Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2016 г. N Ф05-13298/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
07 июля 2016 г. |
Дело N А40-249774/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Банина И.Н.,
Судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Федерального государственного казённого учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 27.04.2016 г. по делу N А40-249744/2015,
принятое судьёй Селиверстовой Н.Н. (шифр судьи 6-2058)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Жилстрой"
(ОГРН 1095011000479, Московская обл., г. Егорьевск, ул. Антипова, д. 54)
к Федеральному государственному казённому учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1035006114208, г. Москва, ул. Садовническая, д. 62, корп. 3)
с участием Министерства обороны Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 2 013 462, 33 руб.,
при участии представителей:
от истца - Кушнир А.А. по доверенности от 11.01.2016 г.
от ответчика - не явился, извещен
от третьего лица - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ Жилстрой" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному казённому учреждению "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 2 013 462 руб. 33 коп. задолженности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2016 г. по делу N А40-249744/2015 исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик полагает, что судом первой инстанции не дано надлежащей оценки доводам Учреждения, принятое решение не соответствует законодательству. В судебное заседание представитель ответчика не явился.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от третьего лица не поступило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, выслушав представителя истца, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Московская область, Московская обл., г. Егорьевск, ул. Механизаторов, д.57, корп.1.
16.08.2010 г. между Министерством обороны РФ от имени Российской Федерации и ООО "Жилстрой" был заключен государственный контракт N 160810/1 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны РФ.
В соответствии с указанным контрактом Российская Федерации в лице Министерства обороны в лице РФ приобрела в собственность 195 квартир, находящихся в многоквартирном доме по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Механизаторов, д. 57, корп. 1.
При рассмотрении Арбитражным судом города Москвы судебного дела N А40-56405/2014 было установлено, что на приобретенные по государственному контракту N 160810/1 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 16.08.2010 г. квартиры в период с 22.08.2011 г. по 25.08.2011 г. было зарегистрировано право оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждениеи "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-56405/2014 и решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-16378/2015 установлено, что с момента государственной регистрации права оперативного управления плату за жилое помещение и коммунальные услуги по квартирам, находящимся в многоквартирном доме по адресу: Московская обл., г. Егорьевск, ул. Механизаторов, д. 57, корпус 1, и приобретенным по государственному контракту N 160810/1 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 16.08.2010 г., должно вносить Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
В обоснование заявленных требований истец указал, что вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по внесению платы за жилые помещения и коммунальные услуги образовалась задолженность за период с июня по ноябрь 2015 года (включительно) в размере 2 013 462 руб. 33 коп.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Пунктом 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Обязанность собственника нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения и участвовать в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома в силу п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ возникает перед управляющей организацией.
Статья 154 Жилищного кодекса РФ определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плачу за холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления имуществом относится к вещным правам, которое, в свою очередь, подлежит обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрации прав на недвижимость и сделок с ним.
В силу п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 299 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления возникает с момента передачи имущества, на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
Судом установлено, что вышеуказанные квартиры, находящиеся в доме по адресу: Московская обл., г. Егорьевск, ул. Механизаторов, д. 57, корпус 1, закреплены за ответчиком на праве оперативного управления, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое и сделок с ним.
Поскольку на момент рассмотрения спора доказательства оплаты суммы задолженности в размере 2 013 462 руб. 33 коп. ответчиком не представлены, доводы истца документально не опровергнуты, исковые требования удовлетворены правомерно.
Довод ответчика о том, что обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возложена на собственника жилого помещения, не может быть принят судом во внимание, поскольку ответчик осуществляет полномочия собственника, и с момента государственной регистрации права оперативного управления плату за жилое помещение и коммунальные услуги по квартирам, находящимся в многоквартирном доме по адресу: Московская обл., г. Егорьевск, ул. Механизаторов, д. 57, корпус 1, и приобретенным по государственному контракту N 160810/1 купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 16.08.2010 г., должно вносить Федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными актами по делам N А40-56405/2014 и N А41-16378/2015, имеющими преюдициальное значение для настоящего дела в силу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
Также подлежит отклонению довод ответчика о том, что его деятельность носит целевой характер, в связи с чем, он не имеет права перечислять денежные средства, выделенные из государственного бюджета, по нецелевому назначению.
Отсутствие финансирования учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить основанием для освобождения учреждения от обязанности по внесению платы за вышеуказанные жилые помещения и коммунальные услуги.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы ответчика не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанций установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27.04.2016 г. по делу N А40-249744/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного казённого учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казённого учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1035006114208) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249744/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2016 г. N Ф05-13298/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЖЭУ Жилстрой"
Ответчик: ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений " Миистерства обороны РФ, ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ, ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ
Третье лицо: Минобороны РФ