Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2016 г. N Ф03-4916/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
07 июля 2016 г. |
Дело N А51-26357/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Г.М. Грачёва,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни,
апелляционное производство N 05АП-4533/2016
на решение от 27.04.2016
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-26357/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арферион" (ИНН 2511069253, ОГРН 1102511001230, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 26.03.2010)
о признании незаконными решений Уссурийской таможни (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.12.2002) от 24.10.2015 N РКТ-10716050-15/000386 по классификации товаров N 1 по ТН ВЭД ЕАЭС и N РКТ-10716050-15/000387 по классификации товара N 2 по ТН ВЭД ЕАЭС,
при участии:
от ООО "Арферион": представитель Наливайко П.А. по доверенности от 11.01.2016 сроком на 1 год, паспорт;
от Уссурийской таможни: представитель Бодрова М.А. по доверенности от 13.01.2016 N 00395 сроком до 31.12.2016, удостоверение., представитель Вернигора Р.С. по доверенности от 15.06.2016 N 13722 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
слушатель Кузнецов А.П.: паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арферион" (далее - заявитель, общество, ООО "Арферион") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений от 24.10.2015 N РКТ-10716050-15/000386 по классификации товаров N1 по ТН ВЭД ЕАЭС и N РКТ-10716050-15/000387 по классификации товара N 2 по ТН ВЭД ЕАЭС, вынесенных Уссурийской таможней (далее - таможня, таможенный орган).
Решением от 27.04.2016 суд удовлетворил заявленные требования, признав указанные решения таможни незаконными, как несоответствующие Таможенному кодексу Таможенного союза.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 27.04.2016, таможня просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе таможенный орган указал, что судом первой инстанции было неправильно применено Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.014 N 156 "О классификации подгузников детских одноразовых по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза".
Ссылаясь на абзац 3 пункта 1 указанного решения, таможня указала, что классификация подгузников, а соответственно, пеленок и прокладок по правилам пунктов 1, 3 (б) и 6 Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности возможна только при однородности абсорбирующего слоя. При многокомпонентности абсорбирующего слоя в силу указанного Решения правило 3 (б), по мнению таможни, не может быть применено, и подлежит применению правило 3 (в).
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, представители таможни поддержали в судебном заседании.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Доводы отзыва на апелляционную жалобу представитель заявителя поддержал в судебном заседании.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Во исполнение контракта N от 08.12.2011 N HLDN-0812, заключенного между заявителем и китайской компанией, на территорию РФ ввезены товары (изделия санитарно-гигиенического разового использования, абсорбирующий слой изготовлен из распушенной целлюлозы: вкладыши для груди, пеленки детские).
В целях таможенного оформления товаров, поступивших на территорию Таможенного союза, обществом была подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10716050/300715/0009330.
В 31 графе данной ДТ заявлены сведения о товарах: N 1 - "изделия санитарно-гигиенического разового использования для женщин, многослойные, образованные из текстильного нетканного полиэфирного полотна, волокнистого промежуточного слоя из целлюлозных волокон", код 9619 00 190 0 (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%); N 2 - "изделия санитарно-гигиенического разового использования, многослойные, образованные из текстильного нетканного полиэфирного полотна, волокнистого промежуточного слоя из целлюлозных волокон", код 9619 00 210 0 (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%).
В ходе проведения таможенного контроля в целях идентификации товаров, задекларированных в ДТ N 10716050/300715/0009330, 31.07.2015 таможенным органом начата дополнительная проверка заявленных сведений о классификации товаров.
В рамках дополнительной проверки назначена таможенная экспертиза (решение от 31.07.2015 N 10716050/310715/ДВ/000124), произведен отбор проб и образцов товаров (акт отбора проб и образцов N 10716050/310715/000116 от 31.07.2015).
05.08.2015 товары, задекларированные в ДТ N 10716050/300715/0009330, были выпущены в связи с внесением декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в виде денежного залога в размере 761.082,38 руб.
24.10.2015 по результатам проведенной дополнительной проверки, с учетом заключения таможенного эксперта от 01.10.2015 N 09/025217 Уссурийским таможенным постом Уссурийской таможни приняты решения N РКТ-10716050-15/000386 по классификации товара N 1 "...вкладыши для груди" в подсубпозиции 9619 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 14,6%) и N РКТ-10716050-15/000387 о классификации товара N 2 "...пеленки детские" в подсубпозиции 9619 00 900 1 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенной пошлины - 10%).
С учетом вновь определенного классификационного кода общество произвело корректировку соответствующих граф декларации на товары и доплатило таможенные платежи в размере 96.031,11 руб.
Не согласившись с указанными решениями таможенного органа о классификации спорных товаров, посчитав, что данные решения не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с заявлением о признании этих решения незаконными.
27.04.2016 по указанному заявлению принят обжалуемый судебный акт.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Согласно статье 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС установлено, что в декларации на товары указываются, в том числе, сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по ЕТН ВЭД ТС, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, описание упаковок, количество в килограммах, таможенная и статистическая стоимость.
Согласно "Инструкции о порядке заполнения декларации на товары", утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" в целях исчисления и взимания таможенных платежей и обеспечения соблюдения запретов и ограничений необходимо указать сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД России.
Согласно статье 50 ТК ТС единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Решением Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза содержит основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД установлено, что для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Из правила 3 (а) следует, что в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако, когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара.
В соответствии с правилом 3 (б) ОПИ ТН ВЭД ТС смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а) или 3 (б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров (Правило 3 (в)).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ).
Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой ТН ВЭД ТС при классификации товаров (далее - Положение).
Разделом III названного Положения определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД.
Согласно Положению (пункты 5 и 6) ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1: ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ ОПИ 3; 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Как правильно указал суд первой инстанции, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Как следует из материалов дела, в ДТ N 10716050/300715/0009330 при декларировании товаров - изделия санитарно-гигиенического разового использования, абсорбирующий слой изготовлен из распушенной целлюлозы: вкладыши для груди, пеленки детские, обществом в отношении товара N 1 "...вкладыши для груди" заявлен классификационный код 9619 00 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины -5%); в отношении товара N 2 "...пеленки детские" заявлен классификационный код 9619 00 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 5%).
При классификации ввезенного товара общество исходило из того, что товар является многослойным, однако основное свойство товару (впитывание жидкости) придает абсорбирующий слой, состоящий из волокон целлюлозы, в связи с чем при выборе подсубпозиции применению подлежит правило 3 (б) ОПИ ТН ВЭД, то есть товар классифицируется в зависимости от материала, который придает ему основное свойство.
Тексту товарной подсубпозиции 9619 00 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, примененной декларантом, соответствует товар "Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы: -- гигиенические женские прокладки, тампоны и аналогичные изделия: --- прочие".
Тексту товарной подсубпозиции 9619 00 210 0 ТН ВЭД ЕАЭС, соответствует товар: "Женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из бумажной массы, бумаги, целлюлозной ваты или полотна из волокон целлюлозы: -- детские пеленки и подгузники и аналогичные санитарно-гигиенические изделия: --- детские пеленки и подгузники".
Таможенный орган при вынесении оспариваемых решений по классификации указанных товаров изменил заявленные обществом классификационные коды, для товара N 1 применив код 9619 00 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, а для товара N 2 - код 9619 00 900 1 ТН ВЭД ЕАЭС.
Тексту товарной подсубпозиции 9619 00 900 1 ТН ВЭД ТС, соответствуют: "женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из прочих материалов: детские пеленки и подгузники".
Тексту товарной подсубпозиции 9619 00 900 9 ТН ВЭД ТС, соответствуют: "женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала: - из прочих материалов: прочие".
Как следует из заключения таможенных экспертов Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в г.Владивостоке от 01.10.2015 N 09/025217, исследуемые образцы товаров N 1 и N 2 по ДТ N10716050/300715/0009330 являются готовыми санитарно-гигиеническими изделиями: вкладышем для груди и пеленками, многослойными, образованными из текстильного нетканого полиэфирного полотна, волокнистого промежуточного слоя из целлюлозных волокон с добавлением полиакриламида, обладающего свойством удерживать влагу, за счет гелеобразования, и полимерной полиэтиленовой пленки.
Исследуемые образцы изготовлены из текстильного нетканого полиэфирного (100%) полотна, волокнистого промежуточного слоя из целлюлозных волокон с добавлением полиакриламида, обладающего свойством удерживать влагу, за счет гелеобразования, и полимерной полиэтиленовой пленки.
Содержание нетканого материала в образцах в среднем составляет: образец N 1 - 12,5 мас.%, образцы N N 2-7 - 5,3 мас.%; содержание полимерной пленки: образец N 1 - 0,2 мас.%, образцы N N 2-7 - 7,6 мас.%; содержание волокнистого материала и гигроскопичной добавки в сумме: образец N 1 - 77,3 образцы N N 2-7 - 87,1 мас.%.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая вышеуказанное заключение таможенных экспертов, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основное свойство указанному товару придает абсорбирующий слой, при этом основную функцию абсорбирующего слоя - впитывание и удержание жидкости выполняет полотно из целлюлозных волокон. Добавка полиакриламида, обладающего свойством удерживать влагу, лишь усиливает впитывающие свойства изделия и удержания в нем большего количества жидкости.
При этом, как следует из указанного заключения экспертов, установить точное содержание гигроскопической добавки в составе изделия эксперту не удалось по причине невозможности их полного количественного разделения. При этом из ответов производителя о составе изделий следует, что массовая доля полимера (гранул полиакриламида) составляет в пеленках от 4 до 6 грамм на штуку (в зависимости от ее размеров) и от 0,5 до 0,7 грамм на штуку в грудных вкладышах (в зависимости от класса).
Таким образом, гигроскопическая добавка (полиакриламид), как правильно указал суд первой инстанции, является вспомогательным веществом для усиления впитывающих свойств абсорбирующего целлюлозного слоя для удержания большего количества жидкости. Именно целлюлозные волокна являются преобладающим материалом ввезенных товаров, придающим им основное свойство - впитывание и удержание жидкости, в то время как гранулы полиакриламида лишь повышают данное свойство.
Учитывая вышеизложенное, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, декларанта, о том, что ввезенные им товары должны классифицироваться в соответствии с Правилом 3 (б) ОПИ ТН ВЭД, то есть по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство.
Довод таможенного органа о необходимости применения правил 3 (в), 6 ОПИ ТН ВЭД ТС в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.2014 N 156 "О классификации подгузников детских одноразовых по Единой ТН ВЭД ТС" при классификации спорных товаров, был рассмотрен судом первой инстанции и правомерно им отклонен.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с правилами 3 (в), 6 ОПИ ТН ВЭД ТС товар подлежал бы классификации в товарной позиции 9619 00 900 1 ТН ВЭД ТС только в случае если бы ни один из материалов не мог быть определен как основной или как выполняющий основную функцию, то есть основное назначение товара зависело бы от наличия в абсорбирующем слое как волокон целлюлозы, так и частиц абсорбента на основе натриевой соли полиакриловой кислоты.
Данный вывод соответствует содержанию абзаца 2 пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.2014 N 156 "О классификации подгузников детских одноразовых по Единой ТН ВЭД ТС", согласно которому подгузники детские одноразовые, состоящие из нескольких слоев, изготовленных из различных материалов, в соответствии с основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 3 (б) и 6 классифицируются в рамках той однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, в которой поименован материал изготовления абсорбирующего слоя, придающего подгузнику его основное свойство - впитывание жидкости.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, согласно буквальному толкованию вышеуказанного Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии спорный товар подлежал бы классификации в рамках однодефисной подсубпозиции товарной позиции 9619 00 ЕТН ВЭД ТС, последней среди подсубпозиций, в которых поименованы материалы изготовления основного абсорбирующего слоя женских прокладок. Такой последней подсубпозиций применительно к рассматриваемому товару является подсубпозиция 9619 00 110 0 ТН ВЭД ТС, где поименованы полотна из волокон целлюлозы. В рамках настоящего дела именно волокна целлюлозы придают основное свойство спорному товару (впитывание жидкости). Таким образом, подсубпозиция "из прочих материалов", которой соответствует классификационный код 9619 00 900 9 ТН ВЭД ТС, не может рассматриваться как позиция, содержащая наименование основного материала изготовления абсорбирующего слоя.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные товары правомерно отнесены ООО "Арферион" к кодам ТН ВЭД ТС 9619 00 190 0 и 9619 00 210 0.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал решения Уссурийской таможни от 24.10.2015 года N РКТ-10716050-15/000386 по классификации товаров N 1 по ТН ВЭД ЕАЭС и NРКТ-10716050-15/000387 по классификации товара N 2 по ТН ВЭД ЕАЭС, незаконными, как несоответствующие Таможенному кодексу Таможенного Союза.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.04.2016 по делу N А51-26357/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-26357/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2016 г. N Ф03-4916/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АРФЕРИОН"
Ответчик: УССУРИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ