по 30.04.2015 - 102 329 руб. 41 коп., с 01.05.2015 по 13.08.2015 - 405 381 руб. 90 коп., с 14.08.2015 по 31.12.2015 - 116 826 руб. 07 коп., а всего за 2015 год 624 537 руб. 38 коп. (л.д.90).
Таким образом, поскольку спор о размере арендной платы за 2014 году разрешен в рамках указанного дела, арендатор вносил арендную плату за 2015 год в самостоятельно рассчитанном размере.
Кроме того, материалами дела подтверждается, и истцом не оспаривается, что ответчиком в течение 2015 года периодически ежемесячно вносилась арендная плата всего в сумме 624 537 руб. 38 коп. (л.д.98-105).
На основании изложенного суд первой инстанции отказывая в иске правомерно пришел к выводу, что ответчик не допускал просрочки внесения в установленном размере арендной платы.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны, поскольку истцом не доказано наличие задолженности и просрочка внесения арендной платы за период с июля 2013 по 31.10.2015 по договору аренды земельного участка N 2517/а-2012/2013 от 22.11.2012.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2016 года по делу N А55-31081/2015, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы. Однако, заявитель жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2016 года по делу N А55-31081/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-31081/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 31 октября 2016 г. N Ф06-13813/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: ООО "Спарта"