город Москва |
|
7 июля 2016 г. |
дело N А40-8469/16 |
Резолютивная часть постановления от 30.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.07.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2016
по делу N А40-8469/16, принятое судьей Дудкиным В.В.
по заявлению ОАО "РЖД" (107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2, ОГРН 1037739877295)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (115191, Москва, улица Большая Тульская, дом 15, ОГРН 1097746680822)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации;
при участии:
от заявителя - Плетнева О.Н. по доверенности от 16.10.2015;
от заинтересованного лица - Абрашкин А.А. по доверенности от 31.12.2015;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2016 заявление ОАО "РЖД" о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 13.10.2015 N 77/022/015/2015-756 об отказе в государственной регистрации собственности ОАО "РЖД" на объект имущества - платформу "Тестовская" с кассовым павильоном N 2 (кадастровый номер 77:01:0000000:2487), расположенным по адресу: Москва, улица 1-я Магистральная до Красногвардейского 2-го проезда. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве возложена обязанность внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности ОАО "РЖД" на объект имущества - платформу "Тестовская" с кассовым павильоном N 2 (кадастровый номер 77:01:0000000:2487), расположенным по адресу: Москва, улица 1-я Магистральная до Красногвардейского 2-го проезда, удовлетворено.
Управление Росреестра, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители заинтересованного лица и заявителя в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 19.05.2015 общество обратилось в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением N 77/022/015/2015-756 о внесении в ЕГРП записи о регистрации прав собственности ОАО "РЖД" на объект недвижимого имущества - платформу "Тестовая" с кассовым павильоном N 2 (кадастровый номер 77:01:0000000:2487), расположенный по адресу: Москва, улица 1-я Магистральная до 2-го Красногвардейского проезда.
13.10.2015 управлением принято решение, которым отказано в регистрации права собственности ОАО "РЖД" на указанный объект движимого имущества, в связи с отсутствием сведений о выделении в установленном порядке земельного участка, на котором расположен объект движимого имущества.
Не согласившись с решением регистрационного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение уполномоченного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства, в том числе: акты, изданные органами государственной власти и органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом п. 2 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ определено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные документы отвечают требованиям ст. 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 и п. 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В соответствии с нормами абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
В обоснование отказа в государственной регистрации права собственности управлением указано, что в регистрирующий орган не представлены документы, свидетельствующие о выделении в установленном законом порядке ООО "УКС "Сити" земельного участка под строительство заявленного к регистрации объекта, а ранее представленные договор субаренды земельного участка от 27.04.2015 N ЦРИ/04/СА, договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 12.11.2009 N М-01-605311, заключенный между Департаментом городского имущества г. Москвы и "УКС "Сити" и соглашение о компенсации потерь от 14.10.2010 N Д-893 НРИ/НЮ, не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем не могут быть признаны надлежащим правоустанавливающим документом, свидетельствующим о выделении в установленном порядке ООО "УКС "Сити" земельного участка под строительство заявленного в регистрации объекта.
Из материалов дела следует, что предметом безвозмездного срочного пользования земельным участком от 12.11.2009 N М-01-605311 в соответствии с п. 1.1 является земельный участок площадью 6563 кв.м. (категория земель: земли населенных пунктов), имеющем адресные ориентиры: Москва, улица 2-я Магистральная улица до 2-го Красногвардейского проезда, предоставляемый в безвозмездной срочное пользование для строительства объекта городского заказа транспортной автомагистрали между Звенигородским шоссе и ММДЦ "Москва-Сити" за счет бюджета города Москвы (том 1 л.д. 45-50).
В пункте 1.4 договора указано, что план земельного участка составлен на основе графических материалов и является составной и неотъемлемой частью договора.
Согласно п. 2.1 договор безвозмездного срочного пользования заключен сроком на 11 месяцев 28 дней.
Согласно п. 2 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с рекомендациями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", срок действия договора аренды, определенный с 1 -го числа какого-либо месяца текущего года до 30-го (31-го) числа предыдущего месяца следующего года считается равным году.
Таким образом, срок действия считается равным году, при условии, когда в договоре определены конкретные числа.
В данном случае, в договоре не указаны конкретные числа первоначального и окончательного срока действия договора. Сторонами договора аренды от 12.11.2009 N М-01-605311 определен срок действия договора 11 месяцев 28 дней (неполный календарный год).
Согласно п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор, подлежащий государственной регистрации, должен соответствовать двум условиям: устанавливать срок его действия и указанный срок должен быть не менее одного года.
Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 12.11.2009 N М-01-605311 соответствует указанным положениям ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В качестве документа, индивидуализирующего передаваемый в аренду земельный участок, в таком случае могут быть приложены и иные документы, помимо кадастрового плана и кадастрового паспорта.
При заключении договора срочного пользования (аренды) сторонами был однозначно определен и согласован предмет договора - земельный участок площадью 6.563 кв. м в границах, указанных в приложении N 1 к договору. Разногласия между сторонами относительно предмета аренды отсутствуют.
Таким образом, выводы управления являются необоснованными.
Указание на непредставление правоустанавливающих документов в отношении земельных участков полосы отвода железной дороги со ссылкой на п. 1.5 представленного соглашения N Д-893 НРИ/НЮ от 14.10.2010 (том 2 л.д. 41-46), заключенного между Государственным учреждением г. Москвы "Управлением капитального строительства" (государственный заказчик) с ОАО "РЖД" о компенсации потерь, не имеет правовых оснований, исходя из следующего.
Судом установлено, что в ходе строительства третьего транспортного кольца в г. Москве осуществлен снос железнодорожных объектов предприятий, подведомственных МПС России, что подтверждается распоряжением Правительства г. Москвы от 28.03.2007 N 544-РП "О строительстве транспортной развязки Звенигородского шоссе с МДЦ "Москва-сити", постановлением Правительства Москвы от 15.01.2008 N 30-ПП "О мерах по завершению строительства ММДЦ "Москва-сити" в 2008-2010.
Из указанных нормативно-правовых актов усматривается, что в целях функционирования пассажирского и грузового движения поездов, предусмотрено строительство новых зданий и сооружений в качестве компенсации за снесенные железнодорожные объекты.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" объекты железнодорожного транспорта - это железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, сооружения и устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, системы управления движением, объекты инфраструктуры, здания, строения, сооружения, площадки, устройства, защитные сооружения, оборудование и иное имущество обеспечивающее функционирование железнодорожного транспорта общего пользования.
Объекты инфраструктуры - железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции и раздельные пункты, сооружения и устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, системы управления движением, иные здания, строения, сооружения, площадки, устройства, защитные сооружения, оборудование, непосредственно предназначенные для обеспечения выполнения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте общего пользования либо обеспечения технологического функционирования инфраструктуры.
Таким образом, объект недвижимого имущества, представленный к государственной регистрации, возводился с целью компенсации за снесенные железнодорожные объекты, для осуществления деятельности, связанной с функционированием железнодорожного транспорта.
Пунктом 1.3 соглашения определено, что строительство объекта ведется на основании государственных контрактов, заключенных государственным заказчиком с ОАО "РЖД" и генеральными подрядчиками.
В соответствии с государственным контрактом N УКС/8-11-114д от 21.07.2008 ООО "Управление капитального строительства "Сити" выполняет в установленном порядке функции по организации проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию, в т.ч. передачи строительной площадки, получение разрешений и согласований по строительству, приемки работ и т.д.
Соглашение N Д-893 НРИ/НЮ от 14.10.2010 представлено обществом в регистрирующий орган в обоснование возникновения права собственности ОАО "РЖД" на возведенные объекты. В приложениях 1 и 2 к соглашению указан перечень объектов Московской железной дороги, попадающих в зону строительства транспортной магистрали между Звенигородским шоссе и ММДЦ Москва-Сити, а также перечень имущества, подлежащего передаче ОАО "РЖД" в порядке компенсации.
Таким образом, довод управления об отсутствии возможности определить объект недвижимого имущества, подлежащего передаче, является несостоятельным, поскольку соглашение о компенсации потерь не является правоустанавливающим документом в отношении земельного участка отведенного под строительство, а определяет порядок компенсации потерь в связи со строительством вновь возведенных объектов недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2016 по делу N А40-8469/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8469/2016
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москва, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве