07 июля 2016 г. |
Дело N А83-1209/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" - Трутько Д.В.;
другие лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 мая 2016 года по делу N А83-1209/2016 (судья Евдокимова Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" (ул. Скалистая, 3, пгт. Восход, г. Ялта, Республика Крым, 298652) (ул. Школьная, 6, кв. 37, пгт. Молодежное, г. Симферополь, Республика Крым, 297501)
к Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым (ул. Свердлова, 21, г. Ялта, Республика Крым, 298600)
о признании незаконным постановления и понуждении совершить определенные действия,
установил:
Решением суда первой инстанции удовлетворены заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" (ОГРН 1149102109639 - л.д. 80-83 т. 1, далее - ООО "Эталон Строй" или заявитель) требования о признании незаконным правового акта и о понуждении заключить договор. Признано незаконным постановление Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102101609 - л.д. 100-105 т. 1, далее - Администрация г. Ялты), на Администрацию г. Ялты возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных Законом Республики Крым N 38 ЗРК от 31 июля 2014 года. С Администрации г. Ялты в пользу ООО "Эталон Строй" взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 146-153 т. 1).
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель, имевший в аренде земельные участки по законодательству Украины, вправе переоформить свои права аренды на земельные участки по законодательству Российской Федерации; установленных законом оснований для отказа в предоставлении земельных участков в аренду (в том числе несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории) не установлено.
Администрация г. Ялты подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в решении выводы не соответствуют обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе указано на то, что земельные участки общего пользования (каковыми являются земельные участки заявителя) не подлежат передаче в аренду; судом первой инстанции не указаны конкретные действия, которые Администрация г. Ялты обязана совершить для восстановления прав заявителя (л.д. 6-8 т. 2).
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что заявитель не согласен с ее доводами, так как предоставленные заявителю земельные участки являются придомовой территорией строящегося многоквартирного жилого дома, действия по переоформлению прав аренды земельных участков регламентированы специальным законом, Администрация г. Ялты не освобождена от возмещения понесенных заявителем судебных расходов (л.д. 18-20 т. 2).
В судебном заседании представитель заявителя просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Администрации г. Ялты и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации городя Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102130275 л.д. 22-24 т. 2) в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены определением от 09 июня 2016 года, копии которого получили 14 июня 2016 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 4 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей указанных участников, достаточность доказательств для рассмотрения дела по сути, определил: рассмотреть дело по апелляционной жалобе без участия в судебном заседании представителей указанных лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд истребовал дополнительные доказательства (л.д. 22-28 т. 2) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
26 ноября 2015 года главой Администрации г. Ялты Ростенко А.О. принято постановление N 3018-п, которым отказано ООО "Эталон Строй" в предоставлении в аренду, в порядке переоформления прав, земельных участков:
1) общей площадью 1.949 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым N 90:25:060103:242, расположенного в Республике Крым, г. Ялта, пгт. Восход, в районе ул. Мира, в указанных в кадастровом паспорте границах;
2) общей площадью 1.551 кв.м. из земель населенных пунктов, с кадастровым N 90:25:060301:360, расположенного в Республике Крым, г. Ялта, пгт. Восход, в районе ул. Мира, в указанных в кадастровом паспорте границах (л.д. 14 т. 1).
Из представленных письменных доказательств следует, что указанные земельные участки до 18 марта 2014 года были переданы в аренду сроком на 49 лет арендодателем - Массандровским поселковым советом, арендатору - обществу с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" (г. Киев, идентификационный код 33542429) для благоустройства прилегающей территории строящегося многоквартирного жилого дома. Эти земельные участки имели кадастровые N 0111948100:01:003:0205 - 1.949 кв.м., N0111948100:01:003:0206 - 1.551 кв.м., по акту установлены границы земельных участков в натуру, 11 ноября 2008 года договора зарегистрированы в Ялтинском отделе Крымского республиканского филиала Государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра", о чем в Государственном реестре земель сделаны записи за N 040800700025 и N 040800700026. Это подтверждается названными договорами с приложениями, пояснениями заявителя (л.д. 28-65 т. 1).
В последующем на эти земельные участки выданы кадастровые паспорта с присвоением кадастровых номеров 90:25:060103:242 и 90:25:060301:360 по законодательству Российской Федерации (л.д. 15-27 т. 1).
Заявителем представлены документы, послужившие основанием для выделения (с передачей в собственность) земельного участка площадью 0,4027 га для строительства многоквартирного жилого дома, в том числе об изменении целевого назначения земельного участка; на строительство этого дома; о паевом участии собственника земельного участка в развитии социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры (л.д. 85-99, 113, 120-121 т. 1).
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц и согласно Уставу общества с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" (ОГРН 1149102109639) это юридическое лицо создано 05 декабря 2014 года, оно не является правопреемником одноименного общества с ограниченной ответственностью "Эталон Строй" (г. Киев, идентификационный код 33542429), которому указанные выше земельные участки были предоставлены в аренду (л.д. 80-83, 106-110, 66-79 т. 1).
Из ответа Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым от 12 октября 2015 года в адрес Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты следует, что земельный участок с кадастровым N 90:25:060301:360 площадью 1.551 кв.м. находится в зоне, в которой не предусмотрено размещение территории для обслуживания многоквартирного жилого дома, этот земельный участок находится на территории общего пользования в красных линиях улицы Южнобережное шоссе (л.д. 125-128 т. 1). Вместе с тем, 12 апреля 2016 года Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым согласовал ООО "Эталон Строй" выделение этого земельного участка и земельного участка с кадастровым N 90:25:060103:242 площадью 1.949 кв.м., о чем выдал заявителю письменные согласования (л.д. 140-141 т. 1).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (ред. от 31 декабря 2014 года) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие права собственности и пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статья 12.1 этого Федерального конституционного закона устанавливает, что до 1 января 2017 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК (ред. от 20 января 2015 года) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года, далее - Закон N 38-ЗРК) установлены особенности регулирования земельных отношений.
Так, согласно статье 3 Закона N 38-ЗРК право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации (часть 9); стороны по договору аренды, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2017 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 13); при этом заявление о заключении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязан подать арендатор (часть 15); а орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, обязан заключить с таким лицом договор аренды (часть 14).
Статья 13 Закона N 38-ЗРК регулирует отношения по завершению оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, в том числе часть 6 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, это:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Как установлено, заявитель по настоящему делу не является арендатором земельных участков, которые до 18 марта 2014 года предоставлены в аренду и по которым до 18 марта 2014 года заключены договора аренды и совершена государственная регистрация таких договоров.
К возникшим между заявителем и Администрацией г. Ялты правоотношениям нельзя применить положения статьи 13 Закона N 38-ЗРК и Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (Приложение к постановлению Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313), поскольку оформление прав на аренду указанных земельных участков было завершено до 18 марта 2014 года. При этом, это право зарегистрировано за иным юридическим лицом, не за заявителем.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 4 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд устанавливает, в том числе, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ на орган, осуществляющий публичные полномочия, возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.
Таким образом, обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов принятым ненормативным правовым актом возлагается по общему принципу, изложенному в части 1 статьи 65 АПК РФ, на лицо, которое ссылается на такие обстоятельства, как на основание своих требований.
Заявитель не доказал, судом второй инстанции не установлен тот факт, что заявитель имеет право на переоформление прав аренды указанных выше земельных участков, а потому постановление Администрации г. Ялты об отказе в переоформлении права аренды не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, заявленные требования о понуждении заключить договора аренды земельных участков не соответствуют способу защиты по требованиям, заявленным в порядке главы 24 АПК РФ. Заявитель этих требований не изменял (не уточнял) при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением указанных выше норм материального права, изложенные в нем выводы о наличии у заявителя права на переоформление права аренды земельных участков не соответствуют обстоятельствам дела; такой судебный акт подлежит отмене; в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 мая 2016 года по делу N А83-1209/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
Н.П. Горошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1209/2016
Истец: ООО "ЭТАЛОН СТРОЙ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, Администрация города Ялты Республики Крым